Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:18, реферат
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.
Вступительная часть.................................................................................................................3
1. Генезис марксистской философии......................................................................................4
2. Диалектический материализм.............................................................................................7
3. Исторический материализм.................................................................................................9
4. Судьба марксистской философии в России......................................................................11
Заключительная часть (подведение итогов).........................................................................15
5. Литература...........................................................................................................................17
С его признанием диалектического единства решающей роли народных масс и инициативы революционных сил общества; единства исторической необходимости и свободы были связаны взгляды на роль субъективного фактора в истории, т.е. сознательной деятельности людей, их идей и учреждений. Особое внимание Плеханов обратил на дальнейшее обоснование и конкретизацию вопросов о роли идеологии в развитии общества, проблем эстетики.
В противовес представителям «экономического материализма» и другим вульгаризаторам, Плеханов стремился показать развитие различных форм общественного сознания и их активное влияние на общественное бытие. «Объяснить с нашей материалистической точки зрения развитие искусства, религии, философии и прочих идеологий, - писал он, - значит дать новое и сильное подтверждение материализму в его применении к истории». Философский анализ истории идеологии приводил Плеханов к выводу о том, что все достижения мировой культуры являются законным наследием трудящихся.
Занимаясь вопросами эстетики, Плеханов
выступал против биологической концепции
происхождения искусства, доказывая,
что искусство возникло в результате
трудовой деятельности общественного
человека. Он показал, что искусство
как форма общественного
Большой интерес представляют труды
Плеханова по истории философии,
в частности по истории философской
и общественной мысли в России.
Для Плеханова история
Новый этап в развитии марксисткой философии связан с деятельность В.И. Ленина (1870-1924). Его основными философскими работами являются: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма».
В творчестве Ленина выделяют два основных периода:
1) с конца XIX в. до Великой
Октябрьской социалистической
2) от Октябрьской революции до 1924 г.
Как и другие последователи Маркса, он вынужден был защищать марксистские философские положения от идейных противников. Для этого необходимо было дать научно обоснованные ответы на новые вопросы, выдвигаемые ходом развития общества и научного познания.
Развитие марксизма, его философских основ, Ленин связывал с практикой революционной борьбы рабочего класса. Выступая против Н.К. Михайловского, который считал, что марксизм «философски не обоснован». Ленин подверг критике идеалистическое мировоззрение народников и их метафизический метод. Он отмечал, что этому методу присущи следующие черты: идеализм в понимании истории, субъективизм, метафизичность, эклектизм.
Особое значение Ленин придавал разработке партийности в философии, отмечая две партии в философии - материализм и идеализм. При этом он утверждал, что борьба марксистского материализма против замаскированного идеализма есть составная часть борьбы пролетариата против буржуазии.
Критика враждебной марксизму философии была для Ленина неотделима от творческого развития диалектического материализма. Большое значение он придавал разработке проблем диалектики. Выделяя важнейшие черты диалектики, он писал, что развитие осуществляется по спирали, скачкообразно, благодаря внутренним импульсам, путем борьбы противоположных сторон и победе одной из них.
Критикуя народников, Ленин развивал
марксистское положение о соотношении
общественного бытия и
Ленин разработал теорию общественно-экономических формаций, показав, что без изучения конкретных общественных форм не может быть создано правильное представление об обществе в целом, об историческом прогрессе. Особое внимание он уделял соотношению базиса и надстройки, экономики и политики в общественном развитии. Общественные отношения он делил на материальные и идеологические, отмечая, что первые складываются независимо от воли и сознания людей, а вторые не могут сложиться, не проходя предварительно через сознание людей.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм»
Ленин дал философское
Развивая теорию познания он ставит
вопрос о свойстве, присущем всей материи,
свойстве отражения, дает определение
материи. Разрабатывая проблему истины,
Ленин вскрывает диалектическую
связь абсолютной и относительной
истины, показывает роль практики в
познании, выступающей критерием
истины. Таким образом, развитие марксистской
философии осуществлялось Лениным
в конкретном культурно-историческом
контексте, исходя из задач социалистической
революции и утверждения
Ленин творчески применял марксистскую теорию к анализу конкретных условий российской действительности, выступая против вульгарного экономического материализма и субъективного идеализма либеральных народников.
Он раскрыл сущность диалектического метода как средства познания общественных явлений. Особое внимание он обращал на две концепции развития: метафизическую и диалектическую. Ядром учения о развитии он считал закон единства и борьбы противоречий.
Ленин разработал различные стороны
философского понятия материи. Прежде
всего, он отмечал тесную связь понятия
материи с диалектико-
В теории познания Ленин сделал три
важных гносеологических вывода с диалектико-
В работе «О значении воинствующего
материализма» Ленин выдвинул следующие
задачи: установление тесного союза
между философами-коммунистами и
всеми материалистами для борьбы
с философским идеализмом и фидеизмом,
заключение союза между философами-
Советская философия, сформировавшаяся
на базе марксизма, берет свое начало
сразу же с Октябрьской революции.
Однако ее тотальное распространение
в сознании россиян стало возможным
лишь после 1922 г., когда видные представители
русской религиозной и
В 20-е-30-е годы началось глубокое систематическое
освоение марксистской философии советскими
исследователями. Стимулом для философской
полемики между механистами и
диалектиками послужила публикация
«Диалектики природы» Энгельса, в
которой содержалось в
С конца 40-х годов началась некоторая
активизация в области
Несмотря на явную идеологизацию
и политизацию марксистской философии
в последующие десятилетия
Заключение
Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.
Его основные постулаты:
мир материален;
мир объективен и не зависит от сознания;
материя первична, вечна, несотворенна;
сознание — свойство материи;
мир познаваем.
Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.
Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика — критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.
Литература:
Основная
1. Антоов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 9.
2. Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава 3.
3. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.
4. Краткий очерк истории
5. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел II, глава 8.
Дополнительная
1. Альтюссер Л. Просто ли быть
марксистом в философии //
2. Ильенков Э.В. Ленинская
3. Кедров Б.М. Беседы о
4. Лапин В.И. Молодой Маркс. – М., 1986.