Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:17, контрольная работа
В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права.
1. Введение
2. Основные положения конфуцианства
3. Основные положения легизма
4. Основные этапы развития древнекитайского права
Право государств Шан и Чжоу
Право династии Чжоу и империи Цинь
Право ханьского государства
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права
Контрольная работа
По дисциплине: История государства и права зарубежных стран
На тему: Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основные положения
3. Основные положения легизма
4. Основные этапы развития древнекитайского права
Право государств Шан и Чжоу
Право династии Чжоу и империи Цинь
Право ханьского государства
5. Заключение
6. Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве государства и права.1
В истории Древнего Китая в основном по имени царствующих династий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII - XII вв. до н.э.) - раннее государственное образование; государство Чжоу (XI - V вв. до н. э.) - первоначально централизованная монархия, в последний период которого единое государство рушится; наконец, историю Древнего Китая венчают Великие китайские империи - Цинь (III - II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э. - III в. н. э.).
В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Конфуцианство. Родоначальник
учения, Конфуций (551-479 гг. до н.э.), еще
в детстве отличался любовью
к церемониям. Окончив учение, он
получил должность чиновника
и со временем «вырос» до поста
министра в княжестве Лу. Славился
умом, энергией, безупречной честностью.
Путешествовал в поисках
Анализ общества и государства
у Конфуция моралистический, но предмет
морализирования - не загробная жизнь,
а разумное устройство государства.
Основу учения составляет принцип добродетели:
управляющие верхи должны быть добродетельными.
Основными категориями
Управлять государством призваны благородные мужи, во главе с государем - «сыном неба». Деление людей на «высших» и «низших» и выдвижение на государственную службу должно осуществляться не по признакам происхождения, а по их моральным качествам и знаниям. Благородный муж - образец нравственного совершенства.
«Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий» («Лунь Юй»).
Главная задача благородных
мужей - воспитать в себе и распространять
повсеместно человеколюбие, отвечающее
нравственным ценностям семейно-клановых
коллективов и патриархальных общин
и включающее в себя несколько
совокупностей обычных норм: «отец
- сын», «дружба», «соседство», «начальник
- подчиненный», «муж - жена», «подданный
- правитель» и др. Общий принцип
взаимоотношений между людьми - взаимность.
На вопрос: «Можно ли всю жизнь руководствоваться
одним словом?» Учитель
Перестройку управления предлагалось начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного смысла существующих титулов и вытекающих из соответствующих им обязанностей. «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного» («Лунь Юй»).
Государь обязан относиться к подданным, как к детям: защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стране. Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.
Распоряжения о карательных походах должен отдавать любящий свой народ государь, а не правители уделов.
Все это конкретизировалось
в учении о правилах ритуала как
нормативной системе
«Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости» («Лунь Юй»). Ритуал рассматривается как стержень воспитательного процесса, как нормативно-процессуальная основа взаимоотношений.
Идеализируя отношения патриархального быта и создавая образ идеального человека, Конфуций возвеличивал обычаи старины, отношения солидарности сородичей, проповедовал уважительное отношение к старшим, повиновение которым считал безусловным. Государство он уподоблял большой семье, отношения правителя и народа должны строиться, как между отцом и детьми. Высшей целью управления Конфуций считал интересы народа, в государственном управлении следовало исходить из этических принципов, управление должно быть гуманным. Гуманными должны быть не только цели и идеалы, но и средства. Иначе народ проклянет эти цели и идеалы. "Древние государи сдерживали народ справедливостью, связывали его управлением, поступали с ним правильно, поддерживали человечность... Кроме того, они поучали народ быть преданным, учили выполнять свой долг.
В соответствии с этико-политической
доктриной Конфуция условием всемирного
порядка являются гармония и счастье
людей, предполагающие гармонию человека
с природой и во взаимоотношениях
с людьми, которые должны основываться
на морали и таких этических понятиях,
как взаимность, золотая середина,
человеколюбие. Средством поддержания
справедливого порядка у
Конфуций стремился
Отражая некоторые глубинные
свойства характера китайского народа,и
подменяя собой религиозные верования,
оно стало формировать идеи, убеждения,
внешнюю манеру поведения людей
("образ мышления и стиль жизни"),
а значительно позже (в империи
Хань) превратилось в главный регулятор
жизненных отношений и основной
принцип идеологии
Процесс превращения конфуцианства
в официальную доктрину централизованной
китайской империи занял
Конфуцианцы, многие из которых
посвятили свою жизнь профессии
учителя, уделяли массу времени
и сил обработке и
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Аппелируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоевывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правили мудрее.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА
Основатель легизма Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Его единомышленники — легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной и чиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой подрывают законы»). Основные положения легизма:
1.«По своей природе
народ ненавидит труд, любя покой;
при последнем наступает
2.Конфуцианское человеколюбие
нежизнеспособно как принцип
управления. «Проливать слезы и
не желать прибегать к
Один человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказаться подданным, изменившим своему государю.
3.Введение законов с
жесткими нормами,
Информация о работе Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права