Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:18, реферат
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.
Вступительная часть.................................................................................................................3
1. Генезис марксистской философии......................................................................................4
2. Диалектический материализм.............................................................................................7
3. Исторический материализм.................................................................................................9
4. Судьба марксистской философии в России......................................................................11
Заключительная часть (подведение итогов).........................................................................15
5. Литература...........................................................................................................................17
План
Вступительная часть.........................
1. Генезис марксистской
2. Диалектический материализм....
3. Исторический материализм......
4. Судьба марксистской философии
в России......................
Заключительная часть (подведение
итогов).......................
5. Литература....................
ВВЕДЕНИЕ
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.
Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса.
В развитии марксисткой философии
можно выделить несколько этапов.
Первый характеризуется переходом
Маркса и Энгельса от идеализма и
революционного демократизма к диалектическому
и историческому материализму (с
конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.).
На втором этапе осуществляется дальнейшее
развитие марксисткой философии, расширение
круга рассматриваемых проблем
и уточнение отдельных
В настоящее время существуют различные варианты диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всего философию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование марксисткой философии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что с самого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблем осуществлялось ими в непосредственной связи с решением насущных практических задач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.
Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.
Вопрос №1. Генезис марксистской философии
Родоначальниками философии
Диалектико-материалистическая философия возникла в середине XIXв. Предпосылками возникновения марксистской философии были:
промышленная революция в
появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями;
идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);
открытия в области
Характерные черты марксистской философии:
1. Диалектический метод
2. Исторический процесс
3. Не только объясняется мир,
но и разрабатываются
4. Связываются диалектико-
Наиболее важным вкладом К. Маркса
в философию и социальную науку
считают созданную им теорию прибавочной
стоимости и открытие материалистического
понимания истории. По Марксу, общество
развивается естественным путем
от одной общественной формации к
другой. Характерные особенности
каждой из этих формаций (ступеней развития)
определяются способом производства,
в основе которого лежат те или
иные производственные отношения. Общество,
где властвует товарное производство,
порождает эксплуатацию и насилие.
Преобразование общества с целью
уничтожения эксплуатации возможно
с помощью пролетарской революции
и установления диктатуры пролетариата
на период перехода от капиталистической
формации к коммунистической. Коммунизм,
по Марксу, – это общественный строй,
основанный на общественной собственности
на орудия и средства производства,
где мерилом свободы человека
будет его свободное время
и где будет осуществлен
Соратником К.Маркса был Ф.Энгельс.
Вместе они разрабатывали основные
идеи материалистической диалектики.
Ф.Энгельс много внимания уделял
сущности материи, формам ее движения
и атрибутам. Наибольший его вклад
в философию марксизма –
Марксистская философия
Условно можно выделить три основных этапа ее развития:
Первый этап - связывается с именами
К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователей
в Германии (Бернштейн, Каутский), в
других европейских государствах, в
том числе и в России (Плеханов
Г.В.). Используя достижения французского
утопического социализма, английской
политэкономии и классической немецкой
философии, а также анализируя протекавшие
в развитых капиталистических государствах
того времени социально-
На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и обретают популярность среди творческой II научной интеллигенции европейских государств, постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение и первые социал-демократические организации.
Второй этап - связывается с именем В.И.Ульянова (Ленина), предпринявшего попытку:
философского осмысления особенностей экономическою, политического развития капитализма на империалистической стадии;
подвести теоретическую базу под практику построения коммунистического общества в России.
Помимо этих проблем, он исследовал вопросы места философии в обществе в условиях научно-технической революции, современные проблемы познания. Сделал он также и попытку прогноза развития системы общественных отношений, человеческой личности при социализме.
На втором этапе политические идеи
философии марксизма
одно из них ориентируется на традиции гуманизма и принцип эволюционности в развитии;
другое – экстремистски-
На третьем этапе разрыв между
гуманистическим и радикальным
направлениями в марксистской философии
возрастает. Радикальное направление,
ставшее идеологией государств социалистической
ориентации, подчинило марксизм задачам
коммунистической идеологии, что предопределило
кризисный характер ее развития на
многие десятилетия. Можно назвать
несколько вариантов
Гуманистическое направление в
марксизме, сориентированное на общечеловеческие
ценности, гуманизм, взятое на вооружение
социал-демократическим и
На третьем этапе развития марксистской
философии широкое
диалектический материализм, принципы которого были распространены философами-марксистами на все стороны жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В основе – - идея о примате социального над биологическим;
идея об основополагающей роли практики в развитии общества, в материальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе познания;
в философии истории
В современном марксизме
К основным принципам марксистской методологии относят:
восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному;
принцип историзма.
Вопрос №2. Диалектический материализм
Диалектика глубоко
Материалистическая диалектика опирается на предшествующее духовное развитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источниками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, фейербаховский материализм и великие естественнонаучные открытия, обнаружившие, что «в природе все происходит диалектически».
Среди принципов материалистической
диалектики Энгельс выделяет такие
как принцип материального
Теория познания была разработана
с диалектико-
Решая вторую сторону основного вопроса философии, т.е. как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, в состоянии ли наше мышление верно отражать действительность, Энгельс раскрывает диалектико-материалистические взгляды на познаваемость мира.
Исходя из принципа познаваемости мира, он рассматривает наши знания как отражение внешнего мира в сознании человека. При этом процесс отражения объективного мира рассматривается как сложный, противоречивый процесс, пронизанный диалектикой: «точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем». При этом вещи и процессы отражаются в чувственных представлениях и понятиях. Более содержательным, полным оказывается отражение в форме суждений, умозаключений, в виде научных законов и развитых теоретических систем, выработка и принятие которых подготавливаются гипотезами.