Контрольная работа по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?
Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?
Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?
Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?

Файлы: 1 файл

Контрольная Работа по философия.doc

— 251.75 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?

 

Ответ: Философские вопросы -- это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни -- вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? -- именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.

Не философы придумывают эти вопросы. Их «придумывает» жизнь. Философы -- в меру своих сил и способностей -- ищут ответы на них. Однако окончательного, простого ответа на эти вопросы не существует, таков характер  философских проблем. Философские решения всегда гипотетичны. Но каждый шаг человеческой истории, каждая ступень социального опыта открывает перед философским разумом неведомые ранее грани действительности, дают возможность найти все более и более весомые аргументы в философских спорах, в отстаивании своих жизненных позиций и убеждений. Философии, как и философских споров, нет только там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия, там, где люди не осознают ни свободы, ни ответственности.

Философские вопросы -- это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. И даже когда философ критикует разум, делает это он с помощью... разума! Всякая философия  есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики.

 

  Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?

 

  Ответ: Мировоззре́ние  -- совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также -- жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

 

Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.

 

 Ответ: Античная философия - это философия др.греков и римлян, начиная с конца 7 в до н.э. - до 6 в н.э. Относительным признаком был комоцентризм. Космоцентризм (с греч космос- строй, порядок) - обсуждали проблемы бытия, существования.

1.     До сократический 5-7 в до н.э. Школы:

    • милетская - основатель Фалес. Считает что первоначалом мира является вода. Анаксимандр 6 в до н.э. - первоначалом мира апейрон «беспредел». Анаксимен 6 в до н.э. - первовещество воздух. 
    • школа Гераклита - Гераклит. Первовещство - огонь (Всё течёт всё изменяется). Первый кто начал течение диалектики. 
    • Пифагорейцы - Пифагор. Первовеество. - числа. Школа как тайный ордер - принимали не всех. 
    • Элейская - Парменид. Основал учение о бытие. Впервые обнаружил, что земля шаровидна: огромный, сплошной шар, неподвижно покоящийся в центре мира. Отрицал движение. 
    • Атомисты - Демокрит (Левкипп). Считал что всё состоит из атомов движущихся в пустоте, атом не делимое вещество.

2.     Классический середина 5-4 в до н.э. Школы:

  • Сократ 470 - 399 г до н.э. - обратил внимание на проблему человека, девиз: «Познай себя». Главный .вклад - метод маевтики (повивальное искусство), благодаря логическим приёмам - наводящими вопросами подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Совершает переворот в системе ценностей, говорил: «Истинные ценности не те, которые ценят (здоровье, красота), истинная ценность разум, знания, без которых все остальное может принести человеческий вред.»  У Сократа диалектика - умение вести беседу, нахождение истины путём столкновения противоположных мыслей. Известное выражение: «Я знаю, что ничего не знаю».
  • Платон 427 - 347 г до н.э. - основал академию (своя школа). Разделил мир на две части: то что мы видим, воспринимаем органами чувств - изменчивое (мир вещей) и то что можно узреть умом - это вечное, неизменное бытие (мир идей). Основал идеализм. Основной труд - «Государство»,  где рассматривает политическое устройство государства. Идеальное государство: 1 сословие - мудрецы- правители,

                                          2 - воины - защитники,

                                          3 - крестьяне и ремесленники.

Учение о триаде: всё состоит из 3-х субстанций: 1 -единое, 2 - ум,  3 - душа.

  • Аристотель 384 - 322 в до н.э. - 20 лет обучался в академии Платона, основал школу - лицей, - учение во время прогулок. Внёс вклад в логику (её основатель). Дал классификацию наук, разделили их на 3 группы:

-1 теоретическая (познание ради познания),

-2 практическая (руководящие идеи для поведения чел),

-3 творческая (познание для достижения чего - либо прекрасного).

«Платон мне друг, но истина дороже». Его философия близка к материализму, выступал за частную собственность, говорил: «Человек - общественное животное».

3. Эллинистический 4 -1 в до н.э. Школы:

  • Скептики - сомнение в качестве принципа мышления.
  • Эпикуреизм - Эпикур, «наслаждение жизнью». Школа - «Сал Эпикура» (надпись: «Странник тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие высшее благо»). Считал, что истинное наслаждение - это отказ от ненужных желаний. Разделил желания людей:

- 1 естественный необходимые (еда, вода, жильё),

- 2 неестественные но необходимые (богатство, слава),

- 3 неестественные не необходимые.

  • Стоики - логика, физика, этика.

4. Римская 1 в до н.э. - 6 в н.э. - распространение философии скептиков и стоиков. Представители: Цицерон, Лукреций, Сенека, Марк Аврелий.

5. Религиозный характер средних веков 5 - 15 века. Характерно:

1. теоцентризм - центр учений Бог, доказательство существования Бога.

2. креоцинизм - идея о сотворённости мира Богом из ничего.

Основная тема философии:

  • тема Бога,
  • проблема соотношения веры и знаний,
  • спор об универсалиях (общие понятия).

Представители: Аврелий , Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

3. схоластика - 6 - 15 в - тип религиозной философии, отличительными чертами которого являются оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, догматизм, надзидательство. Представитель: Фома Аквинский - основал учение томизм, включил теологию, философию, право.

Выдвинул 5 общих доказательства существования Бога:

  • от движения, перводвигатель - Бог,
  • первопричина - Бог,
  • от случайного и необходимого,
  • от степени совершенства -  высшее совершенство Бог,
  • от целесообразности - все предметы имеют свою цель и эту цель дал Бог.

4. мистика - религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами, единение с Богом и божественными силами.

Философия эпохи возрождения и нового времени. Первую существенную критику религиозной картины мира дали в своих учениях представители эпохи Возрождения, такие как  Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла,  Они создавали, по сути новое Мировоззрение. Мыслители возрождение ставили в центр мироздания самого человека вместо Бога, причем постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, они создают антропоцентристское Мировоззрение и приветствовали при этом принципы гуманизма и индивидуализма. Рационализм выдвигает на первый план логические основания наук, при этом главными источниками познания признаются мысли, понятия, идеи. Яркие представители: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк. Направление возникло в Англии в 16 - 17 века

Немецкая классическая Философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода. Родоначальник  И. Кант. Кант уделял много времени естествознанию и выдвинул космогоническую гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, которая  развивается согласно присущей закономерности.  Гегель считал, что некая духовная сила является творцом действительности. Эту духовную силу он называет абсолютной  идеей или абсолютным духом. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока АИ в своем развитии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы.

 

Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?

  Ответ: Русские философы не приняли идеал потребительства, сытого благополучия, как не приняли они и позитивистски - рационалистической модели человека, противопоставив всему этому свой взгляд, свое видение реальности. Это была идея целостности, идея всеединства. Разум, логика составляют существенную черту человеческого духа, но не исчерпывают его. Цельное знание, как и цельная личность, обретаются совокупными усилиями души, эмпирией, умозрением и верой. «В Россию можно только верить» -- слова из знаменитого четверостишья Тютчева содержат в себе тот смысл, что высшие истины открываются человеку непосредственно, интуитивно, если только человек не безразличен, не безучастен к ним, если он вдохновлен, просветлен любовью к своей земле и к своему народу. Термин всеединства более уместен в приложении к некоторым типам мистической философии. Наиболее часто это понятие употребляется в отношении русской религиозно-философской традиции конца XIX - начала XX в., представленной такими именами, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин. Идея В. принадлежит к наиболее фундаментальным основаниям теоретического, философского, а также художественного, религиозного, практически мистического типов культуры.

Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. “Я называю истинным или положительным всеединство такое, -- писал Соловьев, -- в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”. Если “положительное всеединство” потенциально объемлет собой и человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть редуцирована, сведена к каким-либо частным его определениям и т.п. Отсюда истинная суть человека есть живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”. Осуществление “живого всеединства”, по Соловьеву, свершилось в лице Христа. Оно явилось для людей “как высшая сила, которая овладела ими, но которою они не овладели”.

 

Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?

 

Ответ: Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX - начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Зато благоприятные возможности для своего развития получила материалистическая философия. Ее сторонники развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их «буржуазными». Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся еще в дооктябрьский период философские течения (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм и др.) продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20-х тт.

Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества. Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку.

Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» работа Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922) впоследствии была объявлена его философским завещанием. В первые послеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране выступали еще в неразвитой форме, чаще всего под общим наименованием «исторический материализм». С 20-х гг. началось формирование диалектико-материалистической проблематики в качестве отдельной философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемая также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались слишком расширительно. В нее включались также общественно-политические, экономические и иные воззрения. Критическая функция философии трансформировалась в апологетическую.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»