Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные положения конфуцианства
3. Основные положения легизма
4. Основные этапы развития древнекитайского права
Право государств Шан и Чжоу
Право династии Чжоу и империи Цинь
Право ханьского государства
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Легизм и К.docx

— 34.22 Кб (Скачать файл)

Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права

Контрольная работа

По дисциплине: История  государства и права зарубежных стран

На тему: Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

2. Основные положения конфуцианства

3. Основные положения легизма

4. Основные этапы развития  древнекитайского права

Право государств Шан и  Чжоу

Право династии Чжоу и империи  Цинь

Право ханьского государства

5. Заключение

6. Список использованной  литературы

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

История государства и  права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием  двух идеологических направлений в  государственности - конфуцианства  и легизма. В столкновении конфуцианства  и легизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве  государства и права.1

В истории Древнего Китая  в основном по имени царствующих  династий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII - XII вв. до н.э.) - раннее государственное  образование; государство Чжоу (XI - V вв. до н. э.) - первоначально централизованная монархия, в последний период которого единое государство рушится; наконец, историю Древнего Китая венчают Великие китайские империи - Цинь (III - II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э. - III в. н. э.).

В отличие от государства, древнекитайское право прошло в  своем развитии три этапа. Выделение  данных этапов связано с различным  пониманием роли права в механизме  социального регулирования, его  соотношением с другими социальными  нормами. Разное отношение к праву  было сформулировано в конфуцианстве  и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание  на разных этапах политической истории.

В своей работе я рассмотрю  основные положения конфуцианства  и легизма и влияние этих идеологий  на трех этапах развития древнекитайского права.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНФУЦИАНСТВА

 

Конфуцианство. Родоначальник  учения, Конфуций (551-479 гг. до н.э.), еще  в детстве отличался любовью  к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника  и со временем «вырос» до поста  министра в княжестве Лу. Славился умом, энергией, безупречной честностью. Путешествовал в поисках применения своего таланта управленца, вернулся на Родину и последние годы жизни  посвятил созданию своей школы и  собиранию классических книг. Его  мысли изложены в сборнике «Лунь  Юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н. э.

Анализ общества и государства  у Конфуция моралистический, но предмет  морализирования - не загробная жизнь, а разумное устройство государства. Основу учения составляет принцип добродетели: управляющие верхи должны быть добродетельными. Основными категориями конфуцианства  являются тесно взаимосвязанные  понятия благородного мужа, человеколюбия, правил ритуала.

Управлять государством призваны благородные мужи, во главе с государем - «сыном неба». Деление людей на «высших» и «низших» и выдвижение на государственную службу должно осуществляться не по признакам происхождения, а  по их моральным качествам и знаниям. Благородный муж - образец нравственного  совершенства.

«Правящий с помощью добродетели  подобен полярной звезде, которая  занимает свое место в окружении  созвездий» («Лунь Юй»).

Главная задача благородных  мужей - воспитать в себе и распространять повсеместно человеколюбие, отвечающее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин  и включающее в себя несколько  совокупностей обычных норм: «отец - сын», «дружба», «соседство», «начальник - подчиненный», «муж - жена», «подданный - правитель» и др. Общий принцип  взаимоотношений между людьми - взаимность. На вопрос: «Можно ли всю жизнь руководствоваться  одним словом?» Учитель ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь  Юй»). Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были служить  фундаментом системы управления, основанной на традициях и негативно  воспринимающей закон.

Перестройку управления предлагалось начать с так называемого исправления  имен, т.е. с восстановления истинного  смысла существующих титулов и вытекающих из соответствующих им обязанностей. «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если слова не имеют под собой  оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания  не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить  их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного» («Лунь Юй»).

Государь обязан относиться к подданным, как к детям: защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стране. Воспитание подданных - важнейшее  государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ  обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.

Распоряжения о карательных  походах должен отдавать любящий  свой народ государь, а не правители  уделов.

Все это конкретизировалось в учении о правилах ритуала как  нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное - это  сохранение традиционных религиозно-моральных  методов воздействия на подданных. Конфуцианские правила поведения (более 3-х тысяч) включали выполнение ритуальных и культовых обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи.

«Почтительность без ритуала  приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала приводит к  смутам; прямота без ритуала приводит к грубости» («Лунь Юй»). Ритуал рассматривается  как стержень воспитательного процесса, как нормативно-процессуальная основа взаимоотношений.

Идеализируя отношения патриархального  быта и создавая образ идеального человека, Конфуций возвеличивал обычаи старины, отношения солидарности сородичей, проповедовал уважительное отношение  к старшим, повиновение которым  считал безусловным. Государство он уподоблял большой семье, отношения  правителя и народа должны строиться, как между отцом и детьми. Высшей целью управления Конфуций считал интересы народа, в государственном управлении следовало исходить из этических  принципов, управление должно быть гуманным. Гуманными должны быть не только цели и идеалы, но и средства. Иначе  народ проклянет эти цели и  идеалы. "Древние государи сдерживали народ справедливостью, связывали  его управлением, поступали с  ним правильно, поддерживали человечность... Кроме того, они поучали народ  быть преданным, учили выполнять  свой долг.

В соответствии с этико-политической доктриной Конфуция условием всемирного порядка являются гармония и счастье  людей, предполагающие гармонию человека с природой и во взаимоотношениях с людьми, которые должны основываться на морали и таких этических понятиях, как взаимность, золотая середина, человеколюбие. Средством поддержания  справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий  образ идеального поведения, основанного  на соблюдении «меры» во всем, что, в  свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. Согласно Конфуцию, строгое соблюдение требований ли, закрепленных в скрупулезно разработанном  ритуале, обусловливает вспомогательную  роль права и закона (фа): «Если  руководить народом посредством  законов и поддерживать порядок  при помощи наказаний, народ будет  стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»2.

Конфуций стремился восстановить сложившиеся веками правила, определявшие каждый шаг китайца. Это - своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Помимо «Лунь Юй», идеи конфуцианства  воплотились в трактатах «Мэн-цзы» (III в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки о  ритуалах») (IV в. до н. э.).

Отражая некоторые глубинные  свойства характера китайского народа,и  подменяя собой религиозные верования, оно стало формировать идеи, убеждения, внешнюю манеру поведения людей ("образ мышления и стиль жизни"), а значительно позже (в империи  Хань) превратилось в главный регулятор  жизненных отношений и основной принцип идеологии государственности.

Процесс превращения конфуцианства  в официальную доктрину централизованной китайской империи занял немалое  время. Сначала необходимо было детально разработать учение, добиться его  распространения, в стране, что и  было с успехом исполнено последователями  Конфуция. Философ любил говорить, что он не создает, а только передает потомкам забытые традиции великих  древних мудрецов. Действительно, многое из того, чему учил Конфуций, было уже  в зародыше ранее. Однако нет необходимости  доказывать, сколь важное значение имеет вовремя сделанный акцент. В этом смысле проделанную Конфуцием  огромную работу по трансформации древних  институтов и традиций, приспособлению их к условиям развитого общества нельзя не считать оригинальной и  творческой.

Конфуцианцы, многие из которых  посвятили свою жизнь профессии  учителя, уделяли массу времени  и сил обработке и интерпретации  тех древних сочинений, которые  использовались ими в процессе обучения. Основная тенденция отбора сводилась  к тому, чтобы сохранить все  наиболее важное и всячески усилить  в нем назидательный акцент. Так, были отредактированы книга песен  Шицзин, книга исторических преданий Шуцзин, летопись Чуньцю, которые включали в себя почти все из сохранившихся  сведений о наиболее древних и  потому особо почитавшихся страницах  китайской истории. Именно из этих конфуцианских  книг китайцы последующих поколений  узнавали о древности; само чтение и  изучение их способствовали усвоению основ конфуцианства.

Успехам конфуцианства в  немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Аппелируя к самым тонким и  отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы  завоевывали его доверие тем, что выступали за милый его  сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому  времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники  были справедливее, и правили мудрее.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА

 

Основатель легизма Шан  Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель области  Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших  в стране частную собственность  на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области  Шан»). Его единомышленники — легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной и чиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой подрывают законы»). Основные положения легизма:

1.«По своей природе  народ ненавидит труд, любя покой;  при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство»  (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать  распущенность, установить «четкие  представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).

2.Конфуцианское человеколюбие  нежизнеспособно как принцип  управления. «Проливать слезы и  не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя  не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители  выше всего ставили закон, а  не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан  Ян относил к чрезвычайно вредным  установлениям («паразитам») конфуцианские  институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель,  честность, бескорыстие, человеколюбие,  сыновнюю почтительность, братский  долг, справедливость. Хань Фэй приводит  примеры вредности таких конфуцианских  установлений. Вот один из них.  В одной из провинций отец  украл барана, а сын донес на  него властям. Правитель, действуя  по-конфуциански, приказал казнить  сына, поскольку он, поступая правильно  по отношению к государю, изменил  отцу.

Один человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у  него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может  оказаться подданным, изменившим своему государю.

3.Введение законов с  жесткими нормами, обязательными  для всех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в  том, что уложения и указы  издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко  помнит о наказаниях, награды  раздаются тем, кто остерегается  закона, кары падают на тех,  кто нарушает указы». Эти нормы  называются законом (фа) в отличие  от обычных норм ритуала. «Когда  правитель разумен, у него есть  закон, благодаря этому он сможет  направлять людей к принесению  всех своих сил, согласно закону, и самопожертвованию на местах  служения» (Хань Фэй).

Информация о работе Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права