Любовь в философии Эриха Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:22, реферат

Описание работы

Эрих Фромм – немецко-американский психолог и социолог, представительнеофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьиработы уже давно признаны классическими. Несмотря на то, что его часто называютглавой неофрейдизма, сам он определял свою деятельность как «гуманистическийпсихоанализ», который, по мнению Фромма, наряду с другими науками призван былсоздать «Гуманистическую Науку о Человеке как основу Прикладной Науки иПрикладного Искусства Социальной Реконструкции». «Прожив жизнь, вместившуюпочти целое столетие, полное социальных потрясений, он не разуверился вспособности человека к разумной жизни и умел возвращать эту разумность в тех, вком она была затоптана. Его собственная жизнь может служить примеромплодотворности».

Содержание работы

I. Биографияи основные философские взгляда Эриха Фромма.

II. Обзорнекоторых работ Эриха Фромма.

III. Философиялюбви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе «Искусство любви»:

1. Любовькак ответ на проблему существования.

2. Любовьмежду родителями и детьми.

3. Объектылюбви:

3.1. Братскаялюбовь.

3.2. Материнскаялюбовь.

3.3. Эротическаялюбовь.

3.4. Любовьк себе.

3.5. Любовьк богу.

IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Материнская  любовь.

 

        Материнскаялюбовь является безусловным утверждением в жизни ребёнка и его потребностей.Утверждение жизни ребёнка, по Фромму, имеет два аспекта. Первый аспектзаключается в том, что для сохранения жизни ребёнка и его роста абсолютнонеобходимы забота и ответственность. Другой аспект далеко выходит за пределыпростого сохранения жизни. У матери должна быть установка, которая внушала быребёнку любовь к жизни.

 

Связь между матерью и ребёнком по самой своей природеявляется неравенством, в котором один полностью нуждается в помощи, а другой еёдаёт. В этом заключается чрезвычайно существенное различие между материнскойлюбовью и такими формами любви, как братская и эротическая, так как последниепредставляют собой формы любви между равными.

 

«Действительным достижением материнской любви является нелюбовь матери к младенцу, а её любовь к растущему ребёнку».[30] Сущность материнской любвипредполагает желание того, чтобы ребёнок в дальнейшем отделился от матери.

 

3.3. Эротическая  любовь.

 

        Определяябратскую любовь как  любовь между равными, а материнскую любовь как любовь кбеспомощному существу, Фромм указывает на то, что как бы данные формы любви неотличались друг от друга, у них есть нечто общее: по своей природе эти формылюбви не ограничиваются одним человеком. Эротическая любовь составляетпротивоположность обоим этим типам любви, поскольку она жаждет единства,полного слияния с одним единственным человеком. По своей природе она невсеобща, а исключительна. Именно в этой форме любви есть предпочтительность,которую мы не находим в братской и материнской любви. «Эротическая любовьделает предпочтение, но в другом человеке она любит всё человечество, всё, чтоесть живого».[31]

 

3.4. Любовь  к себе.

 

        Рассматриваяданную форму любви, Эрих Фромм обращает внимание  на противоположность двухпонятий: любовь к себе и эгоизм. Он пишет, что большинство людей считают данныепонятия  синонимичными. «Широко распространено мнение, что любить других людей– добродетельно, а любить себя – грешно. Считается, что в той мере, в какой ялюблю себя, я не люблю людей…»[32] В доказательство полной ошибочностиподобных суждений Эрих Фромм приводит слова Мейстера Экхарта: «Если ты любишьсебя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другогочеловека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе,но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь их как однуличность, а личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая иправедная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково».[33]

 

3.5. Любовь  к богу.

 

        Религиознаяформа любви, которая называется любовью к богу, также берёт своё начало впотребности преодолеть отчуждённость и достичь единства. Фромм обращаетвнимание читателя, прежде всего, на фундаментальное различие в религиозномотношении между Востоком (Китай и Индия) и Западом. Как отмечает автор, эторазличие можно выразить в логических понятиях.

 

        Вкитайском и индийском мышлении, а также в философии Гераклита  преобладалапарадоксальная логика. Позднее парадоксальная логика  снова появляется подименем диалектики в философии Гегеля и Маркса.

 

С точки зрения парадоксальной логики, суть не в мысли, ав действии. Подобная установка ведёт к двум очень важным следствиям.

 

1. «Во-первых,она  ведёт к терпимости, которую мы  находим в индийском и китайском  ирелигиозном развитии. Если правильная мысль не является высшей истиной и путёмк спасению, то нет причины бороться с другими людьми, чья мысль к инымформулировкам».[34]

 

2. «Во-вторых,парадоксальная  точка зрения ведёт к подчёркиванию  значения изменения человека вбольшей степени, чем значения развития догматов, с одной стороны, и науки, сдругой. С индийской, китайской и мистической точек зрения, религиозная задачачеловека состоит не в том, чтобы думать правильно, а в том, чтобы правильнодействовать и/или воссоединиться с Единым в акте сосредоточенного созерцания».[35]

 

Главное направление западной мысли, которое составляетпротивоположность вышеназванным положениям, основано на аксиомахаристотелевской логики. Высшую истину Запад стремился найти в правильной мысли,поэтому и акцент в данном случае был сделан на мышление, хотя правильноедействие было признано важным. «В религиозном развитии это вело к формулировкедогматов, бесчисленным спорам о догматических формулировках, к нетерпимости к«не-верующим» или еретику».[36] То есть на Западе в качестве основной целирелигиозной установки выдвигалась вера в бога. Следствием подобной точки зренияявилось то, что человек, который верил в бога, но не жил по-божески, чувствовалсебя более высоким, чем тот, кто жил по-божески, но не верил в бога.

 

«Сосредоточение внимания на мышлении имеет ещё и другое,исторически очень важное, следствие. Идея, что можно найти истину в мысли, ведётне только к догме, но также и к науке».[37]

 

Таким образом, парадоксальная логика приводит ктерпимости и усилиям в направлении самоизменения, в то время как аристотельскаяточка зрения ведёт как к догме, так и к науке, как к католической церкви, так ик открытию атомной энергии. «В преобладающей на Западе религиозной системелюбовь к богу это в сущности то же, что и вера в бога, в божественноесуществование, божью справедливость, божью любовь. Любовь к богу это в сущностимысленный опыт. В восточных религиях и в мистицизме любовь к богу этонапряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединённое свыражением этой любви в каждом жизненном действии».[38]

 

        Фроммотмечает существование определённых  параллелей между любовью к  родителям илюбовью к богу. Он  пишет: «В истории рода человеческого  мы видим то жеразвитие: от  первоначальной любви к богу, как беспомощной привязанности кматери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии,когда бог перестаёт быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципылюбви и справедливости, когда он становится единым с богом, и наконец, к точке,где он говорит о боге только в поэтическом, символическом смысле».[39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Заключение.

 

        Темалюбви к человеку оказалась  в центре социально-философской  концепции ЭрихаФромма. Он рано  посчитал необходимым сделать  теоретический анализ проблемылюбви. Так, уже в 20-ых годах Фромм обнаружил и сформулировал различие междуматеринской и отцовской любовью к ребёнку.

 

        ЭрихФромм приходит к выводу  о необходимости изменения и  человека и общества,утверждая, что  без нового человека невозможно новое общество. «Основой будущегообщества может быть лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людями готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия,понимаемого как способность жить без идолопоклонства и всегда быть внимательнымк людям; потребность дарить людям свою любовь и солидарность, а также ощущатьтепло и сочувствие своего окружения; вера в собственные силы, стремлениепознать самого себя, в том числе и сферу своего бессознательного; умениечувствовать своё единство со всем живым на Земле, то есть от мысли подчинитьсебе природу силой, желание вместо разрушения предложить ей взаимопомощь исотрудничество».[40]

 

Тема любви в той или иной степени находит своё отражениево всех работах Эриха Фромма. Книга «Искусство любви» стала бестселлером надолгие годы и была переведена на 25 языков мира.


Информация о работе Любовь в философии Эриха Фромма