Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:06, контрольная работа
1 . Европейская философия XIX века.
2 . Общество как предмет философского анализа.
Заметное влияние на экономику
оказывает и плотность
К числу наиболее активно
воздействующих на экономику демографических
факторов относятся темпы роста
народонаселения, тем более что
это — фактор сложный, определяемый
не только показателями естественного
прироста населения, но и его половозрастной
структурой, а также темпами и
направлением миграции. Для нормального
развития общества и, прежде всего, его
экономики одинаково вредны и
стремящиеся к минимуму и стремящиеся
к максимуму темпы роста
Темпы роста народонаселения
во многом зависят от того, что представляет
собой половозрастная структура
населения. Любой перекос в этом
отношении (нарушение пропорций
между мужской и женской
Разумеется, ущерб экономике
наносит не любая миграция. Миграционная
подвижность населения в целом
есть феномен положительный, поскольку
такая подвижность делает возможным
более равномерное
И, наконец, состояние психофизического здоровья населения как фактор экономического развития. Наконец, по порядку рассмотрения, а не по значимости, ибо этот фактор среди всех является наиболее интегрирующим и, пожалуй, наиболее важным, в особенности в условиях научно-технической революции, предъявляющей повышенные требования к здоровью работающих. Ухудшение психофизического здоровья населения ведет к снижению производительности труда в народном хозяйстве, требует отвлечения дополнительных средств на здравоохранение и содержание инвалидов. Но самое страшное — если психофизическое здоровье населения ухудшается из поколения в поколение, начинается деградация генофонда нации, и это — наряду с депопуляцией — нависает над ней дамокловым мечом. Сокращение продолжительности жизни, наблюдающееся у нас, служит грозным предостережением.
Классы и классовые отношения
Классы и экономические отношения.
Учение об общественных классах
возникло еще в домарксовский
период. В письме к К.Вейдемейеру
от 5 марта 1852 г. К.Маркс отмечал: «что
касается меня, то мне не принадлежит
ни та заслуга, что я открыл существование
классов в современном
Однако все домарксовские концепции классов страдали либо метафизичностью, отсутствием исторического подхода, и тогда классы превращались в вечную категорию, в естественный и непреходящий признак общества (у классиков английской политэкономии), либо идеализмом, неспособностью увидеть экономическую сущность классов
(у французских историков).
Сопоставляя свои взгляды с
воззрениями предшественников, Маркс
писал в упомянутом письме
к Вейдемейеру: «То, что я
сделал нового, состояло в доказательстве...
что существование классов
Выяснилось, что классы не всегда существовали и не всегда будут существовать, что они связаны только с теми экономическими способами производства, которые основаны на частной собственности. С таким подходом, разумеется, не все согласны. Особо отметим различные теории насилия, согласно которым социологи ищут причины разделения общества на классы в политическом насилии, в покорении одних людей или народов другими. В действительности, и это объяснял еще Ф.Энгельс Е.Дюрингу, насилие может лишь ускорить и углубить классовое разделение общества там, где для этого существуют экономические причины, а не создать его. Насилие может передать имущество одного владельца другому, но не может создать частную собственность как таковую.
Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
Говоря о реализации закономерности в историческом процессе, не отрицаем ли мы тем самым роли субъективного фактора в истории? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко представлять себе содержание и сущность объективного и субъективного в истории и их взаимодействие.
Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способы деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь совокупность материально-технических реалий: орудия и средства труда, различные предметы, навыки общественного производства, определенные традиции, обычаи, верования, сложившаяся система общественных отношений, те или иные социальные институты, формы власти и т.д., т.е. определенный уровень развития производства и общественных отношений. Все это выступает для каждого поколения как реальная основа того, что составляет отправной пункт его жизнедеятельности. Таким образом, объективный фактор в истории — это прежде всего труд, производство и формы общественных отношений, в значительной мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деятельности людей.
Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор потому и называется так, что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди.
Содержание субъективного
фактора раскрывает механизм воздействий
людей на объективные условия
их жизни, сущность движущих сил истории,
показывая процесс обратного
влияния политических, социальных,
идеологических отношений на экономический
строй общества. Все это говорит
об относительной
Таким образом, реальная канва
истории предстает как
Сознательной деятельностью в истории является такая, которая строится на соответствии индивидуальных целей участвующих в ней людей общим целям всех членов социальной группы или общества. А это возможно только на основе познания общественных законов, взаимосогласования целей деятельности и средств ее с этими законами.
Социальное прогнозирование и планирование дают реальную возможность учитывать не только непосредственные, но и более отдаленные результаты деятельности. Но и сколь угодно развитое общество не преодолевает стихийности в своем развитии: жизнь слишком сложна, чтобы ее можно было всю без остатка уложить в формулы и цифры даже самых хороших планов, она непременно вносит в них свои коррективы, свежую струю спонтанного творчества масс. Да и надо ли преодолевать такую стихийность? Имея в виду, что в прогрессивном развитии общества происходит как бы уменьшение доли стихийного и увеличение удельного веса сознательного, нельзя, тем не менее, не учитывать их объективной диалектики.
Любопытны наблюдения, говорящие о том, что основные события мировой истории происходили в странах, расположенных около 30 параллели северной широты. На ней находятся египетские пирамиды и Синайская пустыня, развалины Древнего Вавилона и устье Евфрата, место действия «Махабхараты» и верховья Ганга, Лхаса и Янцзы, остров Пасхи и мексиканские пирамиды, Бермудский треугольник и Канарские острова, считающиеся останком Атлантиды. Одним словом, пространственно-вре-менные координаты истории — это во многом проблема, контуры решения которой только намечены. Для философского анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию развития, что в свою очередь определяется тем или иным пониманием характера развития вообще.
Историческое движение понимается либо линейно — от начальной точки до конечного пункта (например, от сотворения мира Богом до прихода Мессии и тысячелетнего Царства Божия); либо же она течет циклично с «возвращением на круги своя» (Экклезиаст).
В 1869 г. появилась работа
Н. Данилевского «Россия и Европа»,
посвященная проблемам
Концепция культурно-исторических
типов Данилевского, воспринятая
первоначально как «
Переход от одной
культуры (цивилизации) к другой
проходит через стадии: кризис
— крушение — очищение —
переоценка ценностей —