Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:17, контрольная работа
В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права.
1. Введение
2. Основные положения конфуцианства
3. Основные положения легизма
4. Основные этапы развития древнекитайского права
Право государств Шан и Чжоу
Право династии Чжоу и империи Цинь
Право ханьского государства
5. Заключение
6. Список использованной литературы
4.Унификация норм. «Совершенно
мудрый, управляя государством, устанавливает
единые правила наград, единые
правила наказаний, единые
5.Строгая система наказаний.
«Коль наказания мягки,
6.Укрепление войска, чиновничьего
и карательного аппарата на
основе строгой
Тем временем конфуцианство под влиянием изменяющихся обстоятельств избавлялось от бескомпромиссного отрицания законов и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний крупный конфуцианец, писал, что власть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословий уравнивало всех перед государством. Главным становилось деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют.
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА
4.1 ПРАВО ГОСУДАРСТВ ШАН И ЧЖОУ
Первый этап - право государства Шан и государства Чжоу. Образование государства в долине реки Хуанхэ относится ко II тыс. до н. э. В этот период в качестве социальных регуляторов выступали традиции, этические нормы (ли) и правила ритуала. На смену раннему государственному образованию Шан (Инь) приходит возникшее в результате завоевания (племенем Чжоу) государство Чжоу. Тогда, в ранний период истории Китая, существовали формы коллективного землевладения по системе цзинь тянь, согласно которой каждые 8 участков передавались в пользование отдельным семьям, а 9-й (общественное поле) обрабатывался сообща и урожай с него поступал в распоряжение государства. В социальной структуре общества выделялась наследственная аристократия, занимавшая привилегированное положение. Труд рабов имел ограниченное применение, по большей части рабы принадлежали государству. В то время право еще не отделилось от обычаев, простых норм нравственности.
В построении государства
четко обнаруживаются черты восточной
деспотии. Правитель (ван) почитался "сыном
Неба" и признавался верховным
собственником Поднебесной. Однако
обыкновение верховной власти передавать
управление завоеванными землями в
наследственное владение титулованной
знати приводит к раздробленности
прежде единого государства. В Китае
наступает период "многих царств",
затем "борющихся царств". Тогда
прежде верные вассалы вана становятся
удельными князьями, обладающими
фактически полной независимостью, власть
же вана ограничивается пределами его
владения - домена. (Такое положение
очень напоминало период феодальной
раздробленности в
Все более частыми становились сделки с землей, общинное землевладение разлагалось. Происходило ускоренное развитие товарно-денежных отношений. Многие города превращались в ремесленные центры. Наблюдалось резкое имущественное расслоение населения. Упрочивается частная собственность на землю и рабов. Значительную экономическую силу приобретают купцы и ростовщики. Одновременно растет их политическое влияние. Рождается порядок продажи должностей. Наследственная аристократия оттесняется "выскочками из низов".
Утверждение новых экономических и политических сил происходило на фоне разрушения патриархальных порядков при всеобщем ожесточении и междоусобных войнах. Моральные принципы отбрасывались, на смену им пришли предательство, продажность, коварство, убийства, подкупы, шантаж. В этих условиях как реакция на неустроенность и смуту в обществе рождается учение Конфуция.
4.2 ПРАВО ДИНАСТИИ ЧЖОУ И ИМПЕРИИ ЦИНЬ
Второй этап - древнекитайское
право периода династии Чжоу и
империи Цинь. В VI в. до н.э. с появлением
конфуцианства, которое стало идейной
основой политической и правовой
системы Древнего Китая, сложился механизм
социального регулирования. В условиях
эпохи Чжаньго (V - III вв. до н.э.), когда
в Китае ожесточенно
Учение законников-легистов
резко отличалось от конфуцианского.
В основе легистской доктрины лежал
безусловный примат не столько даже
просто писаного закона, сколько приказа
начальства, официально санкционированного
регламента, сила и авторитет которого
должны держаться на палочной дисциплине
и жестоких наказаниях. Согласно легистским
канонам, разрабатывают законы мудрецы-реформаторы,
издает их государь, а осуществляют
на практике специально отобранные чиновники
и министры, опирающиеся на мощный
административно-
Однако не рационализм
или отношение к Небу было основным
в противостоянии легизма конфуцианству.
Гораздо важнее было то, что конфуцианство
делало ставку на высокую мораль и
древние традиции, тогда как легизм
выше всего ставил административный
регламент, державшийся на строгих
наказаниях и требовавший абсолютного
повиновения сознательно
Этот период также характеризуется
существенным возрастанием роли права
среди социальных норм и обоснованием
легистами тезиса о том, что управление
народом должно опираться на законы
и суровые наказания. Идеи легизма
были изложены основателем школы
«законников» (фацзя) Шан Яном, который
подчеркивал, что истинная добродетель
«ведет свое происхождение от наказания».
Он отстаивал абсолютную власть правителя,
который приведет к такой добродетели
с помощью строго установленного
закона, «путем смертных казней и примирения
справедливости с насилием». Легизм
и конфуцианство выражали противоположное
понимание природы человека, отношений
народа и правителя, целей и задач
государства. По Конфуцию, народ —
нравственная личность; напротив, легисты
считали, что человек озабочен лишь
тем, чтобы доставить себе удовольствие
и избежать страданий. Легизм, порывая
с традициями и обычаями старины,
представлял собой сугубо рационалистическое
и вульгарно-рационалистическое учение,
требовавшее активного
В легизме нашла отражение
особая государственная идея - рационалистическое
утверждение сильной
Наиболее последовательно
легистские реформы были проведены
министром Шан Яном в окраинном
западном царстве Цинь, которое после
этих реформ, покончивших с пережитками
патриархально-кланового
При утверждении и господстве
легизма осуществлялись мероприятия,
направленные на разложение общинных
отношений, укрепление частной собственности
на землю и ослабление позиций
родовой знати. Так, реформами Шан
Яна предусматривалось
Выражением предельной централизации
государственной власти стала всеобъемлющая
регламентация законом
Радикальным преобразованием подвергалась и вся система, государственного управления.
При Цинь Шихуанди: конфуцианство
было запрещено, древние книги сожжены,
сепаратизм мест подавлен и Китай
предстает перед нами единым централизованным
государством. Правление Цинь Шихуанди
составило целую эпоху в
Грубые методы легизма
для правителей были более приемлемыми
и эффективными, ибо они позволяли
тверже держать в руках
С династией Цинь был скомпрометирован
и пал легизм. Проверка на практике
его идей оказалась достаточной,
чтобы выявить его
4.3 ПРАВО ХАНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА
Третий этап - право ханьского
государства (III в. до н.э. - III в. н.э), основанное
на синтезе положений легизма
и конфуцианства при
Информация о работе Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права