Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курс лекций

Описание работы

Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.

Содержание работы

Введение
Цели и задачи дисциплины
Учебный план лекционного курса
Учебный план семинарских занятий
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
УЭ-1. Философия как феномен культуры.
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.
УЭ-3. Древнегреческая философия.
УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.

Файлы: 1 файл

umk_philosophy.doc

— 2.17 Мб (Скачать файл)

в) безразличием к противоречию;

монизм – философский принцип, рассматривающий многообразие явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего;

метафизика как стратегия познания противоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира;

наука – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежит особый вид

познавательной деятельности, направленной на выработку объективных,

системно организованных и обоснованных знаний о мире;

натурфилософия  – философия природы (альтернатива онтологии);

объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую

надличностную (не связанную  ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию

(абсолютная идея, мировая  воля и др.).

онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее

общие сущности и категории  сущего;

основной вопрос философии – вопрос заключает в себе две фундаментальные для всей истории

философии проблемы: во-первых, проблема отношении сознания к бытию, духовного к

материальному вообще, во-вторых, проблема познаваемости мира;

пантеизм – дуалистический принцип, согласно которому бог растворен в природе или

наоборот, природа в боге;

религия – исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются

вера в существование  сверхъестественных сил, способных  определять судьбу человека и мира

в целом, идея удвоения мира, а также предполагающая жесткую ритуализацию жизни,

наличие культовых сооружение или предметов культа;

«скандал в  философии» - название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои

тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких

признаваемых всеми  философами в качестве очевидных.

солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве

единственной реальности чувственно воспринимающее Я;

социальная  философия – раздел философии, изучающий предельно общие законы и принципы

функционирования общества, а также категории их выражающие;

субстанция  – материальное или идеальное первоначало всего существующего; то, что себе не

имеет причины, но является причиной всего существующего;

субъективный  идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает

сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы

самопознания и т.д.

теология – учение о боге;

философия – особый вид освоения действительности, характеризующийся тем, что в его

рамках осознаются способы, с помощью  которых человек познает мир, выявляются конечные

основания природного, социального  и человеческого бытия;

философская антропология – раздел философии, изучающий человеческое существование во

всей его полноте, определяющий место и отношение человека к  окружающему миру.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 -  УСВОЕНИЕ:

  1. Обратите внимание на неоднозначный характер определений сущности философии.

     Вся история  философии есть непрекращающаяся попытка определить, что она есть такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. Однако в общей сложности можно выделить три подхода к пониманию и определению сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.

       В рамках софийного подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии здесь представляется не в обладании истиной, а в ее искании, в пребывании в «бытии к истине». Для философа желание обладать полнотой мудрости, (хотя это обладание, как считал Пифагор, только удел богов) составляет весь смысл его жизни.

     В рамках эпистемного подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым называет философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве необходимых такие признаки научного знания как системность, логическая последовательность, стремление к непротиворечивости и обоснованность. Однако следует иметь в виду, что философия и наука – это две различных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.

     Технемный подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли.  Здесь не истина, а сама умелость, сама техника ее достижения является главной целью. Начало этому подходу положили в Древней Греции софисты, считавшие мудростью многознание и умение доказывать и опровергать все что угодно – виртуозность мысли.

  1. Запомните, в чем проявляется связь философии и мировоззрения.

   Философия - это форма духовной деятельности, направленная на решение

мировоззренческих задач, таких как что есть мир и каково место человека в нем, каково

отношение человека к  миру, к самому себе и к другим людям.

   Мировоззрение – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и

теоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения

человека к миру, к  самому себе и к другим людям.

   Наличие мировоззрения  является показателем социальной  зрелости как отдельно взятых 

индивидов, так и их групп или общностей. В структуре мировоззрения различают

мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения; эмоциональное

переживание себя в мире), мировосприятие (формирование познавательных

образов, наглядных представлений) и миропонимание (познавательно-интеллектуальная

сторона мировоззрения, основу которой образует установка на оценку и объяснение чего-либо

в мире). Различают обыденный и теоретический уровни мировоззрения. В основе обыденного

мировоззрения преобладают  эмоционально насыщенные знания, полученные в повседневной

жизни и основанные на здравом смысле. Данный уровень мировоззрения, в отличие от

теоретического, формируется  стихийно, бессистемно, носит фрагментарный  характер. Здесь 

велика вероятность  ошибок и заблуждений. Неотъемлемым атрибутом  теоретического

мировоззрения является специальный критический анализ уже имеющегося знания.

Соответственно этим уровням мировоззрения различают обыденную (житейскую) и

теоретическую философию. Именно теоретическую философию считают ядром

рационального мировоззрения. Философия наряду с мифологией, религией и наукой

является историческим типом мировоззрения.

  1. Обратите внимание на специфику философского мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  С ФИЛОСОФИЕЙ

 

Сходство  философии

с данными типами  мировоззрения

Отличительные черты

 философии

МИФОЛОГИЯ

 

Отказ от персонификации различных фрагментов мироздания. Объяснение многообразия существующего в мире на основе единого  принципа  или начала.

РЕЛИГИЯ

Раскрывает общечеловеческие ценности.

Вера как составляющая познания. Ряд истин философии, как и истины религии, не подлежит ни опытной проверке, ни опровержению

Интерпретация идеи бога чаще не укладывается в рамки религиозной  догматики.

Высокая,  благодаря  критическому отношению к уже  имеющемуся знанию,  мобильность  философии

НАУКА

Целенаправленность формирования, логическая последовательность,  системность и обоснованность знания.

Использование особого категориального аппарата, выход за пределы обыденной рациональности.

Установка на выявление  закономерностей.

Критическое отношение к уже имеющемуся знанию.

Поиск предельно общих  оснований и принципов всего  существующего.

Философия призвана придать  всем другим наукам систематическое  единство.

Нет абсолютно истинных или абсолютно ложных положений.

Нередко ценностью обладает не конечное знание, а путь, ведущий к нему.

Истины философии чаще не подлежат опытной проверке.

Философия видит мир  из человека, а наука видит мир  вне человека.

Многовариативность подходов к решению проблем.

В истории философии  не наблюдается прогресса.




 

  1. Обратите внимание на дискуссионный характер концепций возникновения философии.

      Концепции,  объясняющие происхождение философии  можно условно разделить на  две группы. Одна группа концепций  (например, мифологическая, религиозная,  гносеогенная) отвечает на вопрос из чего или на основе чего возникла философия, другая группа отвечает на вопрос при каких условиях (например, диалектико-материалистическая).

       Мифологическая концепция проводит идею рождения философии из мифологии, когда миф подлежит критическому преодолению,  или на основе мифологии, когда отдельные ее идеи в результате устойчивой рефлексии трансформируются в самостоятельную систему знания, но уже не мифологического, а философского. Религиозная концепция настаивает на возникновении философии исключительно на основе религии (Древняя Индия и Китай, Средневековая философия) или из религии, в результате роста критического отношения к ней (древнегреческая философия). Гносеогенная концепция утверждает, что философия возникает из развивающегося рационального знания, из начатков наук.     Диалектико-материалистическая концепция, акцентируя внимание на то, что философия возникла примерно в VI веке до нашей эры сразу в трех цивилизациях (Индии, Китая, Греции) объясняет этот факт рядом общих для этих цивилизаций социально-экономических и политических факторов, а именно:

- переход к железному  веку, обусловивший резкий скачок  в росте производительных сил,  вызвавший социальное расслоение, распад родоплеменных отношений,  и как следствие, возникновение  первых государств;

- развитие товарно-денежных  отношений (появление монеты является  свидетельством абстрактного мышления);

- появление письменности;

- использование рабского  труда, обусловившее отделение  умственного труда от физического.

    Считается,  что перечисленные факторы во многом создали предпосылки для критического отношения и к мифу, и к религии, и к уже имеющемуся на то время рациональному знанию. По мере усложнения жизнедеятельности людей первоначально миф, а затем и некоторые религии перестают выполнять свои функции, оказываются несостоятельными в решении возникающих перед людьми новых вопросов и проблем.

  1. Запомните основные разделы философии, их сущность, место и роль в системе философского знания в различные исторические периоды (Предмет философии в исторической динамике).

  Объектом философии  является мир как единое целое,  что дает общий взгляд на  мир. Предметом философии являются  законы, свойства и формы бытия,  действующие во всех областях  материального и духовного мира. Предмет философского знания  не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности.

     Европейская  философия начинает свое развитие с натурфилософии (философии природы), ориентированной на осмысление чувственно воспринимаемого мира. В философии она занимает значительное место вплоть до ХVII века, т.е. до того  самого времени, пока по мере накопления объективного знания о мире не трансформируется в естествознание.

     Установка на поиск единого начала или причины всего многообразия мира природы привела философов к проблеме бытия, впоследствии ставшей центральной философской проблеме. Под бытием философы, как правило, понимали некий сверхчувственный, т.е. постигаемый только мыслью, принцип или основу всего существующего. Учение о бытии в истории философии сначала было обозначено как метафизика, затем как онтология. В средневековой философии она сливается с теологией, т.е. учением о Боге. Онтология, будучи первоосновным философским учением, только в ХVII веке потесняется по причине своей исключительной умозрительности на другой план, а в ХХ веке подвергается принципиальному переосмыслению.

      Вторым по значимости разделом философии стала гносеология или теория познания. Именно в лице гносеологии философия была обозначена как область духовной деятельности, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью. Главными проблемами гносеологии являются сущность механизма познания, познаваемость мира, истина. Средневековая философия подчинила познание вере Новоевропейская философия, напротив, характеризуется гносеологической направленностью, поскольку в ней проблемы познания выдвинулись на первый план. На этой почве философы разделились на такие направления, как эмпиризм, рационализм и иррационализм.

    Философская антропология как учение о человеке получает статус самостоятельного направления лишь в ХХ веке, но этот вовсе не означает, что до этого времени в истории философии проблема человека носила какой-то второстепенный характер. Следует отметить, что  в целом вся философия глубоко антропоцентрична, поскольку все проблемы, решаемые в ней, прямо или косвенно касались сущности и существования человека в мире. Как правило, любой философ, определившись с проблемами бытия и познания, обращался к этической проблематике, касающейся извечной дилеммой между должным и действительным в поведении и деятельности человека, здесь выявлялись общечеловеческие ценности. Первым же философию «повернул» лицом к человеку древнегреческий философ Сократ, считавшим бесполезным занятием изучение природы.

       И,  наконец, социальная философия, занимающаяся изучением общества, на протяжении всей истории выявляла различные формы и способы социального бытия, механизмы и закономерности общественного развития. И только в первой четверти ХIХ века, когда обнаружилась несостоятельность классической философии в объяснении природы социальных катаклизмов (экономические кризисы, обострение классовых противоречий и т.п.), обрушившихся на Европу, стали говорить о необходимости создания самостоятельной науки об обществе. Этой наукой впоследствии стала социология.

Информация о работе Лекции по "Философии"