Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:06, контрольная работа
1 . Европейская философия XIX века.
2 . Общество как предмет философского анализа.
Кроме того, в трудах Н. Я.
Данилевского, О. Шпенглера и П. Сорокина
развито представление о
Конец культуры как раз и является сущностью цивилизации.
Понятие «цивилизация» плодотворно
для исторической науки, ибо позволяет
синтезировать объективный
Рассмотрение проблем формации и цивилизации позволяет подойти к обсуждению вопроса о сути прогресса и регресса общества, цели истории и ее вектора, исторической необходимости и свободе, индивидуальной и коллективной ответственности за исторические деяния. Комплекс этих проблем составляет поле деятельности философов, историков, культурологов и футурологов. Прежде всего, надо обозначить возможные способы решения проблемы прогресса в общественном развитии и определить его критерии. Само понятие прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности и является оппозицией понятию регресса.
Проблемы современного информационно-технического общества
Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает основание рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. Его называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в существе процесса, происходящего в обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют постиндустриальным. Эти дефиниции относятся в основном к западной и японской цивилизации, хотя определенные черты этих процессов просматриваются и в других общественных организмах. Главное здесь — рост значения информации в жизни общества в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики, как науке об управлении и связи в животном и машине резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить производство.
Все названное заставляет по-новому взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники — создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации — жизнь человека, в основном, не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, все более и более маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых и политиков.
Рост числа техногенных
катастроф, отказ, казалось бы, самой
надежной, космической техники и
т.п., заставляет еще раз вернуться
к оценке и переоценке системы
ценностей современного мира. Не зря,
практически во всех современных
цивилизациях, набирают силы концепции
фундаментализма, сутью которых
является фанатичное стремление кардинально
изменить личность и общество в соответствии
с высшими метафизическими
Сторонники фундаментализма
готовы железной рукой загнать человечество
в рай, устроенный по их представлениям
на основе тоталитарной идеологии. Парадокс
этого явления состоит еще
и в том, что, отвергая многие ценности
современного мира: демократию, либерализм,
автономию личности и т.д., фундаменталисты
охотно воспринимают и берут на вооружение
все технико-технологические
Когда-то одного из величайших
умов XX в. Альберта Эйнштейна спросили:
чем будут сражаться люди в
третьей мировой войне. Он ответил,
что не знает, чем будут сражаться
в третьей мировой войне, но точно
знает, что в четвертой мировой
войне будут сражаться
Вспоминаются знаменитые
слова основоположника
При всех успехах науки, техники, технологии — главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества.
Список литературы:
1 . Шопенгауэр А. Философия XIX века. Часть 1 учебное пособие , 2007 г.
2 . Аблеев С.Р. История мировой философии 2005 г.
3 . Балашов Л.Е. Философия. Учебник. 3-е издание 2009 г.
4 . Маслин М.А. История Русской философии 2008 г.
Интернет ресурсы:
1 . www.ref.rushkolnik.ru
2 . www.society.polbu.ru