Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:22, реферат
Эрих Фромм – немецко-американский психолог и социолог, представительнеофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьиработы уже давно признаны классическими. Несмотря на то, что его часто называютглавой неофрейдизма, сам он определял свою деятельность как «гуманистическийпсихоанализ», который, по мнению Фромма, наряду с другими науками призван былсоздать «Гуманистическую Науку о Человеке как основу Прикладной Науки иПрикладного Искусства Социальной Реконструкции». «Прожив жизнь, вместившуюпочти целое столетие, полное социальных потрясений, он не разуверился вспособности человека к разумной жизни и умел возвращать эту разумность в тех, вком она была затоптана. Его собственная жизнь может служить примеромплодотворности».
I. Биографияи основные философские взгляда Эриха Фромма.
II. Обзорнекоторых работ Эриха Фромма.
III. Философиялюбви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе «Искусство любви»:
1. Любовькак ответ на проблему существования.
2. Любовьмежду родителями и детьми.
3. Объектылюбви:
3.1. Братскаялюбовь.
3.2. Материнскаялюбовь.
3.3. Эротическаялюбовь.
3.4. Любовьк себе.
3.5. Любовьк богу.
IV. Заключение.
План
I. Биографияи основные философские взгляда Эриха Фромма.
II. Обзорнекоторых работ Эриха Фромма.
III. Философиялюбви
Эриха Фромма: основные положения,
изложенные в работе «
1. Любовькак
ответ на проблему
2. Любовьмежду родителями и детьми.
3. Объектылюбви:
3.1. Братскаялюбовь.
3.2. Материнскаялюбовь.
3.3. Эротическаялюбовь.
3.4. Любовьк себе.
3.5. Любовьк богу.
IV. Заключение.
I. Биография и основные философские взгляды
Эриха Фромма.
Эрих Фромм – немецко-американский психолог и социолог, представительнеофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьиработы уже давно признаны классическими. Несмотря на то, что его часто называютглавой неофрейдизма, сам он определял свою деятельность как «гуманистическийпсихоанализ», который, по мнению Фромма, наряду с другими науками призван былсоздать «Гуманистическую Науку о Человеке как основу Прикладной Науки иПрикладного Искусства Социальной Реконструкции». «Прожив жизнь, вместившуюпочти целое столетие, полное социальных потрясений, он не разуверился вспособности человека к разумной жизни и умел возвращать эту разумность в тех, вком она была затоптана. Его собственная жизнь может служить примеромплодотворности».[1]
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в Германии, воФранкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Его прадед и дед были раввинами, отецзанимался торговлей виноградным вином, а мать происходили из семьи русскихэмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Эрих Фромм имелвозможность не только получить прекрасное образование в гимназии, но и затемпродолжить это образование в лучших университетах Германии, где онспециализировался в области социальной психологии. Среди его учителей были МаксВебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт.
Взросление поколения,к которому принадлежал Фромм, началось с осмысления причин и следствий первоймировой войны и последовавших за ней революций в России и Германии. Такой опыт,несомненно, оказал влияние на выбор профессии.
В 1922 году Фромм получил в старейшем немецкомуниверситете в Гейдельберге степень доктора философии. Он увлекаетсяфрейдистским учением и избирает карьеру психоаналитика, в течение года изучаетпсихоанализ в Берлинском психоаналитическом институте.
Однако «наряду
с психоаналитической практикой, которую
онначинает активно вести с 1925 года, значительную
часть своего времени онпосвящает теоретическим
исследованиям в области социальной психологии»[2].
Являясь в самом началесвоих теоретических
исследований строгим последователем
и приверженцемортодоксальной теории
Зигмунда Фрейда, Эрих Фромм постепенно
меняет своивзгляды и под влиянием философии
Людвига Фейербаха и Карла Маркса критическипереоценивает
фрейдистскую точку зрения на природу
бессознательных влечений ироль социальных
факторов в становлении человеческой
личности. «Фромм отходит отбиологизма
Фрейда, приближаясь по своим взглядам
к антропологическомупсихологизму и экзистенциализму».[3]
Он пытается разработать целостную концепциюличности
и стремится при этом обнаружить механизм
взаимодействияпсихологических и социальных
факторов в процессе её формирования.
«Связь междупсихикой индивида и социальной
структурой общества выражает, по Фромму,социальный
характер, в формировании которого особая
роль принадлежит страху.Страх подавляет
и вытесняет в бессознательное черты,
несовместимые сгосподствующими в обществе
нормами. Типы социального характера совпадают
сразличными историческими типами самоотчуждённого
человека (накопительский,
Огромное влияние на формирование социально-философскихвзглядов Фромма оказала работа в Институте социальных исследований воФранкфурте-на-Майне, который возглавлял Макс Хоркхаймер. Сотрудником данногоинститута Фромм был с 1929 по 1932 годы. Именно на основе этого институтасложилась и получила мировую известность так называемая Франкфуртскаясоциологическая школа в лице таких её представителей, как Макс Хоркхаймер,Теодор Адорно, Герберт Маркузе. Идейные искания представителей этой школы вомногом нашли отражение в социальной философии Эриха Фромма. Например, попыткилиберализовать марксизм, синтезировав его с неогегельянством, экзистенциализмоми фрейдизмом.
Данная
группа занималась в частности
практическим
Накануне прихода к власти фашистов этими исследователямибыла выявлена готовность немецкого общества подчиниться диктаторскому режиму,по поводу которого у представителей Франкфуртской школы не было ни иллюзий, нисимпатий. В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, Фромм, как и большинствоего коллег, эмигрировал в США.
В США, сначала в Чикаго, а затемв Нью-Йорке,
Фромм и его коллеги продолжили работу
по изучениюсоциально-
Именново время пребывания
В1949 году большинство
II. Обзор некоторых работ ЭрихаФромма.
Первая,опубликованная в 1941 году
книга «Бегство от свободы»
принесла Эриху Фромму
Уже в первой книге Эриха Фромма «Бегство от свободы» какфилософская идея была заявлена тема человеческой деструктивности. Человек, помнению Фромма, как правило, старается подавить в себе иррациональные страсти,такие как влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть. Как объясняетучёный, в основе всех этих пагубных комплексов лежат бессилие и изоляциякаждого человека. Только путём разрушения окружающего мира человек можетизбавиться от чувства собственного ничтожества. «Это последняя, отчаяннаяпопытка конкретного человека не дать миру расправиться с ним».[7]
Такаяпозиция американского
В«Бегстве от свободы» Фромм указывает на колоссальный уровень обнаруживаемыхповсюду разрушительных тенденций. «По большей части они не осознаются кактаковые, а рационализируются в различных формах. Деструктивное тогда ещё неоценивалось Фроммом как тайна. Он формулировал предельно просто:разрушительность – это результат непрожитой жизни. Человечество в принципе можетспастись от самоуничтожения. Однако, возможно, писал учёный, пройдёт тысячалет, прежде чем человек перерастёт свою дочеловеческую историю».[8]
Едва ли не самой лучшей работой Эриха Фромма некоторыеучёные называют работу «Анатомия человеческойдеструктивности» (1973).[9] В данной работе Фромм обобщил все своимногочисленные попытки дать целостное представление о реформированномпсихоанализе и о специфике философско-антропологической рефлексии. Книга, какотмечает П.С. Гуревич, носит энциклопедический характер: автор предлагаетчитателю ознакомиться с широчайшей панорамой биологических, психологических иантропологических учений. Фромм философски переосмысливает разрушительное вчеловеке как проблему зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизничеловеческого рода.
Спецификуданной работы, а также и определённую сложность для анализа концепции ЭрихаФромма создаёт её жанр. С одной стороны, жанр работы можно определить каккритический анализ множества естественнонаучных концепций, с другой стороны,это всё-таки философское исследование.
Какуже отмечалось выше, тема
человеческой деструктивности
Самавтор рассматривал «Анатомию человеческой деструктивности» как первый томзадуманного им обширного исследования в области теории психоанализа.
III. Философия любви Эриха Фромма:
основные положения,
изложенные в работе «Искусстволюбви».
По мнению самого автора, работа «Искусство любви», опубликованная в1956 году, ставит своей целью показать, «что любовь – не сентиментальноечувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутойим зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любить обречены нанеудачу, если он не стремиться более активно развивать свою личность в целом,чтобы достичь прогрессивной ориентации; удовлетворение в индивидуальной любвине может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истиннойчеловечности, отваги, веры и дисциплины».[10]
Как пишет Фромм,первый и очень серьёзный шаг, который необходимо сделать, должен привестичеловека к осознанию любви как искусства, причём такого искусства, котороеможно сравнить с искусством жить. Если человек стремится к тому, чтобынаучиться любить, то он должен поступать точно также, как он бы поступал, еслибы хотел научиться любому другому искусству.
Проблемалюбви для
Нонесмотря на такое понимание проблемы любви, вопреки жажде любви, глубокоукоренившейся в человеке, почти всё остальное в нашей жизни принято считатьедва ли не более важным, чем любовь. Мы стремимся к успеху, престижу, деньгам ивласти. И именно чтобы научиться достижению этих целей, мы затрачиваем почтивсю свою энергию, и почти никакой энергии не употребляется на обучениеискусству любви.
1. Любовь
как ответ на
Тот факт, что человек вышел из животного царства,является, по Фромму, существенным для всего существования человека. Выйдя изцарства животных, человек тем самым вышел из «сферы инстинктивной адаптации»[11], он переступил границыприроды. Обратной дороги у человека нет. Когда-то оторвавшись от природы,человек больше уже никогда не сможет к ней вернуться.
Посколькучеловек одарён
Переживаниечеловеком
«Осознаниечеловеческой отделённости без воссоединения в любви – это источник стыда и в тоже время это источник вины и тревоги».[12] «Таким образом, глубочайшую потребностьчеловека составляет потребность преодолеть свою отделённость, покинуть тюрьмусвоего одиночества».[13] Вопрос преодоления отделённости идостижения единства, поиск выхода за пределы своей собственной индивидуальнойжизни и обретение единения с окружающим миром – именно это волновало человекана протяжении всей истории человеческого общества, во все времена и во всехкультурах.