Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курс лекций
Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.
Введение
Цели и задачи дисциплины
Учебный план лекционного курса
Учебный план семинарских занятий
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
УЭ-1. Философия как феномен культуры.
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.
УЭ-3. Древнегреческая философия.
УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.
Введение
Цели и задачи дисциплины
Учебный план лекционного курса
Учебный план семинарских занятий
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
УЭ-1. Философия как феномен
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.
УЭ-3. Древнегреческая философия.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.
Современное
общество эволюционирует в
В результате
изучения курса «Философия»
Студент должен уметь:
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
№ |
Название тем, их содержание |
Цели и задачи изучения темы |
Кол-во часов лекций |
1 |
Философия как феномен культурыФилософия как система мировоззренческого знания. Понятие мировоззрение, его структура и его основные функции. Исторические типы мировоззрения. Философия в системе культуры. Предмет философии и его историческая динамика. Функции философии. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. |
Цель: раскрыть место и роль философии в культуре. Задачи:
мифологии, религии, науки;
- охарактеризовать основные направления философских
поисков. |
4 |
2 |
Философская мысль Древнего ВостокаСпецифика древневосточной культуры, её влияние на философскую мысль. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и главные школы древнеиндийской философии. Религиозно-философский смысл. Упанишад. Философский смысл джайнизма и буддизма. Рационально-практическая направленность древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм. |
Цель: выявить особенности возникновения и главные проблемы древневосточной философии. Задачи:
древнеиндийской философии показать её религиозно-мифологический характер;
социальную направленность древнекитайской философии. |
2 |
3 |
Древнегреческая философияПредпосылки появления философии как теоретической формы рационального мировоззрения. Этапы развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия классического периода. Философия эпохи эллинизма. |
Цель: показать место и роль древнегреческой философии в европейской традиции. Задачи:
|
2 |
4 |
Статус и основные проблемы философиив эпоху Средневековья Социокультурная обусловленность средневековой философии. Патристика. Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы. Основные проблемы схоластической философии: проблема соотношения веры и разума; проблема универсалий в
|
Цель: раскрыть теоцентрический характер средневековой философии. Задачи:
- раскрыть особенности патристики; - охарактеризовать основные проблемы схоластики; - раскрыть появление новых тенденций в философии позднего Средневековья, обусловивших её переход к новому историческому этапу. |
2 |
5 |
Основные философские идеи в культуреВозрождения Социокультурные предпосылки подрыва монополии религиозного мировоззрения. Антропоцентризм и гуманизм. Гуманистические идеи в творчестве Эразма Роттердамского, Монтеня. Коперниковский переворот и формирование новой картины мира. Натурфилософия и пантеизм Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, М.Лютер. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. |
Цель: раскрыть причины, обусловившие переход философии к проблемам человека и природы. Задачи: - раскрыть гуманистический и антропоцентрический характер философии Возрождения;
|
2 |
6 |
Европейская философия ХУП-Х1Х вв.Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм. Материализм и атеизм философии французского Просвещения. Классическая немецкая философия. Активно-деятельностная концепция человека в немецком идеализме. Философская позиция И.Канта. Идеалистическая диалектика Г.-В.-Ф.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии: С.Кьеркегор, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр. Философия первого позитивизма и эмпириокритицизма. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма. Историческая судьба марксизма. |
Цель: дать характеристику основным направлениям философии Нового времени – периода утверждения нового способа производства. Задачи: - показать социальный статус науки и ее влияние на гносеологическую направленность философии ХУП в.;
неклассической философии |
4 |
7 |
Философия ХХ века: основные школыи направления Базисные ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики, переосмысление классических субъектно-объектных схем, лингвистический поворот. Исторические формы позитивизма: неопозитивизм и постпозитивизм. Феноменология и экзистенциализм (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Философия структурализма и её роль в развитии социально-гуманитарного знания. Философская герменевтика. Религиозная философия в контексте современной культуры (неотомизм, тейярдизм). Феномен постмодернизма в философии. |
Цель: выявить социокультурную обусловленность пересмотра традиций классической философии в философии ХХ века. Задачи: - показать специфику нового осмысления сущности человека, человеческого сознания;
|
4 |
8 |
Философская мысль БеларусиВлияние христианства на развитие философской мысли Х-ХIII веков. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан). Особенности белорусской просветительской философии. Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли. Философское и национальное самосознание белорусов в ХХ в. (И. Абдиралович, А.Гарун, В.Ластовский). |
Цель: показать особенности философского процесса на Беларуси, которые были связаны с преобладанием социальной, морально-гуманистической и эстетической проблематикой. Задачи:
развитие общественной мысли Беларуси;
|
4
|
9 |
Метафизика и онтологияМетафизика и онтология – основные стратегии познания бытия. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты бытия. Отражение как универсальное свойство материи. Пространственно-временная структура бытия. Субстанционная и реляционная концепции пространства и времени в природе и обществе. Диалектика как философская концепция развития. Принципы, законы и категории диалектики. |
Цель: раскрыть сущность материального единства мира. Задачи:
|
4 |
10 |
Философия природыПонятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада. Природа как объект научного познания. Природа как самоорганизующаяся система. Синергетика и её роль в формировании нового образа природы. Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Философские аспекты экологического кризиса. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. |
Цель: на основе анализа механизма взаимодействия природы и общества выявить сущность экологического кризиса и определить возможные пути его решения. Задачи:
|
2 |
11 |
Философия сознанияПроблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, феноменологический, экзистенциональный, диалектико-материалистический. Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания. Социокультурная природа сознания. Сознание, мышление, язык. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание. Естественный и искусственный интеллект. Функции сознания: отражательно- информационная и конструктивно–творческая. |
Цель: раскрыть сущность сознания как способа познания и управления преобразовательной деятельности человека. Задачи:
|
2 |
12 |
Проблема человека в философииЧеловек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии. Биологическое и социальное в человеке, конкретное соотношение биологического и социального в различных структурах человека. Понятие родовой сущности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации личности |
Цель: раскрыть биосоциальную природу человека. Задачи:
|
4 |
13 |
Познание как предмет философского анализаПроблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма.Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственный, рациональный, иррациональный, эмпирический и теоретический уровни познания.Познание как постижение истины. Концепции истины.Проблема критериев истины. Практика как критерийистины. Истина, ложь, заблуждение.
|
Цель: раскрыть сущность познания как деятельности по добыванию знаний о мире. Задачи:
|
2 |
14 |
Наука и её социокультурный статусПонятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Специфика научного познания, его структура: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследования, философские принципы. Методы познания. Общелогические приёмы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Этика науки и социальная ответственность учёного. |
Цель: раскрыть сущность научного познания как профессиональной деятельности по добыванию знаний о мире. Задачи: - определить структуру научного познания;
- выявить гуманитарные параметры современной науки;
|
2 |
15 |
Основные проблемы и понятия
социальной
философии Общество как объект философского анализа. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании. Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, их взаимосвязь. Структура общества, его основные компоненты. |
Цель: показать значимость социальной проблематики в системе философских знаний. Задачи:
|
2 |
16 |
Общество как саморазвивающаяся система Материальное и
идеальное в обществе. Объективный
и субъективный фактор в Общество в социальной динамике. Характер законов существования и развития общества. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. |
Цель: показать специфику общества как саморазвивающейся системы. Задачи:
|
4 |
17 |
Философия политики и праваПонятие политики и власти. Политическая власть и социальный интерес. Политическая система общества её компоненты. Государство как социальный институт. Политика и право. Гражданское общество и правовое государство. |
Цель: раскрыть сущность политики как сферы деятельности членов общества по отношению к государству. Задачи:
|
2 |
18 |
Философия культурыПонятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии. Социальные функции культуры. Проблема классификации культуры. Материальная и духовная культура, условный характер этого деления. Массовая и элитарная культура. Исторические типы культуры. Национальное и |
Цель: раскрыть сущность культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком. Задачи:
|
2 |
19 |
Философия техникиТехника как объект социально-философского исследования. Инженерная и гуманитарная философия техники. Техника, технология, культура. Закономерности научно- |
Цель: выявить специфику техники как объекта социально-философского исследования. Задачи:
|
2 |
20 |
Философские аспекты проблемы будущегоПредмет и функции
социального прогнозирования. Проблема
достоверности социального
|
Цель: раскрыть проблему будущего как мировоззренческую проблему. Задачи:
|
2 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п.п. |
Название тем, их содержание |
Кол-во часов |
1. |
Философия как феномен культуры. Проблема понимания сущности философии. Концепции происхождения философии. Мировоззрение: структура и исторические типы. Философия как теоретическая форма рационального мировоззрения. Предмет философии и его историческая динамика. Разделы философии. Функции философии в культуре. |
2 |
2. |
Философская мысль Древнего Востока. Особенности древневосточных цивилизаций и их влияние на формирование философской мысли. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы философии. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. |
2 |
3. |
Древнегреческая философия. Условия возникновения и духовные источники древнегреческой философии. Космоцентризм античной натурфилософии. Проблема «архэ» в философии досократиков. Учение о бытии: Парменид, Платон, Аристотель. Становление античной диалектики. Проблема человека и общества в древнегреческой философии. |
2 |
4. |
Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья. Социокультурные истоки средневековой философии. Патристика: Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы. Основные проблемы средневековой схоластики. |
2 |
5. |
Основные философские идеи в культуре Возрождения. Характерные черты эпохи Возрождения, их отражение в философской мысли. Натурфилософия Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Социально-политические идеалы философии Возрождения. |
2 |
6. |
Европейская философия ХУП-Х1Х веков. Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Эмпиризм и рационализм. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия. Становление и основные черты неклассической философии: иррациональная философия, позитивизм и марксизм. |
4 |
7. |
Философия ХХ века: основные школы и направления. Базисные ориентации философии ХХ века. Философия позитивизма и постпозитивизма. Человек в мире и мир человека в философии экзистенциализм. Ситуация постмодернизма в философии. |
2 |
8. |
Философская мысль Беларуси. Социокультурные предпосылки и духовные источники белорусской философской мысли Х-ХIII веков. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан). Национальное возрождение
в конце Х1Х – начале ХХ веков
и его отражение в социально- |
2 |
9. |
Метафизика и онтология. Статус категории бытия в философии: методологическая сущность, структура бытия. Категория материи в системе философского материализма. Пространственно-временная структура бытия. Движение и развитие. Диалектика как философская концепция развития. |
2 |
10. |
Философия природы. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Природа как самоорганизующаяся система. Синергетика и её роль в формировании нового образа природы. Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Философские аспекты экологического кризиса. |
2 |
11. |
Философия сознания. Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, феноменологический, экзистенциональный, диалектико-материалистический. Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания. Сознание, мышление, язык. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание. |
2 |
12. |
Проблема человека в философии и науке. Человек как предмет философского анализа. Материальное и духовное, объективное и субъективное, биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации. |
2 |
13. |
Познание как предмет философского анализа. Специфика познавательного отношения человека к миру: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма. Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственная, рациональная, иррациональная стороны процесса познания.Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного познания.Проблема истины в философии и науке. Методы научного познания. |
2 |
14. |
Общество как саморазвивающаяся система. Общество как объект философского анализа. Специфика социального познания. Общество в социальной динамике. Формационный и |
2 |
15. |
Философия политики и права. Политика как специфическая сфера общественной жизни. Политика и власть. Государство – основной элемент политической системы общества. Право и его функции в обществе. Концепция правового государства и гражданского общества. |
2 |
16. |
Философия культуры. Культура как предмет философского анализа. Структура культуры и ее функции в обществе. Развитие культуры: традиции и новаторство. |
2 |
17. |
Философские аспекты проблемы будущего Философские аспекты глобальных проблем современности.Мир в поисках концепции устойчивого развития. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.Формирование информационного общества. |
2 |
Модуль-1. Философия в исторической динамике
Ключевая идея модуля. Философия есть эпоха, постигнутая в мышлении. Изменения в жизни общества отражаются на уровне философских идей.
Практическое применение. Знание многовариативности подходов к решению самых различных проблем, имевшей место в истории философии, позволяет не только избегать категоричности и декларативности в суждениях, но и способствует развитию критического мышления в целом..
УЭ-1. Философия как феномен культуры
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Место и роль философии в системе культуры.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:
агностицизм - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать
соответствие познания действительности, а, следовательно, выстроить истинную
всеобъемлющую систему знания;
бытие - философская категория для обозначения объективной реальности;
гилозоизм – дуалистический принцип, утверждающий идею живой материи ;
гносеология – раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями
познания, - теория познания как таковая;
диалектика – это, прежде всего, философская концепция развития; это такой способ
понимания мира, при котором
различные явления
взаимодействии
диалектический материализм – философское учение, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира;
дуализм - философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к
другу начал: духовной и материальной субстанций;
идеализм - термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в
качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание,
мышление, разум);
материализм – термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих
в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю;
мировоззрение - это не всегда осознаваемая система теоретических взглядов, ценностных
установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающая человеку
соответствующую возможность ориентироваться в мире.
мифология – исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на
ранней стадии развития и характеризующийся:
а) нерасчлененностью в мышлении эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета
и знака, вещи и слова, происхождения и сущности,
б) очеловечиванием (персонификация) фрагментов космоса, их одушевлением,