Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Тема 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМА ЕЁ ,
Тема 2 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ, СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
Тема 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
...
Тема 12. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Файлы: 1 файл

кр по философии.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

И ПРОБЛЕМА ЕЁ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

 

1.1  Познакомьтесь  с фрагментами  текстов А.А.  Радугина,

А.Г. Спиркина,  А.Н.  Чанышева и  заполните предлагаемую

Вам таблицу. Определите, позиция какого автора Вам наиболее близка.

 

А.А. Радугин

А.Г. Спиркин

А.Н. Чанышев

Определение понятия «Мировоззрение»

Это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного  и

индивидуального сознания. Совокупность взглядов, оценок, норм и

установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в

качестве регуляторов  его поведения

Это обобщенная система  взглядов человека (и общества) на мир  в целом, на

свое собственное место  в нем, понимание и оценка человеком  смысла своей

жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность общественных,

научных, философских, соц.-политических, правовых, нравственных,

религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений  и

идеалов людей

 

Это результат духовного  осознания мироздания с определенной точки зрения

– с точки зрения взаимоотношения таких частей мироздания, как природа и люди

Структура

4 компонента:

 

1. Познавательный;

2. Ценностно-нормативный;

3. Эмоционально-волевой;

4. Практический

Составляющие мировоззрения:

 

1. Вера;

2. Идеал;

3. Убеждения

Взаимоотношения между ОНО (Природа) и  МЫ (Люди)

Типы, виды, формы

1. Мифология, позже  – религия;

2. Жизненно-практический (повседневный опыт)

1. Идеалистическое;

2. Материалистическое;

3. Религиозное;

4. Атеистическое

1. Обыденное;

2. Субъективно-художественное;

3. Мифологическое;

4. Религиозное;

5. Объективно-художественное;

6. Философско-идеалистическое;

7. Философско-материалистическое;

8. Мировоззрение на  уровне нации 1го типа;

9. Мировоззрение на  уровне нации 2го типа




 

Хотя в позициях Радугина и Спиркина много совпадений, мне  более близка

позиция Спиркина, в той части, где авторы ищут соотношение  между

философией  и мировоззрением. Радугин говорит  о том, что философия – это

теоретическое мировоззрение. Спиркин характеризует  соотношение философии

и мировоззрения  так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».

Философия −  это такая форма общественного  и индивидуального сознания,

которая постоянно  теоретически обосновывается, обладает большей степенью

научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне

здравого смысла,  наличествующего  у человека,  порой даже не умеющего ни

писать, ни читать.

 

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности

человека. Философия  как едино-цельное мировоззрение  есть дело не только

каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как и

отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто

логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей

красочной полноте  и цельности ее многообразных  моментов. Мировоззрение

существует  в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и

убеждений, а  также образа жизни человека и  общества (как форма

реализации  духовной сущности мировоззрения).  И все это в органическом

единстве −  ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

 

Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  по Спиркину

можно было бы сформулировать так: философия − это система

основополагающих  идей в составе мировоззрения  человека и общества.

 

 

 

1.3 Выявите   и опишите специфику мифологического

мировоззрения, опираясь на приведенные  ниже мифы.

 

 

 

На ранней ступени  развития, не обладая научными познаниями об

устройстве  мира, человечество в форме мифов  пыталось объяснить вопросы 

происхождения и

 

устройства  мира, человека, объяснение явлений природы.

 

В мифе как наиболее ранней форме  человеческой культуры объединялись

зачатки знаний,  религиозных верований,  нравственная,  эстетическая и

эмоциональная оценка ситуации.

 

Объяснения  по поводу первоначала мира, происхождения природных и

общественных  явлений в мифах часто сводятся к рассказу о том,  кто кого

породил: в начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В

нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса

− весь мир и  бессмертные боги.  Из Хаоса произошла и богиня Земля − Гея.

Из Хаоса, источника  жизни, поднялась и могучая, все  оживляющая любовь −

Эрос… Богиня Ночь родила сонм ужасных божеств: Таната − смерть, Эриду −

раздор, Апату  − обман, Кер − уничтожение,  Гипнос − сон с роем мрачных

тяжелых видений,  не знающую пощады Немесиду − отмщение за преступления

− и много  других.  Ужас,  раздоры,  обман,  борьбу и несчастие внесли

эти боги в мир…

 

Стремясь понять и объяснить различные явления  в природе и человеческой

жизни, люди выделяли различных божеств, ответственных за эти явления:

когда же Аполлон  в сопровождении муз появляется на Олимпе и раздаются

звуки его кифары и пение муз, замолкает все. Забывает Арес о шуме

кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги

забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.  Даже орел Зевса

опускает могучие  крылья и закрывает зоркие очи,  не слышно его грозного

клекота,  он тихо дремлет на жезле Зевса…

 

Мифология играла огромную роль в  жизни людей на ранних стадиях  их

развития.  Мифы,  как уже  отмечалось раньше,  утверждали принятую в

данном обществе систему ценностей,  поддерживали и санкционировали

определенные  нормы поведения. Мифы устанавливали  гармонию между миром и

человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким

образом,  обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

 

 

Тема 2 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ,

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ,

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА

 

 

2.1 Используя материал  из хрестоматий  по философии, 

выпишите в хронологическом порядке 10 определений философии. Какое из

них, на ваш взгляд, является более  точным

 

 

 

1. Согласно Сократу, философия  есть исследование самого себя.

2. Платон утверждал, что философия  – это учение о вечно сущем  и

    неизменном, т.е. наука  об идеях.

3. По Аристотелю, философия есть  наука, исследующая все сущее  как

    таковое, первое начало  всего существующего.

4. Иоанн Дамаскин: «Философия есть  познание сущего в качестве  сущего,

    т.е. познание природы  сущего. И еще философия есть  познание

    Божественного и человеческого,  видимого и невидимого. Философия  есть

    попечение о смерти, как  произвольной, так и естественной». 

5. Средневековые западные схоластики  философией считали основанное  на

    христианской вере познание  Бога, мира и человека и их отношений.

6. Философия в самом высоком  ее значении воплощает в себе, по Канту,

    идею совершенной мудрости. Эту идею Кант характеризовал  как

    всемирно-гражданскую, мировую  или даже космическую, имея  в виду не

    реальные учения философов, а программу, к которой должна стремиться

    философская мысль

 

7. Гегель: «Философия есть царица  наук, она выше всех остальных  областей

знаний»

 

8. Ф. Энгельс: «Философия есть  учение об общих принципах  бытия и

познания, об отношении человека и  мира; наука о всеобщих законах

развития природы, общества и мышления».

 

9. В.С.Соловьев назвал первоначальной  философской интуицией

провозглашение “нового, неслыханного слова: все есть одно”.

Следовательно, обособившееся, разделившееся  множество явленностей этого

мира социальности есть проявление единой сущности. “Все есть одно — это

было первым словом философии, и  этим словом впервые возвещались  человеку

его свобода и братское единение”.

 

10. Философия космизма. Космизм  — ряд религиозно-философских,

художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу

которых положены представления о  космосе как о структурно-организованном

упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а  также

о микрокосмосе, подобном макрокосмосу^. С точки зрения философии,

понятие космизма связано с представлениями о космосе как

противоположности хаосу.

 

На мой взгляд, самым  точным и емким является определение 

философии Сократом. Это познание самого себя. Человеку свойственно

познавать мир через призму собственного мироощущения. Кто-то из

философов пытается найти место  человека в мире, основываясь на религии,

кто-то ищет ответ в науке, но так  или иначе все они преследуют общую

цель – познание человеком самого себя, своего места в мире.

 

 

 

2.2. Познакомьтесь  с фрагментами  текстов Платона,  Р. Декарта и А.

Уайтхеда. Ответьте на вопросы.

 

 

 

Платон, Р. Декарт и А. Уайтхед сходятся во мнении, что 

для блага государства и его  граждан нужно руководствоваться  философским

подходом. Тогда в государстве  возможно построение справедливого

общества, когда правительство  думает прежде всего о народе. Различия в

подходе философов заключаются  в их взглядах на государственное

устройство. Платон видит идеальным  государство, управляемое

аристократией, именно от нее он ждет философского подхода, рядовые

граждане должны заботиться об обеспечении  государства всем необходимым.

Декарт и Уайтхед говорят  о равноправии, демократии, где от каждого

человека ожидается философский  подход в вопросе управления государством.

 

 

 

В современном обществе мало говорить о нехватке философского

отношения к жизни, фактически философское  отношение себя изживает. Идеал

нашего времени – это человек  действия, подчас у него просто нет  времени

проводить глубокий философский анализ своих поступков. Люди, склонные к

философствованию, сегодня воспринимаются скорее, как бездельники.

 

Что касается среднестатистического  человека, того же россиянина, едва

ли вытеснение философии из его  жизни произошло в наши дни. Из поколения

в поколение жизнь рядового человека сводится к тому, чтобы обеспечить

себя и семью в условиях постоянной нехватки средств, когда придаваться

философским размышлениям – непозволительная роскошь.

 

 Тема 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

3.1. Прочитайте  предложенную ниже  статью Л.А 

Ляховецкого и попытайтесь  выявить  основания авторской позиции

по вопросу о концепциях происхождения  философии.

 

 

 

С точки зрения обывателя, хотя я  осмелюсь сказать – с точки  зрения

здравого смысла - автору не было необходимости  тратить время на данную

статью. Сама статья, на мой взгляд – это не более чем констатация

существующих взглядов на вопрос о  происхождении философии, сама по себе

она не дает ответа.

 

Но если бы автор взял на себя смелость не усложнять, то он оставил 

только поставленный им вначале  вопрос: «Из чего исходит философия? − это

один из ряда вопросов, традиционно  составляющих проблематику

происхождения философии» и свой же собственный ответ о том, что  проблемы

происхождения философии скорее нет, чем она есть. Каждый волен ответить

на этот вопрос о происхождении  философии так, как считает нужным и

каждый по-своему окажется прав.

 

 

 

 

 

3.7. Дайте подробное  объяснение  таким характеристикам протофилософии

как ассоциативность,  гилозоизм,  антропоморфизм, аниматизм, социоморфизм.

 

 

 

Ассоциативность – отсутствие разделения существующих между объектами

соотношений на существенные и второстепенные. Ассоциация - случайная

отдаленная часть мысли.

 

Типичная ассоциация:

 

1) ассоциация смежности:  все  предметы, которые раньше 

были частью единого целого, всегда сохраняют связь друг с другом и могут

друг на друга влиять. Так, например, люди хранили выпавшие зубы,

Информация о работе Лекции по "Философии"