Контрольная работа по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

1 . Европейская философия XIX века.
2 . Общество как предмет философского анализа.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и П. Сорокина развито представление о кризисе  культуры. Под кризисом культуры понимается то состояние, когда жизнь порождает  какие-то новые формы деятельности, а люди не успевают к ним адаптироваться или же искусственно консервируются устоявшиеся схемы. Для анализа  этого процесса необходим был  отказ от представления, что культура и цивилизация — линейные, однонаправленные процессы, основанные на смене общественно-экономических  формаций, что считалось основным в марксистской концепции. Каждая культура, по мнению О. Шпенглера, рождается, зреет, живет и умирает подобно организму, взаимодействуя с другими такими же культурами. Существенным моментом при этом является измельчание и исчерпание системы идеалов и ценностей, которые питают данную культуру. Тогда наступает кризис, распадаются социальные связи, люди задаются вопросами: быть или не быть? что делать? кто виноват?

Конец культуры как раз  и является сущностью цивилизации.

Понятие «цивилизация» плодотворно  для исторической науки, ибо позволяет  синтезировать объективный подход к истории (и основанное на нем  формационное деление) и субъективный фактор, связанный с деятельностью  человека. Последнее особенно важно  для понимания духовной ситуации на каждом этапе истории. Это «человеческое  измерение» исторических событий заключается  в особой ментальности или менталитете  каждой эпохи и цивилизации, под  которыми понимается особый путь умонастроения  большинства людей, ведущая вера или идея, вдохновляющая миллионы.

Рассмотрение проблем  формации и цивилизации позволяет  подойти к обсуждению вопроса  о сути прогресса и регресса общества, цели истории и ее вектора, исторической необходимости и свободе, индивидуальной и коллективной ответственности за исторические деяния. Комплекс этих проблем составляет поле деятельности философов, историков, культурологов и футурологов. Прежде всего, надо обозначить возможные способы решения проблемы прогресса в общественном развитии и определить его критерии. Само понятие прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности и является оппозицией понятию регресса. 

Проблемы современного информационно-технического общества 

Все то, что уже сказано  об обществе и его развитии, дает основание рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. Его называют по-разному: научно-технической  революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в  существе процесса, происходящего в  обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют постиндустриальным. Эти дефиниции относятся в  основном к западной и японской цивилизации, хотя определенные черты этих процессов  просматриваются и в других общественных организмах. Главное здесь — рост значения информации в жизни общества в сравнении с веществом и  энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики, как  науке об управлении и связи в  животном и машине резко стимулировало  развитие компьютерной техники и  технологии, что позволило в корне  изменить производство.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение  успехах науки и техники —  создании огромного по масштабам  мира вещей и банков информации —  жизнь человека, в основном, не стала  безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, все  более и более маячит призрак  превращения человека в слугу  роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых и политиков.

Рост числа техногенных  катастроф, отказ, казалось бы, самой  надежной, космической техники и  т.п., заставляет еще раз вернуться  к оценке и переоценке системы  ценностей современного мира. Не зря, практически во всех современных  цивилизациях, набирают силы концепции  фундаментализма, сутью которых  является фанатичное стремление кардинально  изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями  и заповедями. Многие философы, политологи и социологи не без оснований  полагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.

Сторонники фундаментализма  готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенный по их представлениям на основе тоталитарной идеологии. Парадокс этого явления состоит еще  и в том, что, отвергая многие ценности современного мира: демократию, либерализм, автономию личности и т.д., фундаменталисты  охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические достижения компьютерной революции.

Когда-то одного из величайших умов XX в. Альберта Эйнштейна спросили: чем будут сражаться люди в  третьей мировой войне. Он ответил, что не знает, чем будут сражаться  в третьей мировой войне, но точно  знает, что в четвертой мировой  войне будут сражаться дубинами. Еще в 1915 г. другой выдающийся мыслитель  и гуманист Альберт Швейцер сформулировал  этический принцип «благоговения  перед жизнью», значение которого не только не уменьшилось на рубеже XX — XXI вв., но и колоссально возросло. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые  оно несет человеку и человечеству, заставляют все более и более  обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых  процессов и явлений.

Вспоминаются знаменитые слова основоположника протестантизма Мартина Лютера, произнесенные, как  гласит предание, в ответ на вопрос, что бы он стал делать, если бы узнал, что завтра наступит конец света. «Я,- сказал он, — посадил бы у  себя в саду дерево».

При всех успехах науки, техники, технологии — главная надежда  все же связывается с самим  человеком, с его способностью познать  то, что раньше называли провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества. 

 

 

 

Список литературы:

1 . Шопенгауэр А. Философия  XIX века. Часть 1 учебное пособие , 2007 г.

2 . Аблеев С.Р. История  мировой философии 2005 г. 

3 . Балашов Л.Е. Философия.  Учебник. 3-е издание 2009 г. 

4 . Маслин М.А. История  Русской философии 2008 г. 

    Интернет ресурсы:

1 . www.ref.rushkolnik.ru

2 . www.society.polbu.ru


Информация о работе Контрольная работа по "Философия"