Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:14, контрольная работа
Вопрос №1 Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.
Вопрос5
Русская философия 19-20 вв
С момента крещения древнерусская богословская мысль формировалась под влиянием Выизантийской культуры. С 1755 г. (основание Московского университета) начинается отход от средне Византийского и западно европейского схоластического типа. У истоков руской философии 19 в стоит Чадаев. Основное направление его исторических взглядов историческая философия. Данное направление у Чадаева имеет две линии : ф-ия человека и ф-ия истории. Человек есть соединение материальной и духовной субстанции. Жизнь человека только в коллективе в обществе. В основе исторического процесса лежит божественное правидение. Воплощение божественной воли – христианство. Оно согласно Чадаеву стержень и двигатель истории. Историческая философия как направление разрабатывается философами, так называемыми западниками и славянофилами. Западники: Герцан, Огарев, Белинский усвоили фил-кие традиции современной и западной философии (рационализма и эмпиризма) и пытались перенести их в русскую фил-ю. Россия должна освоить западные ценности и стать цивилизованной страной. АппонентыЖ (Хомяков, Киреевский, Самарин) считали что основу исторического бытия России составляет православие и общинный образ жизни. По их мнению любые попытки механически перенести западные традиции рано или поздно для России оканчивались трагически.
Революционно-демократическое
Философия экзенстенциализма – Достоевский выделяет два варианта жизненного пути : 1)путь человека божества (путь абсолютной свободы человека) Человек считает свои возможности безграничными отвергая всякие авторитеты, даже бога. Этот путь губителен.
2)бога-человека Это праведный верный и спасительный путь . Путь следования бога
Лев Николаевич Толстой предлагает особую ф-ую доктрину. Согласно Толстому многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике. Главное зло - смерть и насилие.
Русская религиозная философия: Соловьев Бердяев – идея –бог как выражение добра и святости и проблемма нравственности.
Космизм. Рассм космос и мир человека как единое целое. Вернадский разработал теорию ноосферы, Циалковский учение о иных разумных цивилизациях.
7вопрос
Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.
Основными характеристиками сознания являются:
отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию ;
самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;
обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
наличие эмоционально-оценочных
8вопрос
Практика может быть определена
как общественно-историческая, чувственно-предметная
деятельность людей, направленная на познание
и преобразование мира, на создание
материальных и духовных ценностей,
необходимых для
К основным видам
§ Материальное производство,
§ Социально-политическую деятельность,
§ Научный эксперимент.
Практика является базой,
фундаментом, основанием
v Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,
v Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,
v Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.
Открытие практической основы и социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, необходимо разобраться, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит восхождение от неполного неточного знания к более полному, точному, глубокому и совершенному.
9вопрос
Проблема истины в философии
В процессе познания человек
не только формирует знание, но
и оценивает его. Знание может
оцениваться с позиции его
применимости, полезности, важности, актуальности
и т.д. Но центральным среди
разных видов оценки является
оценка знания с точки зрения
истинности или ложности. Отправной
точкой гносеологии был и
Но в гносеологическом смысле
истинными могут быть не вещи
и явления, а лишь знания
о них. Гносеологическое
Истина – знание, соответствующее своему предмету.
Истина – соответствие знаний
действительности, неискаженное отражение
каких-либо объектов в нашем
уме, противоположность лжи,
Правда – истинность на деле, справедливость.
Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправдивых представлений в истину.
Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного.
Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений и понятий объекту, ложное знание, принимаемое за истинное.
Людям свойственно
– особенностями восприятия
действительности органами
– свойственными человеку стереотипами;
– индивидуальными интересами, симпатиями, настроением.
Люди часто склонны принимать
желаемое за действительное; эмоции,
влечения, побуждения могут ослепить
человека настолько, что он
утрачивает способность
Агностицизм выпячивает эту субъективную сторону познания, подвергая сомнению саму возможность постижения истины человеком. Однако если бы в человеческих знаниях не было истины, люди попросту не смогли бы ориентироваться в окружающем мире. Людям удается жить, действовать и добиваться успеха в делах именно потому, что их знания в общем и целом соответствуют действительности, дают правильное, истинное представление о ней.
1. Истина объективна – то
есть содержание истинного
Таким образом, наши ощущения,
представления, понятия –
Из понимания истины как
объективной, не зависящей от
индивидов, классов, всего
2. Конкретность истины –
Вырвав какое-то истинное
высказывание из его смысловых
связей, из контекста, мы можем
упустить из виду эти условия,
тогда содержание высказывания
может стать неопределенным и
толковаться самым
Возникает вопрос: дает ли
объективная истина полные, исчерпывающие
знания о предмете или же
только неполное, приблизительное
знание о нем? Отвечает на
этот вопрос принцип единства
относительной и абсолютной
3. Абсолютная истина – это
такая объективная истина, которая
содержит в себе полное, всестороннее
и окончательное знание
4. Относительная истина – такие понятия, положения, теории, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, ступень на пути к овладению абсолютной истиной.