Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:02, курс лекций
Тема 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМА ЕЁ ,
Тема 2 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ, СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
Тема 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
...
Тема 12. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
гнев, ни благоволение к людям.
Не следует бояться и смерти, поскольку душа, состоящая из атомов,
после смерти рассеивается, как и тело. «Смерть не имеет к нам никакого
отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает,
то нас уже нет». Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает
путь к блаженной жизни.
Тема 7. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
7.1 Раскройте понятия: «образ жизни», «тип философа», «философия как
образ жизни», «философы как люди, задающие масштаб», «философия как
жизненный разум», «философская вера». Основываясь на персоналистическом
подходе к вопросу об образе жизни философа, приведите примеры из
биографии известных вам философов.
Образ жизни:
Согласно философскому словарю, это философско-социологическая
категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов)
жизнедеятельности индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации,
общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни,
определяющими ее. Она дает возможность комплексно рассматривать основные
сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, включая семейно-брачные
отношения, образование и культуру, общественную жизнь, включая
национальные отношения и
ориентации людей и причины их поведения (стиля жизни), обусловленного
укладом (социально-экономическим строем), уровнем (материальным
благосостоянием) и качеством (духовным благосостоянием) жизни. Различают
нормативно-форма-ционный и
(определенного индивида, социальной группы, общества). В свою очередь,
тот и другой разделяются на частные разновидности по различным критериям
(сельский и городской, упорядоченный и беспорядочный, трудовой и
паразитический и т. д.).
Тип философа:
Можно выделить различные типы философских систем, а вместе с ними и типы
философов, положив в их основу
различные основания
По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский
и позитивистский типы. Может быть религиозная, а может быть и светская,
атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или
иной философской системе
художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями
иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот,
подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской
системы.
В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические
и материалистические философские системы в зависимости от природы
начала, полагаемого в фундамент бытия. Попытки избегнуть жесткой
конфронтации между
когда в основе мира постулируется наличие двух диаметрально
противоположных начал (Р.Декарт), или пантеистическим, когда материя и
дух сливаются в единой субстанции (Б.Спиноза), философским системам. В
зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут
быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных
начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских
систем. В русской философии
была предпринята попытка
позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического
онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков,
С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм)
образуют нерасторжимое
своего органического
Во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить
детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и
индетерминизм разных видов, где эта упорядоченность подвергается сомнению.
Свои разновидности, как известно, существуют среди идеализма
и материализма. Есть идеализм объективный,
постулирующий наличие объективного идеального начала мира в виде Бога,
Абсолютной идеи, Мировой Души, Мировой Воли (неоплатонизм, разные виды
религиозной философии, абсолютный идеализм Гегеля и т.д.). Ему
противостоит идеализм субъективный (или солипсизм в другой
терминологии), признающий очевидную реальность лишь собственных
переживаний и идей (Беркли, Фихте). В свою очередь, материализм может
быть наивным, свойственным ранней греческой философии, механистическим,
диалектическим, естественнонаучным и т.д.
Если теперь обратиться к гносеологическим философским исканиям, то
можно выделить эмпиристскую и рационалистическую линии в решении
фундаментальных теоретико-познавательных проблем в зависимости от того,
признается ли главным источником и проверочной инстанцией наших знаний
опыт или же, напротив, разум. Может быть и особый – скептический –
вариант воззрений на познавательный процесс и философию в целом, когда
отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о
мире и человеке.
Многообразие философских систем соответствует разнообразию
человеческих характеров, где каждый
может найти близкую ему
тональность.
Философия как образ жизни:
Согласно Сократу, человек всегда должен поступать рационально и исходить
из своего собственного понимания правды. Абсолютное постижение правды
не встречается, по этой причине философское исследование никогда не
должно приостанавливаться, ни на каком из отдельных этапов узнавания
«моральной истины».
Философы как люди, задающие масштаб:
Первая часть работы Ясперса «Великие философы» называется «Люди,
задающие масштаб». В качестве таковых он выделяет Будду, Конфуция,
Сократа и Иисуса, подразумевая, что именно они создали основы для
развития тех или иных философских теорий, задали фундаментальные
вопросы, над которыми по сей день размышляют другие философы.
Философия как жизненный разум:
Определив границы
удовлетворения от достигнутого знания, человек стремится найти пути к
достижению непрерывности и целостности своего существования - к
бессмертию. Но для этого существует один способ - выявить связи между
своим ограниченным в пространстве и времени существовании и той
природой, миром в целом, универсумом, который обладает качеством
вечности, безграничности, целостности. Свою "личную" проблему выживания
человек ставит таким образом, что для решения ее ему нужен мир в его
всеобщих характеристиках. Человек "ушел" от природы в ее
непосредственности, чувственной конкретности, но хочет сохранить с ней
связь как с целостностью, универсальностью, вечностью и обрести с ее
помощью свободу и бессмертие. Далекие, казалось бы, от жизни размышления
философа относительно природы причинно-следственной связи, о формах
столкновения
человеческого познания, уводящие от непосредственной динамики жизни,
тесно связаны с решением основной жизненной проблемы человека.
Философия, как сказал Х.Ортега-и-Гассет, это "жизненный разум",
это выражение высшей потребности разума как части человеческой жизни
обосновать свое собственное существование. Философ опирается на свои
собственные силы, он использует "человеческий инструмент" - разум. Он не
обращается к прорицаниям, не прислушивается к авторитетам, не ждет
откровения. Он знает только то, что ничего не знает. "...Это знание о
собственном незнании сообщает человеку особое величие, превращая его в
божественное животное, отягощенное грузом проблем".
Философская вера:
Философствовать – это искать ответа на вопросы первейшей важности, на
которые, однако, не может быть однозначных ответов. Можно сказать – на
вопросы религиозные. Это значит – искать устраивающие нас теории,
предположения, гипотезы. Рисовать себе такие картины мира, в которых все
их детали, только и доступные человеку, получали бы свою связность и
общий смысл. Искать, "в чем моя вера". (Александр Круглов. Эссе из в
книги «Словарь. Психология и характерология понятий»)
Сократ тренировал свою силу воли этого человека, занимался физическими
упражнениями. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для
того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и
том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева».
Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся
после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов
утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал,
выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке
к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно
присутствовало несколько
сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы.
После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку
по городу. По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое
было очень хорошо видно из окна его комнаты.
Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал
оригинальную систему гигиениче
не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины
человечества.
Ницше модифицировал формулу "смысл жизни" как вопрос: что есть ценного
в жизни, чем она вообще ценна? Он полагал, что ответить на этот вопрос
нужно не умозрительно, а жизненно, т.е. не теорией, а экзистенцией.
Наши болезни - следствие дурного образа жизни, а он — продукт
способа мыслить. Таким образом, подлинная критика нашей культуры
написана языком тела. Мысль идет своей дорогой и все дальше уходит от
жизни или, точнее, порождает свою действительность. Но расплата
приходит, откуда не ждали. За мысль приходится рассчитываться усыханием
плоти. Только болезнь и смерть заставляют одуматься. Отсюда как болезнь,
так и некоторую моральную неустойчивость, Ницше оценивает положительно.
Ницше расценивает свои молодые годы учения как аскезу,
подрывающую физическое здоровье: день проходит в библиотеке за книгами,
а вечер в театре. Экзальтация духа сушит тело. Он излагает историю своей
болезни как результат нездорового образа жизни европейского
интеллектуала. Болезнь расценивается нами как несчастье и каждый больной
мечтает как можно скорее выздороветь, чтобы вести прежний нездоровый
образ жизни. Напротив, Ницше расценивает свою физическую болезнь как
выздоровление духа: “Рассматривать с точки зрения больного более
здоровые понятия и ценности, и, наоборот, с точки зрения полноты и
самоуверенности более богатой жизни смотреть на таинственную работу
инстинкта декаданса — таково мое длительное упражнение, мой
действительный опыт”. Захватывающая прелесть и ценность жизни
раскрывается по мере угасания витальности и Ницше превращается из
пессимиста в оптимиста, более того ощущает себя сверхчеловеком —
обитателем горных вершин. Неверно понимать его как очередного
романтического героя, ибо сверхчеловек Ницше - это, возможно, самое
умеренное существо, избегающее крайностей. Так в третьей части
"Генеалогии морали", где предлагается “физиологическая” критика
морального аскетизма, который приводит к господству слабых над сильным,
он отмечал, что физиология сильных состоит не в том, что они обладают
"сверхчеловеческой" силой и мужеством, а том, что они имеют чувство меры.
7.8 Приведите 10 афоризмов, характеризующих образ жизни философов.
1. Философы больше интересуются деньгами, чем финансисты,
по той простой причине, что у них денег меньше. Питер Устинов
2. Вся философия, в сущности, сводится к тому, что
один философ пытается доказать, что все остальные философы - ослы.
Обычно это ему удается, больше того, он убедительно доказывает, что осел
и он сам. Генри Луис Менкен
3. Презрение философов к
отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по
достоинствам жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от
унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому
богатством. Ларошфуко
4. Философ человек, у которого
чувство собственного
вытеснено чувством
5. Единственная необходимая пища истинного философа - животворный
воздух свободы, свободы от политики, брачных уз, друзей и прочей
вечно меняющейся пустой мишуры. Только попади в один из капканов, и
дальнейшее творчество станет почти бесполезным. Павленко Валерий Юрьевич