Культура в классической немецкой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 19:11, реферат

Описание работы

Понятие «немецкая классическая философия». Достижением немецкой классической философии является рассмотрение проблем эстетики и искусства с точки зрения историзма, активности и диалектичности сознания.

Содержание работы

Введение.
1. Критическая философия И. Канта.
2. Преодоление кантовского дуализма теоретического и практического разума И. Г. Фихте.
3. Философия Ф. Шеллинга.
4. Абсолютный идеализм Гегеля.
5. Материализм Л. Фейербаха (критика системы Гегеля).
6. Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

моя Философия.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента  и бизнеса 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На  тему: «Культура в классической немецкой философии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                            Выполнил

Студентка 3 курса 

34 у потока, ФММ

Зуева Екатерина  Владимировна 

Проверил  
 
 
 
 
 
 
 
 

Г. Кулебаки, 2009 год 

Содержание. 
 
 
 

Введение.              стр. 3
1.  Критическая философия И. Канта.              стр. 5
2.  Преодоление кантовского дуализма теоретического и практического разума И. Г. Фихте.              стр. 9 
3.  Философия Ф. Шеллинга.              стр. 11
4.  Абсолютный идеализм Гегеля. стр. 12
5.  Материализм Л. Фейербаха (критика  системы Гегеля). стр. 17
6.  Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса. стр. 19 
Заключение стр. 22
Список  используемой литературы стр. 23

 
 

 

ВВЕДЕНИЕ. 

      Немецкая  классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан идеалектичекий метод познания и преобразования действительности.

      Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины CUIII в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XYIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.

      К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.

      Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы прогрессивного развития Германии.

      Немецкая  классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые  происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеалогической жизни всей Европы. Поиски адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовленным к этому немецкими философами увенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектого способа мышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развития немецкой философской мысли. Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и искусства с важнейшими задачами данного исторического периода, постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека.

      Эстетические  концепции содержали в себе гуманистические  танденции, ибо опирались на диалектический метод исследования и рассматривали художественную культуру исторически. Немецкая классическая эстетика оказала сильнейшее влияние на развитие эстетических теорий Англии, Франции, Италии, России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Критическая философия И. Канта.

      Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 – 1804г.). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1970г.) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый – астроном, физик, географ, стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

      Но  специфическая Кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в критический  период, после опубликования им трех работ «Критик», «Критики чистого разума» в 1781г., «Критики практического разума» в 1788г., «Критики способности суждения» в 1790г. Второй период творчества Канта назвал «Критическим» не только потому, что «Критиками» назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии: противопоставить критический подход при оценки возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. Одна из основных проблем «Критики чистого разума»: как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется у Канта в три частные проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика? И как возможна метафизика (философия)? Кант уверил в научном характере математики и естествознания, и его критическое исследование сводится к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. К метафизике (философии) Кант подходит критически, т.е. ставит под вопрос возможна ли метафизика вообще в качестве науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос.

      Достоверность научного знания Кант обосновывает, как  объективное знание. Объективность  же, отождествляется всеобщностью и  необходимостью, т.е. для того, чтобы  знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знание, считает Кант, обуславливается структурной трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присуще некоторые врожденные доопытные формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство-это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время – это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).

      Неопытные формы чувственности пространство и время создают предпосылки  достоверности математического  знания, что осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности рассудка. Рассудок-это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий  и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют, предмет. Поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать, считает Кант, только то, что сами создали.

      Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводим их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обуславливает объективность знания. Что же тогда создает возможность  для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.

      На  основе вышеизложенного, теорию познания Канта можно представить следующим  образом: существуют вещи сами по себе. Вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему»: и ей может делать о ней определенные умозаключения. Вещи как они существуют в сознание субъекта, Кант называл явлениями и «человек может знать только явления», а каковы вещи сами по себе, т.е. каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне-сознания субъекта, человек не знает, и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непознанными, нераскрытыми.

      Кант  считал, что у человека есть средство установить связь, сопоставить "вещи сами по себе" и явления. Отсюда вытекал  вывод, об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир может быть доступен только разум. Разум-это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Доказательству, что идеи разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии это противоречивые взаимоисключающие  положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире "вещей самих по себе".

      Итак, мир "вещей сам по себе" для  чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир  недоступен человеку. Человек по Канту, житель двух миров: чувственно - воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир это мир природы. Умопостигаемый мир это мир свободы, по Канту это независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира.   В сфере свободы действует не теоретически, а практический разум, т.к. его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной, которая определяется не внешними причинами природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.

      Кант  выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы  и мир человека, в которых действуют  свои возможности и законы, между  которыми существуют глубокие противоречия Кант ограничил познавательные возможности субъекта. Миром явлений: оставив не решенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Преодоление кантовского  дуализма теоретического  и практического  разума И. Г.  Фихте

     Эти проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить  
И. Г. Фихте (1762-1814г.). Фихте ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, "вещей в себе" и явлений. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума свободы он стремится вывести и теоретический разум познания природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого практически  нравственного действия, и философская система Фихте строится на признании активной практически деятельной сущности человека. В своем стремлении преодолеть дуализм  Канта Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира "Я" и окружающего человека внешнего мира и поставила перед ним задачу вывести из "Я" существование и все определения "не Я".

     Фихте осознает противоречивость понятия "вещи в себе", с одной стороны, предусматривающей существование независимого от сознания объективного мира в сознание субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия.

Информация о работе Культура в классической немецкой философии