Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курс лекций
Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.
Введение
Цели и задачи дисциплины
Учебный план лекционного курса
Учебный план семинарских занятий
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
УЭ-1. Философия как феномен культуры.
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.
УЭ-3. Древнегреческая философия.
УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.
в) безразличием к противоречию;
монизм – философский принцип, рассматривающий многообразие явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего;
метафизика как стратегия познания противоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира;
наука – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежит особый вид
познавательной деятельности, направленной на выработку объективных,
системно организованных и обоснованных знаний о мире;
натурфилософия – философия природы (альтернатива онтологии);
объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую
надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию
(абсолютная идея, мировая воля и др.).
онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее
общие сущности и категории сущего;
основной вопрос философии – вопрос заключает в себе две фундаментальные для всей истории
философии проблемы: во-первых, проблема отношении сознания к бытию, духовного к
материальному вообще, во-вторых, проблема познаваемости мира;
пантеизм – дуалистический принцип, согласно которому бог растворен в природе или
наоборот, природа в боге;
религия – исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются
вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира
в целом, идея удвоения мира, а также предполагающая жесткую ритуализацию жизни,
наличие культовых сооружение или предметов культа;
«скандал в философии» - название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои
тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких
признаваемых всеми философами в качестве очевидных.
солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве
единственной реальности чувственно воспринимающее Я;
социальная философия – раздел философии, изучающий предельно общие законы и принципы
функционирования общества, а также категории их выражающие;
субстанция – материальное или идеальное первоначало всего существующего; то, что себе не
имеет причины, но является причиной всего существующего;
субъективный идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает
сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы
самопознания и т.д.
теология – учение о боге;
философия – особый вид освоения действительности, характеризующийся тем, что в его
рамках осознаются способы, с помощью которых человек познает мир, выявляются конечные
основания природного, социального и человеческого бытия;
философская антропология – раздел философии, изучающий человеческое существование во
всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:
Вся история философии есть непрекращающаяся попытка определить, что она есть такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. Однако в общей сложности можно выделить три подхода к пониманию и определению сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.
В рамках софийного подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии здесь представляется не в обладании истиной, а в ее искании, в пребывании в «бытии к истине». Для философа желание обладать полнотой мудрости, (хотя это обладание, как считал Пифагор, только удел богов) составляет весь смысл его жизни.
В рамках эпистемного подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым называет философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве необходимых такие признаки научного знания как системность, логическая последовательность, стремление к непротиворечивости и обоснованность. Однако следует иметь в виду, что философия и наука – это две различных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.
Технемный подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли. Здесь не истина, а сама умелость, сама техника ее достижения является главной целью. Начало этому подходу положили в Древней Греции софисты, считавшие мудростью многознание и умение доказывать и опровергать все что угодно – виртуозность мысли.
Философия - это форма духовной деятельности, направленная на решение
мировоззренческих задач, таких как что есть мир и каково место человека в нем, каково
отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям.
Мировоззрение – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и
теоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения
человека к миру, к самому себе и к другим людям.
Наличие мировоззрения
является показателем
индивидов, так и их групп или общностей. В структуре мировоззрения различают
мироощущение (эмоционально-
переживание себя в мире), мировосприятие (формирование познавательных
образов, наглядных представлений) и миропонимание (познавательно-
сторона мировоззрения, основу которой образует установка на оценку и объяснение чего-либо
в мире). Различают обыденный и теоретический уровни мировоззрения. В основе обыденного
мировоззрения преобладают эмоционально насыщенные знания, полученные в повседневной
жизни и основанные на здравом смысле. Данный уровень мировоззрения, в отличие от
теоретического, формируется стихийно, бессистемно, носит фрагментарный характер. Здесь
велика вероятность ошибок и заблуждений. Неотъемлемым атрибутом теоретического
мировоззрения является специальный критический анализ уже имеющегося знания.
Соответственно этим уровням мировоззрения различают обыденную (житейскую) и
теоретическую философию. Именно теоретическую философию считают ядром
рационального мировоззрения. Философия наряду с мифологией, религией и наукой
является историческим типом мировоззрения.
РАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ С ФИЛОСОФИЕЙ
|
Сходство философии с данными типами мировоззрения |
Отличительные черты философии |
МИФОЛОГИЯ |
Отказ от персонификации различных фрагментов мироздания. Объяснение многообразия существующего в мире на основе единого принципа или начала. | |
РЕЛИГИЯ |
Раскрывает общечеловеческие ценности. Вера как составляющая познания. Ряд истин философии, как и истины религии, не подлежит ни опытной проверке, ни опровержению |
Интерпретация идеи бога чаще не укладывается в рамки религиозной догматики. Высокая, благодаря критическому отношению к уже имеющемуся знанию, мобильность философии |
НАУКА |
Целенаправленность формирования, логическая последовательность, системность и обоснованность знания. Использование особого категориального аппарата, выход за пределы обыденной рациональности. Установка на выявление закономерностей. Критическое отношение к уже имеющемуся знанию. |
Поиск предельно общих оснований и принципов всего существующего. Философия призвана придать всем другим наукам систематическое единство. Нет абсолютно истинных или абсолютно ложных положений. Нередко ценностью обладает не конечное знание, а путь, ведущий к нему. Истины философии чаще не подлежат опытной проверке. Философия видит мир из человека, а наука видит мир вне человека. Многовариативность подходов к решению проблем. В истории философии не наблюдается прогресса. |
Концепции,
объясняющие происхождение
Мифологическая концепция проводит идею рождения философии из мифологии, когда миф подлежит критическому преодолению, или на основе мифологии, когда отдельные ее идеи в результате устойчивой рефлексии трансформируются в самостоятельную систему знания, но уже не мифологического, а философского. Религиозная концепция настаивает на возникновении философии исключительно на основе религии (Древняя Индия и Китай, Средневековая философия) или из религии, в результате роста критического отношения к ней (древнегреческая философия). Гносеогенная концепция утверждает, что философия возникает из развивающегося рационального знания, из начатков наук. Диалектико-материалистическая концепция, акцентируя внимание на то, что философия возникла примерно в VI веке до нашей эры сразу в трех цивилизациях (Индии, Китая, Греции) объясняет этот факт рядом общих для этих цивилизаций социально-экономических и политических факторов, а именно:
- переход к железному
веку, обусловивший резкий скачок
в росте производительных сил,
вызвавший социальное
- развитие товарно-денежных
отношений (появление монеты
- появление письменности;
- использование рабского
труда, обусловившее отделение
умственного труда от физическо
Считается, что перечисленные факторы во многом создали предпосылки для критического отношения и к мифу, и к религии, и к уже имеющемуся на то время рациональному знанию. По мере усложнения жизнедеятельности людей первоначально миф, а затем и некоторые религии перестают выполнять свои функции, оказываются несостоятельными в решении возникающих перед людьми новых вопросов и проблем.
Объектом философии
является мир как единое целое,
Европейская
философия начинает свое
Установка на поиск единого начала или причины всего многообразия мира природы привела философов к проблеме бытия, впоследствии ставшей центральной философской проблеме. Под бытием философы, как правило, понимали некий сверхчувственный, т.е. постигаемый только мыслью, принцип или основу всего существующего. Учение о бытии в истории философии сначала было обозначено как метафизика, затем как онтология. В средневековой философии она сливается с теологией, т.е. учением о Боге. Онтология, будучи первоосновным философским учением, только в ХVII веке потесняется по причине своей исключительной умозрительности на другой план, а в ХХ веке подвергается принципиальному переосмыслению.
Вторым по значимости разделом философии стала гносеология или теория познания. Именно в лице гносеологии философия была обозначена как область духовной деятельности, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью. Главными проблемами гносеологии являются сущность механизма познания, познаваемость мира, истина. Средневековая философия подчинила познание вере Новоевропейская философия, напротив, характеризуется гносеологической направленностью, поскольку в ней проблемы познания выдвинулись на первый план. На этой почве философы разделились на такие направления, как эмпиризм, рационализм и иррационализм.
Философская антропология как учение о человеке получает статус самостоятельного направления лишь в ХХ веке, но этот вовсе не означает, что до этого времени в истории философии проблема человека носила какой-то второстепенный характер. Следует отметить, что в целом вся философия глубоко антропоцентрична, поскольку все проблемы, решаемые в ней, прямо или косвенно касались сущности и существования человека в мире. Как правило, любой философ, определившись с проблемами бытия и познания, обращался к этической проблематике, касающейся извечной дилеммой между должным и действительным в поведении и деятельности человека, здесь выявлялись общечеловеческие ценности. Первым же философию «повернул» лицом к человеку древнегреческий философ Сократ, считавшим бесполезным занятием изучение природы.
И, наконец, социальная философия, занимающаяся изучением общества, на протяжении всей истории выявляла различные формы и способы социального бытия, механизмы и закономерности общественного развития. И только в первой четверти ХIХ века, когда обнаружилась несостоятельность классической философии в объяснении природы социальных катаклизмов (экономические кризисы, обострение классовых противоречий и т.п.), обрушившихся на Европу, стали говорить о необходимости создания самостоятельной науки об обществе. Этой наукой впоследствии стала социология.