Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:18, реферат
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.
Вступительная часть.................................................................................................................3
1. Генезис марксистской философии......................................................................................4
2. Диалектический материализм.............................................................................................7
3. Исторический материализм.................................................................................................9
4. Судьба марксистской философии в России......................................................................11
Заключительная часть (подведение итогов).........................................................................15
5. Литература...........................................................................................................................17
Энгельс подчеркивал, что сам принцип отражения следует понимать не натуралистически, не просто как естественную способность человеческой головы, а как способность, сформированную исторически, в процессе материальной деятельности людей, общественной практики. Если же принимать сознание, мышление «вполне натуралистически», просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе, как это было свойственно домарксовскому материализму, то «в таком случае должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, что сознание и природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени согласуются между собой». Конечно, отмечал Энгельс, нельзя забывать, что сознание и мышление являются продуктами «человеческого мозга и что сам человек - продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней». Но главную роль в установлении диалектического единства мышления и бытия играет предметная материальная деятельность человека, практика.
Диалектико-материалистическая теория
познания рассматривалась в марксизме
как теория отражения. При этом отражение
понималось как активный, а не пассивный
процесс взаимодействия субъекта с
объектом. Здесь преодолевается основной
недостаток домарксистского материализма,
который состоял в
Введя в теорию познания принцип
практики, Маркс диалектически связал
воедино признание
Отношения между субъектом и
объектом понимались диалектически. Признавалось,
что объективный мир
Проводя последовательно принцип единства диалектики и теории познания, Энгельс отмечал, что диалектика понятий является сознательным отражением диалектики движения действительного мира.
Создавая диалектико-
Познавательный процесс
Диалектика дает возможность правильно решить сложные вопросы теории познания и избежать заблуждений как догматизма, преувеличивающего момент абсолютности в знаниях, так и релятивизм, который абсолютизирует момент относительности знаний и в результате приходит к агностицизму.
Введение принципа практики позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия с диалектико-материалистических позиций. Практика рассматривалась ими как основа, средство, цель познания, а также в качестве критерии истины.
Вопрос №3. Исторический материализм
Термин «исторический
Открыв материалистическое понимание
истории, Маркс и Энгельс внесли
существенный вклад в научное
понимание общества, создали образцы
диалектико-
Создание материалистического
понимания истории, раскрытие роли
материального производства как
решающего условия
Согласно историко-
В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс заложили методологические основы научной периодизации всемирной истории. Базой этой периодизации послужило учение о прогрессивной смене общественных формаций.
Ступенями исторического прогресса явились:
1. Первобытная стадия развития
общества, отличавшаяся общей («
2. Рабовладельческая стадия.
3. Феодализм.
4. Капитализм.
5. Высшей стадией развития
Каждой стадии соответствовал определенный
уровень развития разделения труда
и определенная форма собственности,
обусловливающая господствующий тип
общественный отношений. Позднее место
такого материального фактора как
форма собственности занял
Однако эта периодизация не была для Маркса и Энгельса некой жесткой схемой, шаблоном, который учитывается всеми народами. Эволюция многих народов, по Энгельсу, происходит не в строгом соответствии с общими периодами всемирной истории.
Формации рассматриваются как
саморазвивающиеся социальные организмы.
Анализ капиталистического общества,
проведенный К. Марксом, показывает,
что капиталистическую
Учение о прогрессивной смене
общественно-экономической
Это общество, по Марксу должно придти
на смену капитализму в ходе социального
переворота, который снимет существующий
антагонизм между производительными
силами и производственными
По Марксу, коммунизм должен прийти на смену капитализму, поскольку он представит значительно большие возможности для всестороннего развития человека.
Вопрос №4. Судьба марксистской философии в России
Развитие философский идей Маркса и Энгельса в России осуществляли Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов. Из его многочисленных произведений выделяются следующие: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы марксизма», «О роли личности в истории». В них он стремился раскрыть философские и социологические основания марксизма, доказывая, что все стороны миросозерцания Маркса теснейшим образом связаны между собой и нельзя заменить одну их них взглядами из иного мировоззрения.
Марксизм, по Плеханову, является целостным миросозерцанием, современной, высшей формой материализма. В нем наряду с историческим материализмом и политической экономией имеются такие стороны как диалектика и теория познания.
Для Плеханова диалектический материализм
есть философия действия. Он отстаивал
научно-материалистическое мировоззрение
марксизма в борьбе с буржуазной
философией и ревизионизмом. Уже
в первых своих работах, направленных
против идеологии русского народничества,
он подверг критике
В соответствии со своим убеждением,
что «наиболее последовательные
и наиболее глубокие мыслители всегда
склонялись к монизму» Плеханов проводил
монистический принцип в
Обращаясь к истории диалектической мысли, он высоко ценил диалектику Гегеля как «алгебру революционного прогресса». При этом он отмечал, что общественное развитие не только не «отменяет» диалектики, но дает новые неопровержимые доказательства диалектического развития, отрицание старых, отживших форм жизни.
Применяя материалистическую диалектику, Плеханов показывал, что развитие в обществе идет на основе борьбы внутренних противоречии. При этом революцию как способ разрешения противоречий он считал неотвратимым законом общественной жизни, суть которого в переходе количественных изменений в качественные. «Для популярности» Плеханов приводит большое количество примеров, свидетельствующих о единстве и борьбе противоположностей в явлениях природы и общества.
В трудах Плеханова содержатся глубокие мысли об отрицании отрицания, о диалектике содержания и формы, свободы и необходимости, о конкретности истины. Отмечалась также необходимость учета диалектики в познании. Правда, диалектику он брал как «сумму примеров».
Центральное место в философском
творчестве Плеханова занимали вопросы
исторического материализма. Будучи
сторонником не просто материалистического,
а монистического понимания истории,
он осуществлял монистическую
Плеханов стремился раскрыть структуру общественной жизни, взаимосвязь и взаимодействие ее различных сторон, предложив так называемую пятичленку:
1) «состояние производительных сил;
2) обусловленные им
3) социально-политический строй,
выросший на данной
4) определяемая частью
5) различные идеологии,
Ставя вопрос о причинах и условиях развития производительных сил, он отмечал, что географическая среда является одним из условий их развития. Причины развития производительных сил он видит в способе производства, который господствует в данную историческую эпоху.
В материалистическом понимании истории Плеханов видел глубочайшую основу научного социализма. Он утверждал, что историю творят массы не по капризу и произволу тех или иных личностей, а на основе законов истории. При этом он отвергал субъективно-идеалистические теории об «инертной толпе» и «всесильном герое». Роль великих людей, по Плеханову, состоит в том, что они раньше всех осознают новые общественные потребности и хотят сильнее других изменить общественные отношения.