Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 01:56, контрольная работа
Природа философского знания и исторические изменения предмета философии. Философия в системе культуры.
Что есть ф.? Что она изучает?
Все философы: Философия – это такая сфера сознания, которая ориентирована
на предельно общие вопросы бытия. Энгельс: наиболее общие законы природы,
общества и мышления. Но: законов ф. не формулирует, а природу, общество и
мышление изучают другие науки. Платон: ф. изучает мир идей. Три идеи –
истина, добро и красота. Кант: вопросы – что я могу знать? что я должен
делать? на что я смею надеяться? Эти три вопроса сводятся к четвертому,
основному – что есть человек?
Философия
Нового времени содержит ряд ценных социальных
концепций, среди которых особое место
принадлежит концепциям «естественного
права» и «общественного договора». Так,
Дж. Локк объявляет естественным правом
человека его свободу и владение собственностью,
приобретенной посредством труда. В работе
«Два трактата о государственном правлении»
он рассматривает первоначальное состояние
людей как состояние господства их «естественных
прав»: свободы, равенства и охраны собственности.
Но он, как и Т. Гоббс, считает, что с целью
защиты «естественных прав» граждан, включая
их жизнь, необходимо государство, которое
является результатом «общественного
договора». В «Левиафане» Т. Гоббса государство
возникает через общественный договор,
чтобы люди не уничтожали друг друга, так
как они по природе все сильны и злы и к
ним применим принцип «человек человеку
– волк». У Локка на государство переносится
лишь часть естественных прав – ради эффективной
защиты всех остальных, прежде всего свободы
слова, веры и собственности. У Гоббса
государство есть смертный Бог – Левиафан,
оно охраняет мир и благоденствие граждан.
Государство это абсолютистское по своему
характеру общественное состояние, организация,
которая обладает такой силой власти,
что внушает страх, способный управлять
волей всех людей, направляя ее на внутренний
мир и взаимную помощь против внешних
врагов.
Локк развивает учение
о разделении властей на исполнительную,
законодательную и судебную. Решающее
значение, по его мнению, должна иметь
сосредоточенная в парламенте законодательная
власть. Именно законодательная власть
прежде всего определяет порядок и режим,
который устанавливается в обществе.
Концепции «естественного
права» и «общественного договора» разделял
Б. Спиноза. У него эти теории получают
обоснование не просто через естественную
природу человека, но через такое ее качество,
как свобода. Спиноза пишет о свободе как
праве рассуждать и свободе как праве
действовать. «Цель государства в действительности
есть свобода». В то же время он считал,
что «общее решение должно преобладать
над личным мнением и «изволением своего
сердца», иначе в обществе возникает произвол.
Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством: — Иммануила Канта (1724–1804); — Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814); — Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854); — Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);— Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций. 1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры. 2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: — для Канта человек — нравственное существо; — Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума; — Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного; — Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы; — Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека. 3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: — Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику; — Шеллинг — натурфилософию, онтологию; — Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический; — Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.; — Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. 4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: — диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; — диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; — Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух; — Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; — Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа)
При жизни Тегеля “
19. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.
Немецкая философия конца 18 - середины
19 столетия, во-первых, является вершиной
мирвой философской мысли, поскольку в
ней философия показала себя в ее высочайшем,
"чистейшем" виде: она, по словам Гегеля
, средствами движения только мировоззенческих
категорий показала нам мир и наше место
в этом мире. Она, во-вторых, дала нам полную
и законченную систему решения всех мировоззренческих
проблем. Немецкая философия конца 18 -
середины 19 столетия стала высшим уровнем
и в то же время завершением развития античной,
а отсюда - и собственно европейской философсокой
мысли. Она развязала все проблемы и таким
образом что и как были начаты еще в условиях
культуры античности.
Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия являеется
не только высшим уровнем, но и завершением
развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской
мысли закончено немецкой классической
философией. Вовсе и вовсе нет! Как не может
остановиться развитие содержание нашего
воззрения на мир и наше место в этом мире,
точно так же не может остановиться развитие
философской мысли народами еще существующей
европейской культуры. Но все же, следует
признать, что после немецкой классической
философии европейская философия, философия
европейских народов выходит за рамки
собственно европейских народов и начинает
развиваться в мировом масштабе, это во-первых,
а во-вторых - внутри самой европейской
культуры начинает развиваться кроме
традиционно античных, также на основах
некогда чуждым и, в последнее время, враждебных
духу и основам античной философии.
Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.
Она представлена философским творчеством:
— Иммануила Канта (1724–1804);
— Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);
— Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);
— Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);
— Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.
1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.
2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:
— для Канта человек — нравственное существо;
— Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;
— Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;
— Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;
— Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.
3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:
— Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;
— Шеллинг — натурфилософию, онтологию;
— Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;
— Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;
— Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.
4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:
— диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;