Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.

Содержание работы

Введение2
Понятие и теории личности3
Индивид и личность 6
Исторические типы личности 10
Общество 14
Проблемы свободы и ответственности личности18
Личность в правовом государстве20
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

КРФилософия.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы подчеркнуть  общие природные и социальные признаки в человеке как представителе  человеческого рода, существует понятие "индивид".

Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) - отдельный, обособленный член любой социальной общности: народа, общества, класса, социальной группы, а  также всего человечества. Понятие индивид употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители социальных общностей как носители типовых человеческих качеств или данной конкретной общности. Это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий теми природными, психофизическими, социальными и духовными качествами, которые не только указывают на отличие человеческого рода от растений и животных, но благодаря которым люди взаимно могут осознанно чувствовать и понимать друг друга, осуществлять совместную жизнедеятельность.

Личность - это человек  в единстве его природных и  социальных, материальных и духовных, физических и психических качеств, когда главное внимание уделяется  социальному, духовному и психическому. Определения человека и личности в первой части одинаковы, тождественны. Но во второй части они различны. Если в человеке главный акцент делается на природном, материальном и физическом, то у личности - на социальном, духовном и психическом.

Человек становится личностью  в процессе освоения социальных функций  и ролей, развития сознания и самосознания. Изучение человека как личности связывается  прежде всего с обществом, с социальной активностью. В этом аспекте важен  закон общения и обособления  личности. Человек не может стать  личностью вне Других людей, не общаясь  и не взаимодействуя с ними. Социализация личности происходит только в обществе через социальную активность индивида. Но каждый человек имеет свой духовный мир, интересы и ценностные ориентации, опыт и т.п., поэтому он постоянно  стремиться быть не только в обществе, но и самим собой.

Личность обособляется для  того, чтобы осознать и утвердить  свое "Я", свое достоинство. Закон  общения и обособления проявляется  сегодня и в отношениях личности с природой.

 

  1. Исторические типы личности

Многообразие людей не исключает возможности усмотреть  определенные типы их сходства в соответствии с социальными параметрами:

1) принадлежность индивидов  к определенной сфере деятельности, т.е. к социальному типу разделения  труда;

2) разделение людей по  их отношению к средствам производства;

3) подчиненность людей  национально-культурным условиям.

У носителей социальных отношений  формируются определенные классовые, национальные и иные черты личности.

Современное понимание личности в постнеклассической картине мира сочетает в себе унифицирующие (усредняющие) и индивидуализирующие тенденции. В основе унифицирующих типологий  лежат различные критерии и соответственно существуют типологии социально-исторические, социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические, социально-профессиональные, социально-ролевые и т.п. В марксизме  основой для выделения конкретных типов социальности, формирующих  типы личности, является формационное членение истории. Современная цивилизационная  парадигма позволяет раскрыть более  универсально типологию личности.

В каждую историческую эпоху  имеются помимо доминирующих переходные формы социальности и типы личности. Динамичность мира, его постоянная незавершенность обусловливают  гибкость личности, ее выход за границы  социального типа. Интегративные  процессы в обществе размывают социально-национальные качества типов личности. Социальная дифференциация сохраняет специфику  социально-этнических общностей.

Помимо социальных наука  выделяет социально-психологические  типы личности. Еще Гиппократ поделил  людей на холериков, сангвиников, флегматиков  и меланхоликов.

В философско-психологической  литературе получило распространение  разделение людей на интровертов  и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний  мир, его синтетичность. И.В. Киреевский различал «внешнего» (совокупность социальных ролей с позиций социальной психологии) и «внутреннего» (совокупность способностей чело века: любви к Богу, помощи ближнему, ощущать вину, стыд, сострадание и т.д.) человека. Американский философ Д. Рисмен выделил «традиционно-ориентированную », « изнутри-ориентированную », извне-ориентированную» и «автономную личность».

С 70-х гг. XX в. развивается  соционика — наука о человеческих возможностях и о взаимоотношениях людей. В зависимости от типов  личности («Дюма», «Гюго», «Бальзак», «Дон-Кихот», «Наполеон», «Есенин», «Жуков», «Обломов», «Манилов», «Плюшкин» и т.д.) взаимоотношения  между людьми складываются по-разному - в диапазоне от комфортности до конфликтности.

В соционике за условными, символическими именами скрываются конкретные образы. Например, в типе «Жуков» заложены сильные управленческие и организаторские способности. Личности типа «Обломов» пассивны, не склонны совершать действия, поступки, типа «Манилов» - «витают в облаках», типа «Плюшкин» - чрезмерно бережливы, скряги. Люди типа «Наполеон» умеют  манипулировать чувствами других людей, энергичны, обладают развитой силой  воли.

Классификация социальных типов личности.

Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, педагоги, менеджеры  и т.д.) главное - действие, изменение  мира и других людей, в том числе  и самого себя.

Мыслители приходят в мир  для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые.

Третий тип - люди чувств и  эмоций — прежде всего представители  литературы и искусства, гениальные прозрения которых порой опережают  научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - гуманисты, и  подвижники, отличаются обостренным  чувством ощущения душевного состояния  других людей, любят ближнего, как  самого себя (по евангельской заповеди), спешат делать добро.

По мнению М. Вебера, высказанному в работе «Протестантская этика  и дух капитализма» (1905), протестантизм, нацеленный на расчетливость и умножение богатств мирской деятельности человека, заложил основы трудовой этики и рационализма, составивших ядро новоевропейского предпринимательского типа личности. Э. Фромм выделял в качестве особого типа личность с рыночной ориентацией. Такая личность в современном понимании - продукт индустриального общества, порождение культа массового потребления. Вероятно, имеется и противоположный тип личности, не принимающий рассудком и чувствами рынок. Оба названных типа личности имеют как достоинства, так и недостатки. Личность рыночного типа - инициативная, нацеленная на нововведения, на частнопредпринимательский успех. Однако чрезмерный прагматизм обедняет душевный мир человека. Личность нерыночного типа ориентирована на общегуманистические, экологические, духовные ценности и вместе с тем порой оторвана от реальных проблем жизни, иногда предпочитает вместо напряженного труда праздность, некоторую леность, надеется на государственное покровительство.

Вероятно, можно еще говорить о типе личности, формирующемся в  зависимости от характера политического  режима в обществе.

Тоталитарному режиму присущи:

а) всеобщая регламентация  сфер жизни человека (к примеру, ограничение  числа детей в семье);

б) социальная анонимность (следствие  чрезмерного огосударствления общественной жизни), ведущая к утрате человеком  его важных жизненных функций, что  порождает пассивность и подавляет  естественные порывы индивида;

в) культ власти, ставшей  высшей ценностью;

г) готовность людей уступить свободу социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда - безответственность человека.

Тоталитарный тип личности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности; чрезмерным энтузиазмом; верой в простоту мира (белое - черное, друзья - враги); верой в чудеса; абсолютизацией порядка.

Изначальной ценностью либерального общества является уважение к свободе. Человеку либерального типа присущи: диалог с властью, стремление к уникализации, к личной ответственности, реализм  в отношении к действительности и к собственным возможностям и положению, подлинная активность в повышении своего статуса в  обществе.

Наше современное общество находится на переходном этапе развития. Отсюда - смешанные черты личности, где переплетены элементы рыночного  и нерыночного, тоталитарного и  либерального типов. В целом грани  между социальными, этническими  и психологическими общностями людей  подвижны.

 

  1. Общество

Аристотель полагал, что общество создано для удовлетворения "социальных потребностей". По поводу причин возникновения, путей развития и будущего общества философы высказывали самые разные суждения.

Общество. Чему только его не уподобляли. Так, Сенека считал, что наше общество подобно каменному своду. Он рухнул бы, если бы камни не препятствовали друг другу падать, и этим он держится.

Интересная концепция Ж. Робине, который считал, что общества подобно  живым организмам, переживают кризисы, моменты безумия, революции, изменения  форм своей жизни. Они рождаются, растут, умирают, переходят от здоровья к болезни, от болезни к здоровью. Наконец, как и все существа человеческого  рода, они проходят стадии детства, юности, зрелого возраста и смерти.

Человеческое общество-это высшая ступень организации живых существ. Для личности общество выступает  как совокупность всех социальных условий  её жизни. Однако, личность не растворяется в обществе; напротив-сохраняя неповторимую самостоятельную индивидуальность, каждая личность вносит свой вклад в жизнь общественного целого.

Общество являет собой некое  единое целое, состоящее из людей, связанных  различной степенью общности. Обществу исторически предшествовало "сообщество", характерное для первобытных  форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь тысячелетий, во времена  стадного существования наших предков. Сегодня термин "сообщество" употребляется  применительно и к человеческим объединениям — группам разной величины и принципов объединения. Например, о научном сообществе, о журналистском сообществе. Да и в обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объединения какого-то числа людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множества, образующего целое государство. Активно входит в жизнь понятие сообщества как современного межгосударственного объединения людей — на базе интегративных глобальных тенденций. Рассмотрим данное понятие и отражаемую им реальность в виде современных государственных образований. 

Человеческое общество — это высшая ступень развития живых систем, главные элементы общества — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд и его продукты, сферы человеческого духа, различные формы собственности, политика и государство и т.д. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения людей и их взаимоотношений друг с другом и с природой. 

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все  прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории  и перспективе. Объединение людей  в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. 

Человеческое общество — это  внутри себя расчлененная целостная  система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя  последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не только в своей единичности, но и в связи с другими элементами. Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя  многообразных связей. Структуру  человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя социально-групповые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера  жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия  и т.д. 

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального  бытия и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы; против хищных зверей и "бесчеловечных людей". Общество, ограждая личные свободы  человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества. 

Гражданское общество — единство различных лиц, которое живет  в системе правового государства, где действует принцип защищенности прав человека. В истинно гражданском  обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность. Согласно Гегелю, гражданское общество — это объединение  членов как самостоятельных субъектов  общности на основе их потребностей и  через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности, и через жизненный порядок для их особенных и общих интересов. 

Информация о работе Личность и общество