Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

Вопрос №1 Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос5

Русская философия 19-20 вв

С момента крещения древнерусская  богословская мысль формировалась  под влиянием Выизантийской культуры. С 1755 г. (основание Московского университета) начинается отход от средне Византийского и западно европейского схоластического типа. У истоков руской философии 19 в стоит Чадаев. Основное направление его исторических взглядов историческая философия. Данное направление у Чадаева имеет две линии : ф-ия человека и ф-ия истории. Человек есть соединение материальной и духовной субстанции. Жизнь человека только в коллективе в обществе. В основе исторического процесса лежит божественное правидение. Воплощение божественной воли – христианство. Оно согласно Чадаеву стержень и двигатель истории. Историческая философия как направление разрабатывается философами, так называемыми западниками и славянофилами. Западники: Герцан, Огарев, Белинский усвоили фил-кие традиции современной и западной философии (рационализма и эмпиризма) и пытались перенести их в русскую фил-ю. Россия должна освоить западные ценности и стать цивилизованной страной. АппонентыЖ (Хомяков, Киреевский, Самарин) считали что основу исторического бытия России составляет православие и общинный образ жизни. По их мнению любые попытки механически перенести западные традиции рано или поздно для России оканчивались трагически.

 

Революционно-демократическое направление (Чернышевский). Общая черта социально-политическое учение, кот отвергает существующий строй, но будущее России – возврат  к аграрному устройству России, общинному  укладу жизни.

 

Философия экзенстенциализма – Достоевский выделяет два варианта жизненного пути : 1)путь человека божества (путь абсолютной свободы человека) Человек считает свои возможности безграничными отвергая всякие авторитеты, даже бога. Этот путь губителен.

 

2)бога-человека Это праведный  верный и спасительный путь . Путь следования бога

 

Лев Николаевич Толстой предлагает особую ф-ую доктрину. Согласно Толстому многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике. Главное зло -  смерть и насилие.

 

Русская религиозная философия: Соловьев Бердяев – идея –бог как выражение добра и святости и проблемма нравственности.

 

Космизм. Рассм космос и мир человека как единое целое. Вернадский разработал теорию ноосферы, Циалковский учение о иных разумных цивилизациях.

 

7вопрос

Сознание - это высшая интегрированная  форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью  языка с другими людьми.

 

Основными характеристиками сознания являются:

отражение окружающего мира с помощью  познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение  любого из познавательных процессов  приводит к расстройству сознания;

различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в  процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию ;

самооценки своих поступков  и себя в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже  не животное, потому что знает, что  он животное. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;

обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению  человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью  он активно влияет на окружающий мир;

наличие эмоционально-оценочных отношений  ко всему, что происходит вокруг, к  другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется  наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания  усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации  сознания.

 

8вопрос 

Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек  создает новую реальность – мир  человеческой культуры, формирует новые  условия своего существования, которые  не даны ему природой в готовом  виде. По своему содержанию и способу  существования практика носит общественный характер.

 

 К основным видам практической  деятельности человека можно  отнести: 

 

 §     Материальное производство,

 

 §     Социально-политическую  деятельность,

 

 §     Научный эксперимент. 

 

 Практика является базой,  фундаментом, основанием познавательного  процесса и, одновременно, критерием  истинности его результатов: 

 

 v    Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,

 

 v    Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,

 

 v    Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена  объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано  с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.

Открытие практической основы и  социальной обусловленности человеческого  познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить  его важнейшие закономерности. Нельзя рассматривать познание как нечто  готовое, застывшее, неизменное, необходимо разобраться, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит восхождение от неполного неточного  знания к более полному, точному, глубокому и совершенному.

 

 

9вопрос

Проблема истины в философии

 

 В процессе познания человек  не только формирует знание, но  и оценивает его. Знание может  оцениваться с позиции его  применимости, полезности, важности, актуальности  и т.д. Но центральным среди  разных видов оценки является  оценка знания с точки зрения  истинности или ложности. Отправной  точкой гносеологии был и остается  вопрос: "Что такое истина?". Слово "истина" может употребляться  не только для оценки знания, но и для характеристики вещей  и явлений: истинная дружба, красота,  гений. Здесь "истинное" –  значит "настоящее, подлинное".

 

 Но в гносеологическом смысле  истинными могут быть не вещи  и явления, а лишь знания  о них. Гносеологическое понятие  истины характеризует отношение  знания к некоторому предмету  познания, к фрагменту реальности. Знание истинно, если оно соответствует  своему предмету.

 

 Истина – знание, соответствующее  своему предмету.

 

 Истина – соответствие знаний  действительности, неискаженное отражение  каких-либо объектов в нашем  уме, противоположность лжи, верность, подлинность. 

 

 Правда – истинность на  деле, справедливость.

 

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправдивых представлений  в истину.

 

Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного.

 

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений и понятий объекту, ложное знание, принимаемое за истинное.

 

 Людям свойственно заблуждаться  и ошибаться. В их знаниях  всегда имеется некоторый элемент  субъективности, который обуславливается: 

 

 – особенностями восприятия  действительности органами чувств;

 

 – свойственными человеку  стереотипами;

 

 – индивидуальными интересами, симпатиями, настроением. 

 

 Люди часто склонны принимать  желаемое за действительное; эмоции, влечения, побуждения могут ослепить  человека настолько, что он  утрачивает способность объективно  судить о вещах.

Агностицизм выпячивает эту субъективную сторону познания, подвергая сомнению саму возможность постижения истины человеком. Однако если бы в человеческих знаниях не было истины, люди попросту не смогли бы ориентироваться в окружающем мире. Людям удается жить, действовать  и добиваться успеха в делах именно потому, что их знания в общем и целом соответствуют действительности, дают правильное, истинное представление о ней.

 

1. Истина объективна – то  есть содержание истинного знания  зависит не от субъекта, не  от его желаний и убеждений,  а от самой действительности. Истина остается истиной, как  бы мы к ней не относились. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Наши  ощущения, представления, понятия,  поскольку они возникли благодаря  воздействию материальных предметов  на наши органы чувств, не являются  лишь плодом фантазии, они имеют  в своем содержании такие стороны,  моменты, которые отражают реальные  предметы, явления материального  мира. Но поскольку наши мысли  представляют собой "предметы, пересаженные в человеческую  голову и преобразованные в  ней", эти мысли содержат в  себе также элементы субъективного,  привнесенного самим сознанием  человека.

 

 Таким образом, наши ощущения, представления, понятия – субъективные  образы объективных предметов  материального мира. Эти образы  нельзя назвать ни абсолютно тождественными копиями предметов, которые они отражают, ни абсолютно отличающимися от них идеальными образованиями. Мы можем по-разному выражать содержание данной объективной истины, находить для нее различные формы и формулировки. Однако само содержание мы не выбираем, как только субъект пытается это сделать – истина перестает быть истиной.

 

 Из понимания истины как  объективной, не зависящей от  индивидов, классов, всего человеческого  общества, вытекает ее конкретность. Дело в том, что соотнесение  знания с реальностью всегда  осуществляется при определенных  условиях.

2. Конкретность истины – зависимость  знания от условий, места и  времени, от связей и взаимодействий, среди которых существуют и  развиваются познаваемые явления.  Абстрактной истины нет, истина  всегда конкретна. Конкретность  истины означает, что истинность  определяется не только соответствием  реальности, но и конкретными  условиями, при которых она  соотносится с этой реальностью.  Эти условия создаются ситуацией,  в которой происходит познание, задачами и вопросами, которые  решает субъект в процессе познания.

 

 Вырвав какое-то истинное  высказывание из его смысловых  связей, из контекста, мы можем  упустить из виду эти условия,  тогда содержание высказывания  может стать неопределенным и  толковаться самым произвольным  образом (цитата, вырванная из  контекста, искажает смысл). В  повседневности люди зачастую  не осознают все условия, из  которых они исходят, когда  признают какие-то знания истинными  или ложными, такие условия  как бы подразумеваются. А в  науке все условия приходится  выяснять и строго фиксировать,  чтобы точно и однозначно определять  истинность утверждений. Если  все условия не учитываются,  то отношение знания и действительности  может оказаться настолько неясным,  что невозможно будет решить  вопрос об истинности этого  отношения. 

 

 Возникает вопрос: дает ли  объективная истина полные, исчерпывающие  знания о предмете или же  только неполное, приблизительное  знание о нем? Отвечает на  этот вопрос принцип единства  относительной и абсолютной истины.

 

3. Абсолютная истина – это  такая объективная истина, которая  содержит в себе полное, всестороннее  и окончательное знание сущности  предметов и явлений материального  мира. Абсолютная истина поэтому никогда не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Познавая предметы, явления, закономерности объективного мира, человек не может постичь абсолютную истину сразу, целиком, окончательно, а овладевает ею постепенно. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин.

4. Относительная истина – такие  понятия, положения, теории, которые  в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, ступень на пути к овладению абсолютной истиной.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"