Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:55, контрольная работа
Вопрос № 6: символ пещеры.
Вопрос № 7: теория идей.
Вопрос № 8: Платон: теория души и трактовка Эроса.
...
Вопрос № 15: философия стоиков
Вопрос № 6: символ пещеры.
Миф
о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего
учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективно
Вопрос № 7: теория идей.
В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно»[8].
Вопрос № 8: Платон: теория души и трактовка Эроса.
Дуализм души и тела
В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол — ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно»[11].
Три части души
В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное»[12] Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — пастырю стада, волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:
1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.
2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами»[13] Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка»[13].
3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений»[13].Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.
Первый аргумент в пользу бессмертия души
Первое доказательство бессмертия
души получило название «циклического»,
поскольку основано на понятии взаимной
обусловленности любых
Второй аргумент в пользу бессмертия души
Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мертвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова»[14].
Третий аргумент в пользу бессмертия души
Третий аргумент «Федона» связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму — безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело — сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.
Далее по ходу рассуждения Сократ замечает «Когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться и быть рабом, а душе — властвовать и быть госпожою. Приняв это в соображение, скажи, что из них, по-твоему, ближе божественному и что смертному? Не кажется ли тебе, что божественное создано для власти и руководительства, а смертное — для подчинения и рабства? — Да, кажется, отвечает его собеседник. — Так с чем же схожа душа? — Ясно, Сократ: душа схожа с божественным, а тело со смертным»[14]. Значит, раз уж смертное тело с помощью, например, бальзамирования, способно сохраняться длительное время в нетлении, то душа, причастная божественному началу, тем более должна быть признана бессмертной.
В своём диалоге Платон
воспроизводит ряд
Против первого контраргумента
находятся следующие
Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
Возражение против второго
контраргумента представляет собой
самостоятельное, четвёртое доказательство
бессмертия души. В нём дается более
сложное учение о противоположностях.
Противоположности исключают
Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.
Поэтому душа как «идея жизни» не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, то есть смерти. И этим доказывается бессмертие души, иллюстрацией которому у Платона в «Федоне» служит следующий диалог Сократа и Кебета: «-Что должно появиться в теле, чтобы оно было живым? — Душа, — сказал Кебет. — И так бывает всегда? — А как может быть иначе? — спросил тот. — Значит, чем бы душа ни овладела, она всегда привносит в это жизнь? — Да, верно. — А есть ли что-нибудь противоположное жизни или нет? — Есть. — Что же это? — Смерть. — Но — в этом мы уже согласились — душа никогда не примет противоположного тому, что всегда привносит сама? — Без всякого сомнения! —отвечал Кебет. — Что же выходит? Как мы сейчас назвали то, что не принимает идеи четного? — Нечетным. — А не принимающее справедливости и то, что никогда не примет искусности? — Одно — неискусным, другое — несправедливым. — Прекрасно. А то, что не примет смерти, как мы назовем? — Бессмертным. — Но ведь душа не принимает смерти? — Нет. — Значит, душа бессмертна? — Бессмертна, — сказал Кебет»[14].
Судьба души человека
В диалоге «Федр» дана мифологическая иллюстраци
Платон вводит этические и религиозные моменты в своё учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает о возможности посмертных наказаний и наград душе за её земные свершения. В диалоге «Государство» он приводит мифологическое сказание о посмертных судьбах человеческих душ, якобы известное со слов некоего памфилийца Эра, который «как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел»[16].
Вопрос № 9: Платон: теория идеального государства.
Теория идеального государства
полнее всего представлена Платоном
в „Государстве” и развита в
„Законах”. Истинное политическое искусство
есть искусство спасения и воспитания
души, а потому Платон выдвигает тезис
о совпадении истинной философии с истинной
политикой. Только если политик становится
философом (и наоборот), можно построить
подлинное государство, основанное на
высшей ценности Правды и Блага. Построить
Город-Государство означает познать до
конца человека и его место в универсуме.
Государство, по Платону, как и душа, имеет
трехчастную структуру. В соответствии
с основными функциями (управление, защита
и производство материальных благ) население
делится на три сословия: земледельцы-ремесленники,
стражи и правители (мудрецы-философы).
Справедливое государственное устройство
должно обеспечить их гармоничное сосуществование.
Первое сословие образовано из людей,
в коих преобладает вожделеющее начало.
Если в них преобладает добродетель умеренности,
своего рода любовь к порядку и дисциплине,
то это достойнейшие люди. Второе сословие
образовано из людей, в коих преобладает
волевое начало, долг стражника - бдительность
по отношению как к внутренней, так и к
внешней опасности. Согласно Платону,
государством призваны управлять только
аристократы как лучшие и наиболее мудрые
граждане..Правителями должны быть те,
кто умеет любить свой Город более других,
кто способен исполнить свой долг с наибольшим
усердием. А всего важнее, если они умеют
познавать и созерцать Благо, то есть в
них преобладает рациональное начало
и их можно по праву назвать мудрецами.
Итак, совершенное государство - это такое
государство, в первом сословии преобладает
умеренность, во втором - мужество и сила,
в третьем - мудрость.
Концепция справедливости заключается
в том, что каждый делает то, что ему надлежит
делать; это касается граждан в Городе
и частей души в душе. Справедливость во
внешнем мире проявляется только тогда,
когда она есть в душе. Поэтому в совершенном
Городе должно быть совершенным образование
и воспитание, причем для каждого сословия
оно имеет свои особенности. Большое значение
придает Платон воспитанию стражей как
активной части населения, из которой
выходят правители. Воспитание, достойное
правителей, должно было сочетать практические
навыки с освоением философии. Цель образования
- через познание Блага дать образец, которому
должен уподобиться правитель в своем
стремлении воплощать Благо в своем государстве.
В финале IX книги «Государства» говорится,
что «не так важно, как должно или как может
быть» в идеальном государстве, достаточно
уже, если кто-то один живет по законам
этого Города, то есть по закону Блага,
Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем
возникнуть в реальности внешне, то есть
в истории, платоновский Город родится
внутри человека.
«...ты говоришь о государстве,
устройство которого мы только что разобрали,
то есть о том, которое находится лишь
в области рассуждений, потому что на земле,
я думаю, его нигде нет.
— Но быть может, есть на небе
его образец, доступный каждому желающему;
глядя на него человек задумается над
тем, как бы это устроить самого себя. А
есть ли такое государство на земле и будет
ли оно — это совсем неважно. Человек этот
занялся бы делами такого — и только такого
— государства»