Контрольная работа по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?
Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?
Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?
Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?

Файлы: 1 файл

Контрольная Работа по философия.doc

— 251.75 Кб (Скачать файл)

В 20-х гг. развернулась дискуссия по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Лидерами спорящих сторон были И. И. Скворцов-Степанов и А. М. Деборин. Сторонников первого стали называть «механистами», а второго - «диалектиками». И хотя в ходе дискуссии происходило постепенное сближение дискутирующих сторон, все же победили «диалектики». 

Продолжалось идеологическое наступление партии на немарксистские философские течения, борьба за монополию марксизма. Был введен партийно-государственный контроль над преподаванием и программами курсов философии, что привело к отстранению от работы многих немарксистских философов. 

Философская мысль в советские годы прошла тернистый путь. В ее развитии можно выделить ряд периодов, соответствующих определенным этапам развития общества. Наиболее существенные перемены произошли после осуждения культа Сталина на XX съезде КПСС (1956). Критика сталинизма способствовала постепенному ослаблению жесткого идеологического контроля над общественными науками и открывала более благоприятные возможности для развития философской мысли в стране. Формировалось новое поколение ученых, философов и иных деятелей культуры, стремившихся преодолеть стереотипы и догматизм в области идеологии.

 

Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?

Ответ: Бытие -- одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово "бытие" происходит от глагола "быть". Но как философская категория бытие появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, она стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В современной философской литературе указывается два значения слова "бытие". В узком смысле слова -- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком -- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином материя".

Итак, бытие -- это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие -- небытие. И если бытие -- это все, что существует, то небытие -- это все, чего нет.

Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид-(V -- IV вв. до и. э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испытывали люди,, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными.

Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в философию понятие и проблему "бытия". Сам термин был взят из обычного языка греков, но его содержание получило новое наполнение, не вытекающее из значения глагола "быть" в его повседневном употреблении: быть -- существовать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась своеобразным ответом философии на потребности и запрос эпохи.

Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.

Чтобы облегчить понимание - того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера -- совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.

Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно.

 

Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?

 

    Ответ: "Материя" - одно из  фундаментальнейших  понятий  философии.  Однако  в различных философских системах его  содержание  понимается  по-разному.  Для идеалистической философии, например,  характерно  то,  что  она  или  совсем отвергает  существование  материи  или  отрицает  ее   объективность.   Так, выдающийся  древнегреческий  философ  Платон   рассматривает   материю   как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто.  Для  того,  чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

    У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует  лишь  как возможность, которая превращается в  действительность  только  в  результате соединения ее с формой. Формы же в  конечном  итоге  берут  свое  начало  от  Бога.

    У Г. Гегеля материя проявляется в  результате  деятельности  абсолютной

идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

    В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел,  что,  если  изгнать  это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает.  Он писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж  очень  хочется,  но только как синоним  слова  "ничто".  Для  Беркли  существовать  -  это  быть потенциально воспринимаемым.

    В материалистической философии также существуют разные представления  о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно  признание   за материей   ее   объективного,   независимого    от    сознания    (ощущений) существования.

    Уже древние  философы  (китайские,  индийские,  греческие)  в  качестве

материи  рассматривали  какое-либо  наиболее  распространенное чувственно- конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего  в мире. Такой подход к определению материи может быть назван  субстанциальным, ибо его суть составляла  поиск  основы  (субстанции)  мира.

     Конечно, трудно было представить, что в  основе  разнообразия  вещей  и

процессов  находится  что-то  одно.  Поэтому  впоследствии  философы   стали рассматривать  в  качестве  первоосновы  мира  (материи)  несколько  веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (У в. до н. э.) говорил о 4-х элементах,  как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти  корни  вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг  в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих  элементов  в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил,  что мир состоит  из  бесконечного  числа  "семян"  -  делимых  до  бесконечности

частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой, в белом заключено  черное, в черном - белое, в тяжелом - легкое и  т.  д.  Жизнь  мира,  -  подчеркивал Анаксагор, - есть  процесс.  Оценивая  эти  взгляды  Анаксагора,  нельзя  не видеть,   что   его   философия   практически   подготовила   атомистический материализм.

  

  Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.

 

Ответ: Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

1. Основные законы диалектики

  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

В философской и научной мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.

В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.

Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Этот закон диалектики устанавливает, что количественные изменения на известной ступени скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

  • Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

В целом, закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности -- единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

  • Закон отрицания отрицания

Закон характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.

Ряд философских направлений упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.

Реализуясь во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.

 

  Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?

 

Ответ: В Новое временя возрождается в секуляризированной форме  христианская идея превосходства над природой, ее покорения и эксплуатации, что явилось одним из источников деятельностной парадигмы.

Синтез этих двух тенденций позволил сформулировать концепцию естественного происхождения человека и сотворения «второй природы», включающей и природу самого человека.

На этой основе в Новое время возникли совершенно новые представления о становлении человека из природы, отлившиеся в идею антропосоциогенеза.

Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Ф. Достоевский). Зримая веха, обозначившая переход от старого к новому образу, -- философия Р. Декарта. Суть открытия французского философа -- «человек есть мыслящая вещь». Глаза, в течение веков обращенные к небу, обратились внутрь человека. Субъективность -- наидостовернейшая реальность. Более того, она критерий всего существующего. Центральная картезианская формула -- «мыслю, следовательно, существую». Происходит второе -- после античности -- рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности -- познание. Главный метод познания -- рефлексия. Миром управляют разумные законы. Каким-то образом они соответствуют законам человеческого разума. Любой, самый утопический социальный проект, который можно построить в человеческой голове, в силу этого соответствия имеет шанс быть воплощенным в действительности. Способ реализации социальных проектов -- воспитание и просвещение. Внедрение в сознание людей тех или иных идей переустройства общества на разумных началах и есть, по сути, их реализация в жизни. Его отношения с природой -- это отношения господства и подчинения. Ученые -- естествоиспытатели. Они «пытают» природу и тем способствуют покорению ее, сначала, по большей части, в идеальных формах, а затем и промышленных. Христианская идея движения истории к Царству Божьему секуляризирована в идею исторического прогресса в различных формах -- от буржуазного либерализма до пролетарского коллективизма.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»