Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:45, контрольная работа
Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?
Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?
Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?
Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?
10. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности -- отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы. Эта подготовка должна стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний.
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Ответ: Революции в естествознании - одна из самых актуальных философских проблем, долгое время разрабатываемая западными (Т. Кун, Лакатош, К. Поппер) и отечественными философами и естествоиспытателями (Б.М. Кедров, В,В. Казютинский, А.Д. Урсул, В.А. Амбарцумян и др.).
Научная революция имеет свою
структуру, основные этапы развития.
Первый этап научной революции
- формирование непосредственных предпосылок
(эмпирических, теоретических, ценностных)
нового способа познания в недрах старого.
Оно осуществляется в русле образования
и попыток разрешения некоторой проблемной
ситуации в науке. Развитие такой проблемной
ситуации на этом этапе идет от осознания
потребности в новом способе познания
до формирования идеи о содержании основания
такого способа познания.
Второй этап научной революции
нацелен на непосредственное развитие
оснований нового способа познания. Он
начинается с выдвижения идеи (т.е. с того,
чем заканчивается первый этап), продолжается
ее развитием вплоть до формулирования
принципов фундаментальной теории и завершается
выработкой методологических установок
познания.
Третий этап научной революции
- это утверждение качественно нового
способа познания. На этом этапе происходит
преобразование предпосылок нового способа
познания и их включение с этот новый способ
познания. При этом старый, исходный способ
познания превращается в подчиненный
момент нового способа познания. В реальной
практике научного познания этот этап
связан с проверкой, применением, подтверждением
новой фундаментальной теории, уточнением
ее соответствия предшествующему теоретическому
знанию и данным нового эмпирического
базиса, а также новым методологическим
установкам познания. На этом этапе формируется
понимание объекта познания.
Можно выделить четыре научные революции. Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Вторая произошла в конце XVIII -- первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.
Третья революция охватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии -- генетика, в химии -- квантовая химия и т. д. Возникают новые отрасли научного знания -- кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.
Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?
Ответ: Следующие угрозы возникли
перед человечеством:
1.Угроза термоядерного пожара. Проблема
возникла с началом ядерных технологий
в СССР и США была объявлена холодная война.
В конце 80-ых угроза как бы уменьшилась,
но с начала нового века угроза опять начала
нарастать. На данный момент мы видели,
что Северная Корея приостановила разработку
ядерных технологий, но начинается новое
противостояние США и РФ, штаты готовятся
разместит базы ПРО в восточной Европе,
а Россия приостановила действие ДОВСЕ.
Эту угрозу реально нейтрализовать при
желании руководителей сверх держав. Но
если просто уничтожить все технологии.
То встает угроза энергетическая.
2.Угроза энергетическая и экологическая.
Суть экологической угрозф состоит в том,
что растущее давление антропогенных
факторов на биосферу может привести к
обвальному разрыву естественных циклов
воспроизводства биологических ресурсов,
самоочищения почвы, вод, атмосферы. Все
это порождает возможность «коллапса»
-- т. е. резкого и стремительного ухудшения
экологической обстановки, что может повлечь
за собой скоротечную гибель населения
планеты
3.Опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность Биологические варианты «призрака Франкенштейна» звучат все настойчивее. Опасаются выхода из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении; побаиваются массового порождения искусственных мутантов; не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.
4. Кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Многие на такие ответы самонадеянно претендуют, клянутся, что единственно верная истина у них хранится «в жилетном кармане», но сколько-нибудь убедительно выполнить свои обещания и декларации не могут.