Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

Вопрос №1 Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

 

 Пределы нашего познания  исторически ограничены, но по  мере совершенствования и развития  практики человечество все время  приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до  конца. На любой ступени развития  мысль человека не в состоянии  охватить все многообразие сторон  вечно развивающейся действительности, а способна отразить мир лишь  частично, относительно, в границах, обусловленных развитием науки  и общественной практики. Это,  однако, не значит, что абсолютная  истина представляет собой какой-то  заведомо недосягаемый идеал,  к которому человек может только  стремиться, но никогда его не  достигнет. 

 

 Между абсолютной и относительной  истинами не существует пропасти, непроходимой грани, абсолютная  истина входит в каждую объективную  истину своей стороной, частью, также  как и относительная. Всякая  подлинно научная объективная  истина представляет собой в  одно и то же время абсолютную  истину, так как она в основном  правильно отражает определенную  сторону объективного мира, и  относительную истину, так как  она отражает эту сторону объективной  действительности неполно, приблизительно.

 

 Чем больше растет объем относительно истинного научного знания, тем больше элементов абсолютной истины накапливается в нем. Из суммы относительных истин в их развитии складывается абсолютная истина в предельно широком смысле, то есть абсолютно полный и точный ответ на все вопросы в мире, исчерпывающее знание обо всем, что существует в нем. Однако абсолютная истина в этом смысле есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его.

Тот, кто понимает единство относительного и абсолютного в человеческих знаниях, одинаково не приемлет метафизической односторонности релятивизма и  догматизма.

 

Релятивизм (лат. relativus – "относительный") не признает объективности знаний, преувеличивая их относительность, подрывает уверенность в познавательных способностях мышления и в конечном счете ведет к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму.

 

 

Догматизм считает, что наши знания состоят из "вечных" и неизменных истин, что истина – собрание законченных, неизменных положений, которые остается только заучить и применять во всех случаях жизни.

 

 Нельзя абсолютизировать даже  такие общие положения, истинность  которых доказана и проверена  практикой, применяя их к каждому  конкретному случаю, формально, без  учета особенных условий данного  явления. Так как мир находится  в состоянии постоянного изменения  и развития, то и наши знания  о нем не могут быть абстрактными, неизменными, пригодными на все  времена и для всех случаев  жизни. 

 

 Познание – непрерывный процесс  уточнения старых и раскрытия  новых, ранее неизвестных сторон  объективного мира. Новое, зарождающееся  знание очень часто не укладывается  в рамки старых, привычных понятий  и представлений. В старые истины  нужно непрерывно вносить изменения,  уточнения, отражающие новые закономерности, которые несет в себе все  новое.

 

10вопрос

Закон - это, прежде всего, объективность, то, что не зависит от воли и желание  человека, от ее сознания. Конечно, язык не идет о юридических законах, которые  сегодня принимаются, а завтра - отменяют. Если, например, мы ведем речь о законах  сохранения энергии и вещества или  о законе всемирного тяготения, то было бы бессмыслица утверждать, что мы сможем их отменить или сознательно  затормозить их действие. Это касается также и объективных законов  развития общества, таких, в частности, как зависимость общественного сознания от общественного бытия, основного ли социологического закона о решающей роли способа производства в общественной жизни. Итак, главнейшим признаком закона будет то, что он отображает объективный залог вещей, объективные связи между вещами, предметами, явлениями.

 

 

11 вопрос

 диалектика

Первый закон: единство и борьба противоречий

Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном  единстве, взаимопроникают друг в  друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.

На бытовом уровне этот закон  хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек  будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно  меняет человека, но и он постоянно  ее меняет…

 

Второй закон: переход количественных изменений в качественные

Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и  отличается от других. Количество - это  определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно  разделить на однородные части и  собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это  система определенных свойств и  характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.

Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению  данного предмета/явления, к превращению  его в другой предмет/явление. Это  происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

 

Третий закон: отрицание отрицания.

Новое всегда заменяет старое, потом  само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой  форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.

Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все  движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

И еще один пример. В философском  словаре, изданном в 1963 году (в отличие  от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа  личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал[6], что экономическая  политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла  «забыть» наработки Сталина и  вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько  десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"