Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
В своей работе я рассмотрю основные положения конфуцианства и легизма и влияние этих идеологий на трех этапах развития древнекитайского права.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные положения конфуцианства
3. Основные положения легизма
4. Основные этапы развития древнекитайского права
Право государств Шан и Чжоу
Право династии Чжоу и империи Цинь
Право ханьского государства
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Легизм и К.docx

— 34.22 Кб (Скачать файл)

4.Унификация норм. «Совершенно  мудрый, управляя государством, устанавливает  единые правила наград, единые  правила наказаний, единые правила  наставлений. Если установить  единые правила наград, то армия  не будет иметь себе равных; если установить единые правила  наказаний, то приказы будут  выполняться; если установить  единые правила наставлений, то  низшие будут подчиняться высшим»  (Шан Ян). Один экземпляр законов  и предписаний должен храниться  во дворце государя в запретном  здании, опечатанном печатью. Он  должен служить для унификации  и уяснения смысла закона и  предписания высшими чиновниками-законниками,  которые разъясняют его народу  и чиновникам.

5.Строгая система наказаний.  «Коль наказания мягки, невозможно  искоренить преступность», «в  образцово управляемом государстве  много наказаний и мало наград»  (Шан Ян). Необходима борьба против  частнособственнических тенденций,  приводящих к накоплению богатств  у подданных, а не в казне  («законы устанавливаются для  управления частного: когда законы  действуют, частным интересам  нет места; частное вносит смуту  в закон» - Хань Фэй), а также  существует система доносов и  даже круговая порука. Необходимо  учредить систему взаимной ответственности,  чтобы собирать сведения о  происходящем («десятки» и «пятерки»,  которые подвергаются совместным  награждениям и (или) наказаниям).

6.Укрепление войска, чиновничьего  и карательного аппарата на  основе строгой ответственности  государственных служащих и почтения  к государству. Жесткость законов  должна проявляться и по отношению  к чиновникам, независимо от занимаемой  должности («ранги знатности не  спасают от наказаний ни преданного  сановника, ни примерного сына»  - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал  законы, то могли пострадать три  категории его родственников.  Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан  Яну, наследовать должность, ранг  знатности, поля и жалованье  опального чиновника. Государство  превращалось в самодовлеющий  институт, в смысл и цель существования  общества. Это была теоретическая  схема восточной деспотии, но  лишенной инертности, активно себя  защищающей.

Тем временем конфуцианство  под влиянием изменяющихся обстоятельств  избавлялось от бескомпромиссного  отрицания законов и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний  крупный конфуцианец, писал, что  власть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословий уравнивало всех перед государством. Главным  становилось деление на тех, кто  правит, и тех, кем управляют.

 

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА

 

4.1 ПРАВО ГОСУДАРСТВ ШАН  И ЧЖОУ

 

Первый этап - право государства  Шан и государства Чжоу. Образование  государства в долине реки Хуанхэ относится ко II тыс. до н. э. В этот период в качестве социальных регуляторов  выступали традиции, этические нормы (ли) и правила ритуала. На смену  раннему государственному образованию  Шан (Инь) приходит возникшее в результате завоевания (племенем Чжоу) государство  Чжоу. Тогда, в ранний период истории  Китая, существовали формы коллективного  землевладения по системе цзинь  тянь, согласно которой каждые 8 участков передавались в пользование отдельным  семьям, а 9-й (общественное поле) обрабатывался  сообща и урожай с него поступал в распоряжение государства. В социальной структуре общества выделялась наследственная аристократия, занимавшая привилегированное  положение. Труд рабов имел ограниченное применение, по большей части рабы принадлежали государству. В то время  право еще не отделилось от обычаев, простых норм нравственности.

В построении государства  четко обнаруживаются черты восточной  деспотии. Правитель (ван) почитался "сыном  Неба" и признавался верховным  собственником Поднебесной. Однако обыкновение верховной власти передавать управление завоеванными землями в  наследственное владение титулованной знати приводит к раздробленности  прежде единого государства. В Китае  наступает период "многих царств", затем "борющихся царств". Тогда  прежде верные вассалы вана становятся удельными князьями, обладающими  фактически полной независимостью, власть же вана ограничивается пределами его  владения - домена. (Такое положение  очень напоминало период феодальной раздробленности в средневековой  Европе.) V - III вв. до н. э. в истории  Китая можно считать переломным временем. Тогда в стране происходило  разложение общинных отношений.

Все более частыми становились  сделки с землей, общинное землевладение  разлагалось. Происходило ускоренное развитие товарно-денежных отношений. Многие города превращались в ремесленные  центры. Наблюдалось резкое имущественное  расслоение населения. Упрочивается частная  собственность на землю и рабов. Значительную экономическую силу приобретают  купцы и ростовщики. Одновременно растет их политическое влияние. Рождается  порядок продажи должностей. Наследственная аристократия оттесняется "выскочками из низов".

Утверждение новых экономических  и политических сил происходило  на фоне разрушения патриархальных порядков при всеобщем ожесточении и междоусобных войнах. Моральные принципы отбрасывались, на смену им пришли предательство, продажность, коварство, убийства, подкупы, шантаж. В этих условиях как реакция на неустроенность и смуту в обществе рождается учение Конфуция.

 

4.2 ПРАВО ДИНАСТИИ ЧЖОУ  И ИМПЕРИИ ЦИНЬ

 

Второй этап - древнекитайское  право периода династии Чжоу и  империи Цинь. В VI в. до н.э. с появлением конфуцианства, которое стало идейной  основой политической и правовой системы Древнего Китая, сложился механизм социального регулирования. В условиях эпохи Чжаньго (V - III вв. до н.э.), когда  в Китае ожесточенно соперничали  различные философские школы, конфуцианство  по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной  тогда не получили признания. Этому  помещали соперники конфуцианцев - легисты.

Учение законников-легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал  безусловный примат не столько даже просто писаного закона, сколько приказа  начальства, официально санкционированного регламента, сила и авторитет которого должны держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. Согласно легистским канонам, разрабатывают законы мудрецы-реформаторы, издает их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники  и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократической аппарат. Почтение к закону и администрации  обеспечивается специальной системой круговой поруки, которая, в свою очередь, держится ни практике суровых наказаний  даже за мелкие проступки. Наказания  уравновешиваются поощрением за лояльность в виде присвоения очередного ранга; повышающего социальный статус его  обладателя. В учении легистов; практически  не апеллировавших даже к Небу, рационализм  был доведен до своей крайней  формы, порой переходившей в откровенный  цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов-реформаторов в различных царствах чжоуского  Китая в VII - IV вв. до н.э.

Однако не рационализм  или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Гораздо важнее было то, что конфуцианство  делало ставку на высокую мораль и  древние традиции, тогда как легизм выше всего ставил административный регламент, державшийся на строгих  наказаниях и требовавший абсолютного  повиновения сознательно оглупленного народа. Конфуцианство ориентировалось  на прошлое, а легизм бросал этому  прошлому открытый вызов, предлагая  в качестве альтернативы крайние  формы авторитарной деспотии.

Этот период также характеризуется  существенным возрастанием роли права  среди социальных норм и обоснованием легистами тезиса о том, что управление народом должно опираться на законы и суровые наказания. Идеи легизма  были изложены основателем школы  «законников» (фацзя) Шан Яном, который  подчеркивал, что истинная добродетель  «ведет свое происхождение от наказания». Он отстаивал абсолютную власть правителя, который приведет к такой добродетели  с помощью строго установленного закона, «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Легизм и конфуцианство выражали противоположное  понимание природы человека, отношений  народа и правителя, целей и задач  государства. По Конфуцию, народ —  нравственная личность; напротив, легисты  считали, что человек озабочен лишь тем, чтобы доставить себе удовольствие и избежать страданий. Легизм, порывая  с традициями и обычаями старины, представлял собой сугубо рационалистическое и вульгарно-рационалистическое учение, требовавшее активного преобразования общественных отношений. Ослабление народа считалось главной задачей правителя. Сила государства в слабости народа. Если в конфуцианском учении правитель  уподоблялся отцу в семье, то согласно легизму, народ - это сырой материал, а правитель - мастер, который, измеряя  и обрабатывая свой материал, отсекает все лишнее, создает прекрасную вещь. Правитель должен быть свободен от совести, моральных норм и руководствоваться  только целесообразностью. Решающее значение в государственном управлении отводилось закону, исполнительности чиновников и наказанию. Суровое наказание  считалось лучшим средством управления. ("Подражание древним состоит  в управлении при помощи добродетели, подражание современным — во введении законов, в которых наказание  на первом месте". "Если наказания  преобладают, народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождается  мерзость".)3

В легизме нашла отражение  особая государственная идея - рационалистическое утверждение сильной государственной  власти со всесилием закона и равенством всех перед законом; утверждалось, что  государственная власть должна быть требовательной к людям и направлять их поступки регулирующей ролью закона и наказания. ("Люди по всей сути стремятся  к порядку, однако действия их порождают  беспорядок; потому там, где сурово карают за мелкие проступки, они исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться".) В Китае при господстве легистского  учения, как и в других обществах  на ранних ступенях развития, роль наказания  в управлении преувеличивалась, а  в легизме наказанию придавалось  еще большее значение ввиду острой необходимости преодоления смуты  периода "борющихся царств". Но легизм не учитывал глубинные свойства характера китайского народа, его "образ  мышления и стиль жизни", сложившиеся  в течение длительного предшествующего  времени, и потому оказался недолговечным.

Наиболее последовательно  легистские реформы были проведены  министром Шан Яном в окраинном  западном царстве Цинь, которое после  этих реформ, покончивших с пережитками  патриархально-кланового прошлого, стало быстро усиливаться. Усиление Цинь привело в конце III в. до н.э. к захвату правителем этого царства  всей территории чжоуского Китая  и провозглашению им новой династии - Цинь. Основатель династии император  Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.) распространил  на весь Китай ту схему администрации, которая была выработана Шан Яном.

При утверждении и господстве легизма осуществлялись мероприятия, направленные на разложение общинных отношений, укрепление частной собственности  на землю и ослабление позиций  родовой знати. Так, реформами Шан  Яна предусматривалось принудительное дробление крупных семейных объединений, составлявших основу, общинных отношений. В частности, устанавливались наказания  для тех, кто имел в семье более  двух взрослых сыновей, продолжавших жить под крышей своего отца. Одновременно ликвидировались привилегии представителей наследственной знати. Запрещалась неровная месть. Важную часть реформ составляло разрешение свободной купли-продажи земли.

Выражением предельной централизации  государственной власти стала всеобъемлющая  регламентация законом общественной и личной жизни подданных. Осуществлялась систематизация и кодификация законодательства. Соблюдение законов поддерживалось строжайшими наказаниями (четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка  в котле, пробивание темени и т. п.).

Радикальным преобразованием  подвергалась и вся система, государственного управления.

При Цинь Шихуанди: конфуцианство  было запрещено, древние книги сожжены, сепаратизм мест подавлен и Китай  предстает перед нами единым централизованным государством. Правление Цинь Шихуанди составило целую эпоху в истории  Китая. При нем создается мощный, сложный, строго централизованный государственный  аппарат с большим числом чиновников, связанных беспрекословным подчинением  и автоматическим послушанием. Основы построения государственного аппарата Циньской империи сохранялись многие века в последующей истории Древнего и Средневекового Китая.

Грубые методы легизма  для правителей были более приемлемыми  и эффективными, ибо они позволяли  тверже держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для  усиления царств и успехов в их ожесточенной борьбе за объединение  Китая. Придя к власти, легисты  претворяли в жизнь свои правовые воззрения. С помощью насилия  и наказания они стремились вытравить  из массового сознания конфуцианские  догматы, преследовали их поборников и  носителей, уничтожали конфуцианские  книги и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги  и предал казни 400 ученых-конфуцианцев.

С династией Цинь был скомпрометирован и пал легизм. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность  для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания  государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение.

 

4.3 ПРАВО ХАНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Третий этап - право ханьского  государства (III в. до н.э. - III в. н.э), основанное на синтезе положений легизма  и конфуцианства при доминирующей роли конфуцианства. Государственной  идеологией Ханьской империи стало  ортодоксальное конфуцианство. Оно  было более приспособлено для  решения задачи укрепления деспотической  власти правителя, обосновывая неизменность существующего социального и  политического порядка. Основным постулатом ортодоксального конфуцианства  является идея Конфуция об обусловленности  и справедливости неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости  от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация  поведения людей в обществе, семье  с помощью жестких моральных  норм (ли), официально признанного ритуала. Однако ортодоксальное конфуцианство  не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения, морали и права. Мораль задавала общепринятый стандарт поведения в обществе, а право с помощью наказания запрещало отклонятся от него. Отныне нормы добродетельного поведения должны были насаждаться силой закона (фа), который предусматривал в случае их неисполнения применение жестоких санкций. Механизм регулирования основывался на формулах: 1) там где недостает ли, следует применять фа; 2) то, что наказуемо по фа не может быть дозволено по ли; 3) то, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа.4

Информация о работе Легизм и конфуцианство. Их влияние на эволюцию древнекитайского права