Контрольная работа по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

1 . Европейская философия XIX века.
2 . Общество как предмет философского анализа.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

Заметное влияние на экономику  оказывает и плотность народонаселения. В регионах с редким населением затруднено разделение труда, и доминирующей остается тенденция к сохранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является наращивание информационно-транспортной инфраструктуры (строительство шоссейных  и железных дорог, прокладывание  кабельных коммуникаций и т.д.).

К числу наиболее активно  воздействующих на экономику демографических  факторов относятся темпы роста  народонаселения, тем более что  это — фактор сложный, определяемый не только показателями естественного  прироста населения, но и его половозрастной структурой, а также темпами и  направлением миграции. Для нормального  развития общества и, прежде всего, его  экономики одинаково вредны и  стремящиеся к минимуму и стремящиеся  к максимуму темпы роста народонаселения. При крайне низких темпах роста воспроизводство  личностного элемента производительных сил происходит на суживающейся основе, что сказывается и на величине совокупного национального продукта, а значит и национального дохода. Мы не говорим уже о явлениях депопуляции, когда смертность начинает превышать  рождаемость, и над нацией нависает угроза исчезновения. При чрезмерно  высоких темпах роста народонаселения  развитие экономики тоже замедляется, ибо все более значительная часть  совокупного продукта и национального  дохода отторгается просто на физическое сохранение вновь родившихся.

Темпы роста народонаселения  во многом зависят от того, что представляет собой половозрастная структура  населения. Любой перекос в этом отношении (нарушение пропорций  между мужской и женской частями  населения; постарение населения, т.е. увеличение доли неспособных к деторождению возрастных групп) самым прямым образом  сказывается на темпах роста народонаселения, а через них — и на развитии экономики. Но есть и другие каналы воздействия. Так, старение населения  означает увеличение удельного веса возрастной группы пенсионеров, содержание которых уменьшает долю совокупного  продукта, направляемого на производственное потребление. Нарушение пропорций  между мужской и женской частями  населения приводит в одних случаях  к «дефициту женихов» (так обстоит  дело в наших текстильных центрах), в других — к «дефициту невест». Результат в обоих случаях  один — усиление миграции, наносящее  ущерб экономике.

Разумеется, ущерб экономике  наносит не любая миграция. Миграционная подвижность населения в целом  есть феномен положительный, поскольку  такая подвижность делает возможным  более равномерное распределение  населения в социальном пространстве, его перераспределение между  трудоизбыточными и трудонедостаточными  районами, способствует выравниванию профессионально-производственного  опыта людей. Какой эффект — положительный  или отрицательный — оказывает  миграция в каждом конкретном случае, зависит от ее темпов, направленности и структуры миграционных потоков

И, наконец, состояние психофизического здоровья населения как фактор экономического развития. Наконец, по порядку рассмотрения, а не по значимости, ибо этот фактор среди всех является наиболее интегрирующим  и, пожалуй, наиболее важным, в особенности  в условиях научно-технической революции, предъявляющей повышенные требования к здоровью работающих. Ухудшение  психофизического здоровья населения  ведет к снижению производительности труда в народном хозяйстве, требует отвлечения дополнительных средств на здравоохранение и содержание инвалидов. Но самое страшное — если психофизическое здоровье населения ухудшается из поколения в поколение, начинается деградация генофонда нации, и это — наряду с депопуляцией — нависает над ней дамокловым мечом. Сокращение продолжительности жизни, наблюдающееся у нас, служит грозным предостережением.

Классы и классовые  отношения

Классы и экономические  отношения.

Учение об общественных классах  возникло еще в домарксовский  период. В письме к К.Вейдемейеру  от 5 марта 1852 г. К.Маркс отмечал: «что касается меня, то мне не принадлежит  ни та заслуга, что я открыл существование  классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между  собой. Буржуазные историки задолго  до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов»  .

Однако все домарксовские  концепции классов страдали либо метафизичностью, отсутствием исторического  подхода, и тогда классы превращались в вечную категорию, в естественный и непреходящий признак общества (у классиков английской политэкономии), либо идеализмом, неспособностью увидеть  экономическую сущность классов

(у французских историков). Сопоставляя свои взгляды с  воззрениями предшественников, Маркс  писал в упомянутом письме  к Вейдемейеру: «То, что я  сделал нового, состояло в доказательстве... что существование классов связано  лишь с определенными историческими  фазами развития производства».

Выяснилось, что классы не всегда существовали и не всегда будут  существовать, что они связаны  только с теми экономическими способами производства, которые основаны на частной собственности. С таким подходом, разумеется, не все согласны. Особо отметим различные теории насилия, согласно которым социологи ищут причины разделения общества на классы в политическом насилии, в покорении одних людей или народов другими. В действительности, и это объяснял еще Ф.Энгельс Е.Дюрингу, насилие может лишь ускорить и углубить классовое разделение общества там, где для этого существуют экономические причины, а не создать его. Насилие может передать имущество одного владельца другому, но не может создать частную собственность как таковую.

Объективное и субъективное в социально-историческом процессе

Говоря о реализации закономерности в историческом процессе, не отрицаем ли мы тем самым роли субъективного  фактора в истории? Для того чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо четко  представлять себе содержание и сущность объективного и субъективного в  истории и их взаимодействие.

Каждое новое поколение  людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей  в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способы деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь совокупность материально-технических реалий: орудия и средства труда, различные предметы, навыки общественного производства, определенные традиции, обычаи, верования, сложившаяся система общественных отношений, те или иные социальные институты, формы власти и т.д., т.е. определенный уровень развития производства и общественных отношений. Все это выступает для каждого поколения как реальная основа того, что составляет отправной пункт его жизнедеятельности. Таким образом, объективный фактор в истории — это прежде всего труд, производство и формы общественных отношений, в значительной мере являющиеся кристаллизацией предшествующей деятельности людей.

Но каждое новое поколение  не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует  свои собственные потребности и  интересы, осуществляет свои собственные  цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора  истории. Субъективный фактор потому и  называется так, что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные  люди.

Содержание субъективного  фактора раскрывает механизм воздействий  людей на объективные условия  их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного  влияния политических, социальных, идеологических отношений на экономический  строй общества. Все это говорит  об относительной самостоятельности  субъективного фактора, о его  продуктивно-активной силе воздействия  на ход истории, особенно в периоды  ее крутых поворотов, таких, как, например, нынешние реформы различных сторон жизни нашего общества; требующие  решительной мобилизации духовных, творческих возможностей, усилий каждого  члена общества, максимальной отдачи его созидательной энергии. Поскольку  глубинным ядром субъективного  фактора выступает человек как  деятельное существо, постольку он есть живой барометр состояния субъективного  фактора, показатель его положительной  или отрицательной направленности. Субъективный фактор очень динамичен, подвижен, подвержен различным колебаниям, являя собой «веер возможностей», простирающихся от положительной активно-творческой энергии до «злокачественности» (по вредности своего воздействия на социально-экономическую реальность). Он может служить мощным фактором как созидания, так и разрушения, как ускорения общественного развития, так и его тормоза.

Таким образом, реальная канва  истории предстает как переплетение и взаимодействие двух факторов —  субъективного и объективного. Процесс  их взаимодействия характеризуется  определенной тенденцией, направленностью. История человечества развивается  так, что усиливается практическое значение субъективного фактора, иными  словами, роль субъективного фактора  в истории постоянно возрастает, и это всеобщая историческая закономерность. Необходимое условие ее реализации — разумное проявление субъективного фактора на основе правильного и строгого учета объективных закономерностей развития общества. Однако эта закономерность отнюдь не означает фатальной предопределенности, ведь в основе общественной жизни лежит активная практически преобразующая деятельность людей, которая регулируется их потребностями, сознанием, волей и т.п. Она заключает в себе и порождает различные возможности. Социальный детерминизм вовсе не отрицает свободы воли человека, напротив, он предполагает сознательный выбор мотивов и целей деятельности. Однако социальный детерминизм несовместим с субъективизмом и волюнтаризмом, нередко смыкающимися с авантюризмом, ведущими, например, в практике политической жизни либо к деспотизму, либо к анархизму. Любое нарушение законов истории не остается безнаказанным: история жестоко мстит за это.

Сознательной деятельностью  в истории является такая, которая  строится на соответствии индивидуальных целей участвующих в ней людей  общим целям всех членов социальной группы или общества. А это возможно только на основе познания общественных законов, взаимосогласования целей  деятельности и средств ее с этими  законами.

Социальное прогнозирование  и планирование дают реальную возможность  учитывать не только непосредственные, но и более отдаленные результаты деятельности. Но и сколь угодно развитое общество не преодолевает стихийности  в своем развитии: жизнь слишком  сложна, чтобы ее можно было всю  без остатка уложить в формулы  и цифры даже самых хороших  планов, она непременно вносит в  них свои коррективы, свежую струю  спонтанного творчества масс. Да и  надо ли преодолевать такую стихийность? Имея в виду, что в прогрессивном  развитии общества происходит как бы уменьшение доли стихийного и увеличение удельного веса сознательного, нельзя, тем не менее, не учитывать их объективной  диалектики.

Любопытны наблюдения, говорящие  о том, что основные события мировой  истории происходили в странах, расположенных около 30 параллели  северной широты. На ней находятся  египетские пирамиды и Синайская  пустыня, развалины Древнего Вавилона и устье Евфрата, место действия «Махабхараты» и верховья Ганга, Лхаса и Янцзы, остров Пасхи и  мексиканские пирамиды, Бермудский треугольник  и Канарские острова, считающиеся  останком Атлантиды. Одним словом, пространственно-вре-менные координаты истории — это во многом проблема, контуры решения которой только намечены. Для философского анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию развития, что в свою очередь определяется тем или иным пониманием характера развития вообще.

Историческое движение понимается либо линейно — от начальной точки  до конечного пункта (например, от сотворения мира Богом до прихода Мессии и  тысячелетнего Царства Божия); либо же она течет циклично с «возвращением  на круги своя» (Экклезиаст).

В 1869 г. появилась работа Н. Данилевского «Россия и Европа», посвященная проблемам зарождения и развития Российской цивилизации. Н. Данилевский отрицал существование  «человечества» как целого, как «единой  цивилизации», признавая реальным субъектом  исторического процесса лишь отдельные  «культурно-исторические типы», народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованию. В этом смысле идеи Н. Данилевского оказались созвучными теоретическим  построениям Рюккерта и Риля, немецких историков романтической школы  середины XIXв. Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой, проходят определенные стадии: от этнографического состояния к государственному и от государственного к цивилизованному. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, среди которых наиболее перспективным Данилевским был назван противостоящий культурам Запада — «славянский тип», полнее всего выраженный в русском народе.

Концепция культурно-исторических типов Данилевского, воспринятая  первоначально как «литературный  курьез» (В. Соловьев), предвосхитила  в определенной мере идеи немецкого  философа культуры О. Шпенглера, с именем которого связывают появление в 20-30-х гг. XX в. устойчивого интереса к локальным культурам и цивилизациям. В работе «Закат Европы» (1918-1922 гг.), критикуя основные постулаты западноевропейской исторической науки — европоцентризм, панлогизм, историзм, «линейный» прогрессизм, Шпенглер сформулировал теорию культурно-исторического  круговорота, которая постулировала  цикличность развития множества  разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров.

 Переход от одной  культуры (цивилизации) к другой  проходит через стадии: кризис  — крушение — очищение —  переоценка ценностей — возрождение.  В наше время японский футуролог  Ф. Фукуяма выдвинул понятие  «конца истории» как следствия  ухода с исторической арены  мощных идеологий и основанных  на них государств. Другие исследователи  полагают, напротив, что мир сейчас  стоит перед точкой бифуркации, где соотношение порядка и  хаоса резко меняется и наступает  ситуация непредсказуемости. В  этой связи прогнозируется конфликт  между существующими на планете  цивилизациями за ресурсы, энергию,  информацию и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"