Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:14, контрольная работа
Вопрос №1 Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.
Вопрос №1 Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.
Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.
Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:
1. общественное
разделение труда (отделение
2. развитие
городов, ремесленнической
3. Приобретение
крупными городами
Мифологическое мировоззрение,
мифологическая мировоззренческая
установка не позволяли получить
эффективные конкретные знания. Поэтому
возникает потребность в
· стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.
·
уверенность и обоснование
Это вытекало из следующих двух компонент:
1) понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса – духовного начала, мирового разума;
2) человек
понимался как подобие космоса,
Из вышесказанного следовали другие важные моменты:
1) признание
в качестве наиболее
2) познавательная
деятельность рассматривается
3) Разум,
знания рассматривались как
Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств – есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.
Типы мировоззрения в тетрадке.
3 вопрос
МЕТОД ПОЗНАНИЯ — система принципов,
приемов, правил, требований, которыми
необходимо руководствоваться в
процессе познания. Мыслители прошлого
высоко оценивали значение методов
научного познания. Философ нового
времени Ф.Бэкон сравнивал
. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля.
В марксизме, который обобщил все ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.
Гегелевская диалектика была идеалистической и как таковая в целом не могла войти в марксистскую материалистическую философию. Более того, по своей мировоззренческой природе она была антиподом марксизма. Сам Маркс указывал на то, что его диалектический метод в своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.
Это и понятно: у Гегеля все развитие сведено к диалектике идей, понятий, процессу самосознания абсолютной идеи, в то время как по Марксу самодвижение присуще всему объективному миру: природному, социальному и духовному. И никаких исключений данный принцип самодвижения не имеет – ни с точки зрения его временных, ни пространственных характеристик, т.е. оно вечно.
Основоположникам марксизма при использовании диалектики Гегеля надо было:
Было бы ошибочным считать,
будто Маркс и Энгельс
Впоследствии, осенью 1885г., Энгельс писал: «Маркс и я были едва ли не единственными людьми, которые спасли из немецкой идеалистической философии сознательную диалектику и перевели ее в материалистическое понимание природы и истории».
Так, порвав с идеализмом Гегеля, Маркс и Энгельс сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического материализма.
В качестве первичной признается
диалектически развивающаяся
Таким образом, материалистически
истолкованная гегелевская
4вопрос
Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.
Возникновению марксизма и
марксистской философии
предшествующая
бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
крушение идеалов Великой
нарастание социально-
кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Источники марксистской
Главными произведениями основателей марксизма являются:
«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;
«Капитал» К. Маркса;
«Экономическо-философские
«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Диалектика природы» Ф. Энгельса;
«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;
«Происхождение семьи,
Марксизм формировался как цельное
учение в органическом единстве всех
его составных частей. Философия
марксизма выступает как
Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.