Культура в классической немецкой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 19:11, реферат

Описание работы

Понятие «немецкая классическая философия». Достижением немецкой классической философии является рассмотрение проблем эстетики и искусства с точки зрения историзма, активности и диалектичности сознания.

Содержание работы

Введение.
1. Критическая философия И. Канта.
2. Преодоление кантовского дуализма теоретического и практического разума И. Г. Фихте.
3. Философия Ф. Шеллинга.
4. Абсолютный идеализм Гегеля.
5. Материализм Л. Фейербаха (критика системы Гегеля).
6. Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

моя Философия.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

     Фихте подчеркивает приоритет человеческого  субъективно-деятельного начала над  природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а  ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации "Я". С одной стороны, "Я"- это конкретный индивид, с присущей волей и мышлением, а с  другой "Я" - это человечество в целом, т.е. абсолютное "Я". Взаимоотношения индивидуального "Я" и абсолютного "Я" характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное "Я", Фихте, то совпадает и отождествляется, то распадается и различается. Идеал всего движения, развития состоит в достижении совпадения индивидуального и "абсолютного " Я", но достижение этого идеала  полностью невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. По этому вся человеческая история лишь приближение к идеалу.

     Перед Фихте встала еще проблема, откуда берутся другие  "Я". И он решает на основе правового принципа признания "Я" как гражданин  государства признает существование  других "Я". Наличие множества  свободных индивидов служили, по Фихте, условием возможности самого "Я" как разумного свободного существа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Философия  Ф.  Шеллинга

     Идеи  Фихте развил дальше его младший  современник Ф. Шеллинг  (1775-1854г.). В его учении преодолевается противопоставление мира природы  как мира явлений, и мира свободы  как субъективного деятельностного  "Я"   на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный  объект, связанный у Фихте с индивидуальным "Я", в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира  абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих. Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как "творческий акт", который, будучи не познаваемым, для разума, является предметом особого рода иррационального познания интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу не доступна всем смертным, а дана только особо одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу,- высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно само развертывание тождества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Абсолютный идеализм  Гегеля.

     Учение  о тождестве субъекта и объекта  лежит также в основе философской  системы  Гегеля  (1770-1831г.). В своей первой работе "Феноменология духа" Гегель, в какой то мере, возвращается к проблемам, зафиксированным Фихте, и пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуально и "абсолютного Я". Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь этот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. В процессе воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится  способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившийся мировой истории, "мирового духа". Поэтому противоположность субъекта и объекта снимается, и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

     Движение сознания, по Гегелю, - это восхождение от  абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищается на более ранних этапах диалектического пути развития.

     Первая  ступень - сознания, на этой ступени  предмет противостоит человеку "Я", как внешняя данность, и определит  его: сознание сказывается "теоретическим" или созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка). Вторая ступень- самосознание. Выступает, прежде всего, как практически действующие, желающие и стремящиеся. Высшей ступенью, является ступень "духа" на этой ступени сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности.

     С каждой из этих  ступеней развития  индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития  человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др.

     Гегель  называл свою философскую систему  абсолютным идеализмом, что связано с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является "Абсолютная идея". По Гегельскому определению "Абсолютная идея" - это разум, мышления, разумное мышление.

     Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития «Абсолютной идеи».  «Абсолютная идея», по учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, универсум во всей его полноте. В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит различные стадии в виде последовательного движение от абстрактного общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

     Первым  этапом самораскрытия  «Абсолютной  идеи» является логика. Логика, по Гегелю это научно теоретическое осознание  «Абсолютной идеи».

     Первым  этажом саморазвития природа наиболее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естествознание, очень  низко оценивал природу. Природа  по Гегелю, это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но все  же вспомогательное средство. Природу создает бог с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. У Гегеля две стадии развития человеческого духа, это субъективный дух и объективный дух.

     Субъективный  дух  рассматривается Гегелем  на трех уровнях антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувстворонную субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание-самосознание-разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.

     Объективный дух у Гегеля понимается как сверхиндивидуальная  целостность, возвышающаяся над  отдельными людьми, и проявляется  через их различные связи и  отношения. Объективный дух разворачивается  в праве, мораль нравственности, государстве, религии, искусстве.

     В определенном противоречии с системой находится диалектический метод  Гегеля. Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Он характеризовал ее как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннею связь  и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон взаимопроникновения, противоположностей и закон отрицания.

     Закон перехода количественных изменений  в качественные списывает механизм саморазвития. Гегель дал определение  категорий качества, количества и  меры, считая их тремя формами начальной  ступени бытия идеи. Качество это  внутренняя определенность предмета, явление которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство, а свойство-это проявление качество в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

     Качество  Гегель определял как внешнюю  для бытия определенность, видел в ней нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше.

     Непосредственное  конкретное единство качества, количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, чего одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик, т.е. качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

     При характеристике второго закона диалектики о взаимопроникновении противоположностей, Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности противоречия. Тождество выражает равенство объекта саму себе или нескольких объектов друг другу. Различие – выражает отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг  от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

     Другой  неотъемлемой стороной диалектического  противоречия является взаимное отрицание  сторон и тенденций. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в тоже время борющихся, отрицающих друг друга. Такие взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.

     Третий  закон диалектики - закон отрицания  отражает, по Гегелю, общий результат  и направленность процессы развития.

     Всякое  отрицание означает уничтожение  старого качества новым, переход  из одного качественного состояние  в другое, что обладает диалектической природой. Диалектическая природа проявляется  в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового.

     Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и  характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицания или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Процесс отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ей предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса.

     Помимо  диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительности: как восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философии мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Материализм Л.  Фейербаха (критика  системы Гегеля)

     Первым  немецким философом, подвергшим развернутой  критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был  Л. Фейербах (1804-1872г.) он слушал лекции Гегеля и вначале своей творческой деятельности увлекался его философией. В 1839г. он выпустил работу "К критике философии Гегеля" свидетельствующую о переходе на позиции материализма и атеизма. В 1841г. Фейербах  опубликовал свое самое крупное философское произведение, в котором содержались развернутая критика христианской теологии, обосновывалась  материалистическое мировоззрение. Критика Фейербахом философии Гегеля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических предпосылок, сближающих философию с религией. Бог, по Фейербаху это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Фейербах стремится возродить у человека самоутверждение и достоинство, а сделать это можно только на основе само реалистического мировоззрения.  При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах  отказывается использовать понятие "материя". В место понятия  "материя" использует понятие  "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она не зависима  ни от Бога, ни от какой либо философии. В центре философии, по его мнению, должен находится  человек как высшее существо природы.

     Фейербах  отвергает подход к человеку  со стороны классиков немецкого  идеализма рассматривающих человека по преимуществу, как духовное существо. Субъект в системе Л. Фейербаха это не познающее мышление и не " абсолютный дух", "мировой разум". А реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств, "Я" У Фейербаха это не просто духовное и мыслящее начало, а человек обладающий телом и мыслящей головой со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такого обладает способность созерцать и мыслить. Важнейшей характеристикой  субъекта в системе Фейербаха является чувственность. Чувственность  в его системе рассматривается не как натуральная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредуется  отношением человека к человеку.

     Исходным  циклом познания, по Фейербаху, является ощущение. Источник же ощущения заключен в самом объективном мире, природе. На базе ощущений у человека возникает мышление.

     Фейербах  доказывал правильность показаний  органов чувств, достоверность чувственных  данных.  Он резко выступал против разграничения познавательного  мира на "мир явлений" и "мир вещей в себе". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура в классической немецкой философии