Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:45, реферат

Описание работы

В данной работе работе рассматриваются либертарно-юридический тип правопонимания, легизм и юснатурализм, предмет философии права, а также метод либертарно-юридической философии права

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

Только на основе и с  учетом такой необходимой связи  между правовой сущностью и правовым явлением возможно достижение их искомого единства в виде правового закона, т. е. устанавливаемого государством и  официально действующего общеобязательного  позитивного права, выражающего  в нормативно-конкретизированной форме  свойства и требования принципа формального  равенства. С позиций легизма и юснатурализма такое единство правовой сущности и правового явления в виде правового закона недостижимо.

Право, подразумеваемое либертарным правопониманием (и вместе с тем обосновываемое в либертарно-юридической концепции философии права), – это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть права вообще.

Правовой закон как  искомое соответствие закона (явления) требованиям принципа формального  равенства (сущности права) – это  адекватное и полное выражение права  в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и  нормативной конкретности, необходимых для действующего позитивного права. С учетом сказанного общее определение понятия права (закона, соответствующего сущности права) можно сформулировать так: право – это соответствующая принципу формального равенства система норм, установленных иди санкционированных государством и обеспеченных возможностью применения мер государственного принуждения.

Необходимая связь общезначимой правовой сущности (формального равенства) и общеобязательного правового  явления (закона) демонстрирует понятийно-правовое единство права и государства, выявляет правовую природу и выражает правовую необходимость государства как  всеобщей формы власти для установления и действия права в качестве общеобязательного  закона.

В процессе выражения правовой сущности в виде правового явления  официально-властная легализация (от лат. lex – закон) права сочетается с юридизацией (от лат. ius – право) и юридической легитимацией самой этой правоустанавливающей (законодательной) власти в качестве всеобщей (публичной) государственной власти. И юридико-логически, и исторически именно в процессе официально-властного правоустановления (выражения общезначимой правовой сущности в виде общеобязательного закона) соответствующая правоустанавливающая (а следовательно, и правоохраняющая, правоприменяющая) власть проявляет себя, конституируется и функционирует как государство, т. е. как общая (публичная) правовая власть, действующая на основе и в пределах общеобязательных правовых законов.

Как правовая форма общей (публичной) власти любое государство  – это правовое государство (в  меру развитости права в соответствующую  социально-историческую эпоху), и оно  принципиально отличается от всех видов  деспотизма (тирании, диктатуры, тоталитаризма  и т. д.), который представляет собой  до-правовую, неправовую и антиправовую (отрицающую равенство, свободу и справедливость) форму выражения, организации и деятельности общей (официальной) власти.

Подобное противопоставление государства (как правовой формы  власти свободных людей) деспотизму (как насильственной власти и господству одних над другими, как отношений  господства-подчинения) имеет давние традиции в истории философско-правовой мысли (Аристотель, Цицерон, Августин, Фома Аквинский, Локк, Кант, Гегель и  др.) и подкреплено не только историческим опытом далекого прошлого, но и практическими  реалиями тоталитаризма в XX в. как  новейшей деспотической формы насильственного  властвования и радикального отрицания начал права и государственности.

Современное правовое государство (с конституционным закреплением неотчуждаемых прав и свобод человека, разделением властей и т. д.) –  это на сегодня исторически наиболее развитая правовая форма существования  государства, которое и на предшествующих исторических этапах своего бытия представляло собой правовое государство в  его менее развитых формах. На всех этапах своего исторического развития любое государство (в отличие  от деспотического типа власти) как  правовая форма общей (публичной) власти – это определенная организационно-властная форма выражения, конкретизации  и реализации принципа формального  равенства, его смысла и требований. Именно поэтому право и государство  являются необходимыми всеобщими формами  соответственно нормативного и институционно-властного  выражения равенства, свободы и  справедливости в социальной жизни  людей. Эта свобода индивидов  выражается прежде всего в том, что они выступают как формально равные лица – как субъекты права и субъекты государства.

С учетом сказанного можно  дать следующее определение общего понятия государства: государство  – это правовая (т. е. основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных  индивидов.

Исторически свобода (свободные  индивиды) появляется в процессе разложения первобытного общества и его дифференциации на свободных и несвободных (рабов). Право и государство, пришедшие  на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и  представляют собой необходимую (и  пока что до сих пор единственно  возможную) форму нормативного и  институционального признания, выражения  и защиты этой свободы в виде правосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях.

Социально-исторические этапы  развития права и государства  – это прогрессирующие ступени  осуществления начал равенства, свободы и справедливости в человеческих отношениях.

 

 

 

1. Либертарно-юридический тип правопонимания

Данная тематика (общая  теория правопонимания, соответствующая типология различных трактовок права, понятийный аппарат и конструкции трактовки освещаемой темы и т.д) рассматривается здесь с позиций разработанного мной либертарно-юридического учения о праве и государстве [1]. Забегая вперед, отмечу, что эта концепция названа "либертарной" (от лат. libertas - свобода) потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов); слово же "юридический" (от лат. ius - право) в названии концепции означает "правовой" (а не "юриспруденческий", т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. ius naturale - естественное право), с другой - от легизма (от лат. lex - закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве.

 

Для анализа и характеристики отношений и связей сущности и  явления в сфере права (и соответствующего правового понимания государства) в либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция (юридико-логическая конструкция, схема, модель) различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права - то, что объективно присуще праву, выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа (от произвола, с одной стороны, от моральных, религиозных и иных социальных норм, с другой стороны), т.е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя (правоустановительной власти). Под законом в его различении с правом имеется в виду официально-властное нормативное явление, т.е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила (нормы). Термин "закон" здесь используется в собирательном смысле и охватывает все источники официально установленного (позитивного) права, поскольку все они представляют собой официально-властные явления (эмпирические тексты) нормативного характера, наделенные законной (принудительно-обязательной) силой.

 

С учетом отмеченного различения права (как сущности) и закона (всех источников позитивного права) как  явления основные (крайние) варианты их соотношения выглядят так: если явление (закон, положения тех или иных источников позитивного права) соответствует  сущности, речь идет о правовом законе (о правовой норме, о позитивном праве, соответствующем сущности права); если явление (закон, положения того или  иного источника позитивного  права) не соответствует сущности, противоречит ей и т.д., речь идет о неправовом законе (о противоправном, правонарушающем, антиправовом законе, о противоправной норме, противоправном позитивном праве).

 

В рамках этой концепции различения и соотношения права и закона (как соответственно сущности и явления) под сущностью права мы имеем  в виду принцип формального равенства, который, согласно нашей трактовке, представляет собой единство трех подразумевающих  друг друга сущностных свойств (характеристик) права - всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права (три компонента принципа формального равенства) можно охарактеризовать как три модуса единой субстанции, как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого (одно свойство без других свойств) невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры).

 

Взаимосвязь и смысловое  единство этих трех компонентов принципа формального равенства (сущностных свойств права) состоят в следующем. Правовой тип (форма) взаимоотношений людей - это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере (норме) дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Этот тип (форма) взаимоотношений людей включает в себя: 1) формальное равенство участников (субъектов) данного типа (формы) взаимоотношений (фактически различные люди уравнены единой мерой и общей формой); 2) их формальную свободу (их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере, действие по единой общей форме); 3) формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех них мера и форма дозволений, запретов и т.д., исключающая чьи-либо привилегии). Равенство (всеобщая равная мера) предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода - равную меру и справедливость, справедливость - равную меру и свободу.

 

Сказанное означает, что равенство, свобода и справедливость, как  свойства право вой сущности (моменты  принципа формального равенства), носят  формальный (формально-содержательный, а не фактически-содержательный) характер, являются формально-правовыми качествами (и категориями), входят в понятие права, возможны и выразимы лишь в правовой форме.

 

Компоненты принципа формального  равенства (равная мера, свобода и  справедливость) относятся к сфере  права, а не к сфере морали, нравственности, религии и т.д., поскольку все  эти и другие неправовые сферы (и  присущие им формы и нормы регуляции) носят ограниченный, частичный характер, имеют какое-то фактическое (неформализованное) содержание (в силу множественности  различных моральных, нравственных, религиозных форм, норм и представлений  о должном, отсутствия единой и всеобщей морали, нравственности, религии и т.д.), и лишены той присущей лишь праву абстрактно-всеобщей формы (и всеобщей формализации), в которой только и можно выразить абстрактно-всеобщий, абсолютно (универсально) формализованный смысл равенства, свободы и справедливости в соответствующем социуме. Это позволяет характеризовать право как всеобщую, необходимую и единственную форму бытия и выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей.

 

Правовое равенство представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от фактических различий, которые присущи  уравниваемым субъектам правовой формы  общения. Такое уравнивание предполагает наличие фактических различий и  вместе с тем их незначимость с  точки зрения соответствующего критерия (основания) уравнивания, а имен но: свободы индивида в общественных отношениях, которая признается, выражается и утверждается в форме его правосубъектности и правоспособности.

 

Право говорит и действует  языком и мерами равенства и благодаря  этому выражает свободу людей. В  этом смысле можно сказать, что право -- математика свободы [2].

 

В социальной сфере равенство - это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства.

 

Именно благодаря своей  формальности (абстрагированности от "фактического") равенство может стать и реально становится всеобщей формой и равной мерой регуляции "фактического", своеобразным формальным и формализованным "язы ком", "счетом", "весами", измерителем всей "внеформальной" (т.е. "фактической") действительности. Так обстоит дело и с формально-правовой мерой.

 

История права - это история  прогрессирующей эволюции масштаба и меры формального (правового) равенства  при сохранении самого этого принципа любой системы права, права вообще. Разным этапам исторического развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свой масштаб  и своя мера свободы, свой круг субъектов  и отношений свободы и права, словом - свое содержание принципа формального (правового) равенства. Так что, принцип  формального равенства представляет собой постоянно присущий праву  принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции.

 

Какой-либо другой формы бытия  и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая "свобода" без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое "равенство" без свободы - идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного "фактического равенства", подменой равенства уравниловкой и т.д.). Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода) - всегда произвол.

 

Между тем повсеместно  довольно широко распространены представления  о противоположности права и  свободы, права и справедливости, права и равенства. Они обусловлены  во многом тем, что под правом имеют  в виду любые веления власти, государственное  законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер.

 

Нередко свобода противопоставляется  равенству. Так, уже ряд софистов младшего поколения (Пол, Калликл, Критий) отвергали правовое равенство с позиций аристократических и тиранических представлений о свободе как праве "лучших" на привилегии и произвол, как праве сильных господствовать над слабыми и т.д. Аналогичный подход в XIX в. развивал Ф. Ницше. Религиозно-аристократическую концепцию "свободы личности" (в духе оправдания неравенства и критики равенства) обосновывал в XX в. Н.А. Бердяев [3].

Информация о работе Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права