Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курс лекций

Описание работы

Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.

Содержание работы

Введение
Цели и задачи дисциплины
Учебный план лекционного курса
Учебный план семинарских занятий
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
УЭ-1. Философия как феномен культуры.
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.
УЭ-3. Древнегреческая философия.
УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.

Файлы: 1 файл

umk_philosophy.doc

— 2.17 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Цели и задачи дисциплины

Учебный план лекционного курса

Учебный план семинарских занятий

Модуль-1. Философия в  исторической динамике.

УЭ-1. Философия как феномен культуры.

УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.

УЭ-3. Древнегреческая философия.

УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.

УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.

УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.

УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.

УЭ-8. Философская мысль Беларуси.

Итоговый контроль (зачет)

Модуль-2. Философские проблемы бытия.

УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.

УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.

УЭ-3. Философия природы.

Модуль-3. Философская антропология.

УЭ-1. Философия сознания.

УЭ-2. Проблема человека в философии и науке

Модуль-4. Гносеология.

УЭ-1. Познание как предмет  философского анализа.

УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.

Модуль-5. Социальная философия.

УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.

УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.

УЭ-3. Философия политики и права.

УЭ-4. Философия культуры.

УЭ-5. Философия техники.

УЭ-6. Философские аспекты  проблемы будущего.

Итоговый контроль (экзамен).

Литература.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

     

      Современное  общество эволюционирует в направлении  гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком  обществе, это разумный, самокритичный,  рефлексивный, терпимый к взглядам  других, морально ответственный  человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.

      В результате  изучения курса «Философия» студент  должен знать:

  • смысл, содержание и взаимосвязь основных философских категорий, отражающих всеобщие закономерные связи в мире;
  • чётко представлять историю развития философской мысли, уметь выявлять главные особенности основных исторических терминов, раскрывать социокультурную обусловленность философии соответствующей эпохи.

Студент должен уметь:

  • анализировать и интерпретировать философские тексты;
  • освоить навыки философской аргументации и полемики;
  • связывать философские знания с практикой, показывая возможную полезность абстрактных философских положений в сфере соответствующей профессиональной деятельности.

 

 

                      УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

 

Название тем, их содержание

 

Цели и задачи изучения темы

 

Кол-во

часов

лекций

1      

     Философия как феномен культуры

Философия как система  мировоззренческого знания.

Понятие мировоззрение, его структура и его основные функции. Исторические типы мировоззрения.

Философия в системе  культуры. Предмет философии и 

его историческая динамика. Функции философии.

Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская  антропология, социальная философия.

 Цель: раскрыть место и роль философии в культуре.

 Задачи:

  • раскрыть связь между философией и мировоззрением;
  • показать отличие философии от

       мифологии,  религии, науки;

  • раскрыть структуру философского знания,

-     охарактеризовать  основные направления  

      философских   поисков.                                                                                                                                                                   

      4

2     

Философская мысль Древнего Востока

Специфика древневосточной  культуры, её  влияние на философскую  мысль.

Религиозно-мифологический характер  древнеиндийской философии. Становление и главные школы древнеиндийской философии.

Религиозно-философский  смысл. Упанишад.

Философский смысл джайнизма  и буддизма.

Рационально-практическая направленность древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм.             

   Цель: выявить особенности

   возникновения  и      главные проблемы  

   древневосточной  философии.

   Задачи:

  • на основе характеристики основных школ

древнеиндийской философии  показать её

религиозно-мифологический характер;

  • показать морально-этическую и

социальную направленность древнекитайской философии.

      2




 

 3

 Древнегреческая философия

 Предпосылки появления  философии как

 теоретической формы  рационального мировоззрения.

 Этапы развития  древнегреческой философии.

 Натурфилософские  ориентации досократической

 философии. 

Философия классического  периода.

Философия эпохи эллинизма.

Цель: показать место и роль древнегреческой философии в европейской традиции.

Задачи:

  • раскрыть факторы, обусловившие трансформацию мифологического мировоззрения в рациональное;
  • выявить специфику основных этапов развития древнегреческой философии.

2

 4

     Статус и основные  проблемы философии

                      в эпоху Средневековья

Социокультурная обусловленность средневековой

философии.

Патристика. Августин Аврелий  и становление

средневековой философской парадигмы.

Основные проблемы схоластической философии:

проблема соотношения веры и разума;

проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

   

Цель: раскрыть теоцентрический характер средневековой философии.

Задачи:

  • показать влияние античного наследия на философию Средневековья;

-     раскрыть особенности патристики;

-     охарактеризовать основные проблемы

      схоластики;

-     раскрыть появление новых тенденций в

      философии позднего Средневековья,

     обусловивших  её переход к новому

      историческому этапу.

2

 5

Основные философские  идеи в  культуре

                         Возрождения

Социокультурные предпосылки  подрыва монополии религиозного мировоззрения.

Антропоцентризм и гуманизм. Гуманистические идеи в

творчестве Эразма Роттердамского, Монтеня.

Коперниковский переворот  и формирование новой картины мира. Натурфилософия и пантеизм Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно.

Социально-политические идеалы эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, М.Лютер.

Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.   

 Цель: раскрыть причины, обусловившие

переход философии к  проблемам

человека и природы.

Задачи:

-     раскрыть  гуманистический и  

      антропоцентрический характер философии

      Возрождения;

  • показать пантеистический характер натурфилософии Возрождения;
  • раскрыть социально-политические идеалы эпохи Возрождения.

2

 6 

         Европейская  философия ХУП-Х1Х вв.

Социокультурная обусловленность  гносеологической направленности  новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм.

Материализм и атеизм философии французского Просвещения.

Классическая немецкая философия.

Активно-деятельностная концепция  человека в 

немецком идеализме. Философская  позиция И.Канта. Идеалистическая  диалектика Г.-В.-Ф.Гегеля.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Становление иррационалистической традиции в 

неклассической философии: С.Кьеркегор, Ф.Ницше,

А.Шопенгауэр.

Философия первого позитивизма  и эмпириокритицизма.

Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма. Историческая судьба марксизма.

Цель: дать характеристику основным направлениям философии Нового времени – периода утверждения нового способа производства.

Задачи:

-    показать социальный статус науки и ее

      влияние на гносеологическую  

      направленность философии ХУП в.;

  • осветить проблему метода научного познания на основе характеристики позиций эмпиризма и рационализма;
  • показать значение философии Просвещения для утверждения светских начал в обществе;
  • раскрыть рационалистическую направленность немецкой классической философии;
  • показать на примере иррационализма, позитивизма и марксизма многовариативную направленность

       неклассической  философии

4

  7

       Философия ХХ  века: основные школы 

                   и направления

Базисные ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики, переосмысление классических субъектно-объектных  схем, лингвистический поворот.

Исторические формы позитивизма: неопозитивизм и постпозитивизм.

Феноменология и экзистенциализм (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр).

Философия структурализма и её роль в развитии социально-гуманитарного  знания.

Философская герменевтика.

Религиозная философия  в контексте современной 

культуры (неотомизм, тейярдизм).

Феномен постмодернизма в философии.

Цель: выявить социокультурную обусловленность пересмотра традиций классической философии в философии ХХ века.

Задачи:

-     показать  специфику нового осмысления   

       сущности человека, человеческого

       сознания;

  • провести основные различия между неопозитивизмом и постпозитивизмом;
  • показать многообразие познавательных стратегий философского мышления ХХ в
  • показать дискуссионный характер философии, отразивший специфику ситуации конца ХХ века.

4

 8

              Философская мысль Беларуси

Влияние христианства на развитие философской мысли

Х-ХIII веков.

Социально-философские  и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан).

Особенности белорусской  просветительской философии.

Национальное возрождение  в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли. Философское и национальное самосознание белорусов в ХХ в. (И. Абдиралович, А.Гарун, В.Ластовский).

Цель: показать особенности философского процесса на Беларуси, которые были связаны с преобладанием социальной, морально-гуманистической и эстетической проблематикой.

Задачи:

  • показать влияние христианства на

     развитие общественной мысли Беларуси;

  • раскрыть направления влияния античной культуры на развитие философии в Беларуси;
  • выявить приоритет традиций рационализма в белорусской философии.

4

 

  9

                  Метафизика и онтология

Метафизика и онтология –  основные стратегии познания бытия. Проблема интерпретации бытия в  классической и неклассической философии.

Категория материи. Эволюция представлений о материи в  философии и науке. Движение и  развитие как атрибуты бытия.

Отражение как универсальное  свойство материи.

Пространственно-временная структура бытия. Субстанционная и реляционная концепции пространства и времени в природе и обществе.

Диалектика как философская  концепция развития. Принципы, законы и категории диалектики.

Цель:  раскрыть сущность материального единства мира.

Задачи:

  • показать соотношение понятий «бытие», «субстанция», «материя» в различных философских системах;
  • охарактеризовать представление современной науки о строении, видах и свойствах материи;
  • выявить соотношение понятий «движение», «отражение», «развитие»;
  • показать различие субстанционной и реляционной концепций пространства и времени;
  • раскрыть специфику диалектического понимания мира.

4

10

                   Философия природы

Понятие природы.  Специфика  философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о  природе в философских системах Востока и Запада.

Природа как объект научного познания. Природа как  самоорганизующаяся система. Синергетика и её роль в  формировании нового образа природы.

Природа как среда  обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.

Философские аспекты экологического кризиса. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Цель: на основе анализа механизма взаимодействия природы и общества выявить сущность экологического кризиса и определить возможные пути его решения.

Задачи:

  • раскрыть специфику природы как объективной реальности;
  • выявить основные виды отношения человека к природе;
  • показать, что сущность экологического кризиса проявляется в потере человеком экологической ниши в природе в ходе исторического развития.

2

 11

       Философия сознания

Проблема сознания и  основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный,

функциональный, феноменологический,

экзистенциональный, диалектико-материалистический.

Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания. Социокультурная природа сознания. Сознание, мышление, язык.

Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание. Естественный и искусственный интеллект.

Функции сознания: отражательно- информационная и конструктивно–творческая.

Цель: раскрыть сущность сознания как способа познания и управления преобразовательной деятельности человека.

Задачи:

  • раскрыть проблему сознания в историко-философском аспекте;
  • охарактеризовать идеальную природу сознания;
  • показать соотношение биологических и социальных факторов в происхождении сознания;
  • показать сходство и отличие сознания от психики животных.

2

12

      Проблема человека в философии

Человек как предмет  философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии.

Биологическое и социальное в человеке, конкретное соотношение  биологического и социального в  различных структурах человека. Понятие  родовой сущности человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации личности

Цель: раскрыть биосоциальную природу человека.

Задачи:

  • показать отличие образа человека в классической и неклассической философии;
  • раскрыть деятельностный характер человеческого бытия;
  • показать специфику проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека;
  • раскрыть признаки сформированности человека как личности.

4

13

 Познание как предмет философского анализа

Проблема познаваемости  мира: гносеологический оптимизм и  феномен агностицизма.

Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственный, рациональный, иррациональный, эмпирический и теоретический уровни познания.

Познание как постижение истины. Концепции истины.

Проблема критериев  истины. Практика как критерий

истины. Истина, ложь, заблуждение.

 

Цель: раскрыть сущность познания как деятельности по добыванию знаний о мире.

Задачи:

  • охарактеризовать специфику познавательного отношения человека к миру;
  • раскрыть проблему субъекта и объекта в познании;
  • раскрыть сущность проблемы истинности знаний и варианты её решения в истории философии.

2

14

          Наука и её социокультурный статус

Понятие науки. Наука  как деятельность, система знаний и  социальный институт.

Специфика научного познания, его структура: эмпирический, теоретический  и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследования, философские принципы.

Методы познания. Общелогические приёмы познания. Эмпирические и теоретические  методы научного исследования.

Этика науки и социальная ответственность учёного. 

Цель: раскрыть сущность научного познания как профессиональной деятельности по добыванию знаний о мире.

Задачи:

-     определить  структуру научного познания;

  • охарактеризовать разнообразие форм и методов научного познания;

-      выявить  гуманитарные параметры

       современной  науки;

  • показать соотношение абсолютного и относительного, объективного и субъективного в научном познании.

2

15

   Основные проблемы и понятия  социальной                           

                           философии

Общество как объект философского анализа.

Эволюция представлений  об обществе в истории философской  мысли. Основные исследовательские  программы в обществознании.

Социальная форма движения материи и её отличие от процессов  живой и неживой природы. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, их взаимосвязь.

Структура общества, его  основные компоненты.

Цель: показать значимость социальной проблематики в системе философских знаний.

Задачи:

  • показать эволюцию философских представлений об обществе;
  • дать сравнительную характеристику основных исследовательских программ общества;
  • дать характеристику основным типам социальных структур: социально-классовой, социально-этнической, социально-демографической.

2

16

   Общество как саморазвивающаяся система

 Материальное и  идеальное в обществе. Объективный  и субъективный фактор в обществе.

Общество в социальной динамике. Характер законов существования и развития общества. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.

Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. 

Цель: показать специфику общества как саморазвивающейся системы.

Задачи:

  • раскрыть источники развития общества;
  • раскрыть специфику социального детерминизма;
  • раскрыть природу социальных противоречий как главных источников развития общества;
  • показать соотношение прогресса и регресса в обществе;
  • осветить проблематику критериев прогресса в обществе.

4

17

              Философия политики и права

Понятие политики и власти. Политическая власть и социальный интерес.

Политическая система  общества её компоненты. Государство  как социальный институт.

Политика и право. Гражданское общество и правовое государство.

Цель: раскрыть сущность политики как сферы деятельности членов общества по отношению к государству.

Задачи:

  • выяснить сущность власти как процесса, в ходе которого происходит подчинение субъектом объекта;
  • показать приоритетный характер государственной власти в обществе;
  • раскрыть сущность права, признаки правового государства;
  • раскрыть сущность гражданского общества на основе характеристики различных вариантов взаимоотношения общества и государства.

2

18

                     Философия культуры

Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии.

Социальные функции  культуры.

Проблема классификации  культуры. Материальная и духовная культура, условный характер этого  деления. Массовая и элитарная культура.

Исторические типы культуры.

Национальное и интернациональное  в культуре. Культура и цивилизация. Традиции и новации в динамике культуры. 

Цель: раскрыть сущность культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком.

Задачи:

  • раскрыть главные функции культуры в обществе: познавательно-отражательную, регулирующую, коммуникативную, социализирующую и др.;
  • выяснить основания классификации культуры;
  • на основе конкретных фактов проиллюстрировать соотношение национального и интернационального, традиций и новаций в развитии культуры.

2

19

                      Философия техники

Техника как объект социально-философского исследования. Инженерная и гуманитарная философия техники. Техника, технология, культура.

Закономерности научно-технического прогресса. Социальные последствия научно-технического прогресса.

Цель: выявить специфику техники как объекта социально-философского исследования.

Задачи:

  • дать характеристику основным видам техники, раскрыть её функции в обществе;
  • показать взаимосвязь науки и техники в развитии общества;
  • выявить последствия технизации общества во всех сферах;
  • показать специфику ценностей техногенной цивилизации.

2

  20

Философские аспекты проблемы  будущего

Предмет и функции  социального прогнозирования. Проблема достоверности социального предвидения  и его научные критерии.

Философские аспекты глобальных проблем современности. Мир в поисках концепции устойчивого развития.

Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция  информационного общества.

       

Цель: раскрыть проблему будущего как мировоззренческую проблему.

Задачи:

  • охарактеризовать критерии достоверности социального прогнозирования, показать отличие научного предвидения от пророчества, утопических прогнозов;
  • раскрыть сущность современной глобальной ситуации;
  • дать характеристику концепции постиндустриального (информационного) общества. 

2


 

            

            УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п.п.

Название тем, их содержание

Кол-во

часов

1.

Философия как  феномен культуры.

Проблема понимания  сущности философии. Концепции происхождения философии.

Мировоззрение: структура  и исторические типы. Философия как  теоретическая форма 

рационального мировоззрения.

Предмет философии и  его историческая динамика. Разделы  философии.

Функции философии в  культуре.

2

2.

Философская мысль  Древнего Востока.

Особенности древневосточных цивилизаций и их влияние на формирование философской мысли. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы философии.

Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего

Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

2

3.

Древнегреческая философия.

Условия возникновения  и духовные источники древнегреческой  философии.

Космоцентризм античной натурфилософии. Проблема «архэ» в философии досократиков.

Учение о бытии: Парменид, Платон, Аристотель.

Становление античной диалектики.

Проблема человека и  общества в древнегреческой философии.

2

4.

Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.

Социокультурные истоки средневековой философии.

Патристика: Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы.

Основные проблемы средневековой схоластики.

2

5.

Основные философские  идеи в культуре Возрождения.

Характерные черты эпохи  Возрождения, их отражение в философской  мысли.

Натурфилософия Возрождения.

Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

Социально-политические идеалы философии Возрождения.

2

6.

Европейская философия  ХУП-Х1Х веков.

Социокультурная обусловленность  гносеологической направленности новоевропейской

философии. Эмпиризм и рационализм.

Философия эпохи Просвещения.

Немецкая классическая философия.

Становление и основные черты неклассической философии: иррациональная философия,

 позитивизм и   марксизм.

 4

7.

Философия ХХ века: основные школы и направления.

Базисные ориентации философии ХХ века.

Философия позитивизма  и постпозитивизма.

Человек в мире и мир  человека в философии экзистенциализм.

Ситуация постмодернизма в философии.

2

8.

Философская мысль  Беларуси.

Социокультурные предпосылки и  духовные источники белорусской философской мысли Х-ХIII веков. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан).

Национальное возрождение  в конце Х1Х – начале ХХ веков  и его отражение в социально-политической и философской мысли.

2

9.

Метафизика  и онтология.

Статус категории бытия  в философии: методологическая сущность, структура бытия.

Категория материи в  системе философского материализма.

Пространственно-временная  структура бытия.

Движение и развитие. Диалектика как философская концепция развития.

2

10.

Философия природы.

Понятие природы.  Специфика  философского подхода к исследованию природы.

Природа как  самоорганизующаяся система.

Синергетика и её роль в формировании нового образа природы.

Природа как среда  обитания человека. Исторические этапы  взаимодействия природы и общества.

Философские аспекты  экологического кризиса.

2

11.

 Философия сознания.

Проблема сознания и  основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный,

функциональный, феноменологический, экзистенциональный, диалектико-материалистический.

Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки  возникновения сознания.

Сознание, мышление, язык.

Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание.

2

12.

Проблема человека в философии и науке.

Человек как предмет  философского анализа.

Материальное и духовное, объективное и субъективное, биологическое  и социальное в человеке.

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации.

2

13.

Познание как  предмет философского анализа.

Специфика познавательного  отношения человека к миру: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма. Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственная, рациональная, иррациональная стороны процесса познания.

Эмпирический, теоретический  и метатеоретический уровни научного познания.

Проблема истины в  философии и науке.

Методы научного познания.

2

14.

Общество как  саморазвивающаяся система.

Общество как объект философского анализа. Специфика социального познания.

Общество в социальной динамике.

Формационный и цивилизационный  подходы к анализу истории  общества. 

2

15.

Философия политики и права.

Политика как специфическая  сфера общественной жизни. Политика и власть.

Государство – основной элемент политической системы общества.

Право и его функции  в обществе.

Концепция правового  государства и гражданского общества.

2

16.

Философия культуры.

Культура как предмет  философского анализа.

Структура культуры и  ее функции в обществе.

Развитие культуры: традиции и новаторство.

2

17.

Философские аспекты  проблемы будущего

Философские аспекты  глобальных проблем современности.

Мир в поисках концепции  устойчивого развития. Проблема достоверности  социального предвидения и его научные критерии.

Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция 

информационного общества. 

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль-1. Философия в  исторической динамике

 

Ключевая идея модуля. Философия есть эпоха, постигнутая в мышлении. Изменения в жизни общества отражаются на уровне философских идей.

Практическое  применение. Знание многовариативности подходов к решению самых различных проблем, имевшей место в истории философии, позволяет не только избегать категоричности и декларативности в суждениях, но и способствует развитию критического мышления в целом..

УЭ-1. Философия как феномен культуры

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Место и роль философии в системе культуры.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:

агностицизм - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать

соответствие познания действительности, а, следовательно, выстроить истинную

всеобъемлющую систему знания;

бытие - философская категория для обозначения объективной реальности;

гилозоизм – дуалистический принцип, утверждающий идею живой материи ;

гносеология – раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями

познания, - теория познания как таковая;

диалектика  – это, прежде всего, философская концепция развития; это такой способ

понимания мира, при котором  различные явления рассматриваются  в многообразии их связей,

взаимодействии противоположных  сил, тенденций в процессах изменения,  развития;

диалектический  материализм – философское учение, базирующееся на  принципах диалектики и материального единства мира;

дуализм - философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к

другу начал: духовной и  материальной субстанций;

идеализм - термин, введенный  для обозначения философских концепций, утверждающих в

качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание,

мышление, разум);

материализм – термин, введенный  для обозначения философских концепций, утверждающих

в качестве основания  и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю;

мировоззрение - это не всегда осознаваемая система теоретических взглядов, ценностных

установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающая человеку

соответствующую возможность ориентироваться в мире.

мифология – исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на

ранней стадии развития и характеризующийся:

а) нерасчлененностью  в мышлении эмоций и знаний, субъективного  и объективного, предмета

и знака, вещи и слова, происхождения и сущности,

б) очеловечиванием (персонификация) фрагментов космоса, их одушевлением,

Информация о работе Лекции по "Философии"