Материалисты Древней Греции - Гераклит, Демокрит и Эпикур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции; философия Демокрита обозначила вершину древнегреческого материализма в период победы и укрепления рабовладельческой демократии; философия Эпикура была наиболее ценным достижением древнегреческого материализма периода эллинизма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........…3
Глава1. Материалисты Древней Греции - Гераклит ………………………….…..4
Глава 2. Материалисты Древней Греции - Демокрит……………………………..7
Глава 3. Материалисты Древней Греции - Эпикур………………………………..12
Приложение …………………………………………………………………………17
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Реферат гераклит,демокрит и эпикур.docx

— 858.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

«Материалисты Древней Греции - Гераклит, Демокрит и Эпикур».

 

 

 

                  

                  Подготовил:

Студент Тур-11с

Примак К.

 

Проверил:

Преподаватель дисциплины

«Философия»

Манасова М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...........…3

Глава1. Материалисты Древней Греции - Гераклит ………………………….…..4

Глава 2. Материалисты Древней Греции - Демокрит……………………………..7

Глава 3. Материалисты Древней Греции - Эпикур………………………………..12

Приложение …………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………….….......….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди многочисленных представителей древнегреческого материализма наиболее выдающимися были Гераклит, Демокрит и Эпикур. Каждый из них сыграл значительную роль в истории античной философии, в истории древнегреческой науки, оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие философской мысли.

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в  период формирования рабовладельческого способа производства в древней  Греции; философия Демокрита обозначила вершину древнегреческого материализма в период победы и укрепления рабовладельческой  демократии; философия Эпикура была наиболее ценным достижением древнегреческого материализма периода эллинизма.

История философии древней  Греции есть история возникновения  и развития первой формы домарксистского  материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки против религии. Философские  взгляды древних греков вместе с  их естественнонаучными и политическими  взглядами входили в состав одной  нерасчлененной науки.

Возникновение различных  философских теорий в древней  Греции исторически было связано  с формированием и развитием  рабовладельческого строя, с развитием  торговых и культурных сношений греческих  городов-государств между собой  и с народами древнего Востока.

Древнегреческая философия  оформлялась в борьбе против мифологии, своими истоками уходившей в первобытно-общинный строй и тесно связанной с  религиозными представлениями древних  греков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Материалисты Древней Греции - Гераклит.

 

Развитие материалистическая философия Ионии получила в учении Гераклита Эфесского.

Материализм Гераклита принадлежал  к числу основных и существенных направлений древнегреческой философии. Жил Гераклит в конце VI-начале V в. до н. э.; время его "акмэ"-504-501 гг. до н. э. Родина Гераклита - Эфес находился в самом центре кипучей социально-политической жизни.

Гераклит, происходивший  из аристократического рода кодридов, бывших базилевсами Эфеса, не был, однако, сторонником реакционной аристократии и признавал необходимость изменений  в природе и общественной жизни.

Отказ Гераклита от старо аристократических традиций ясно выражен в признании им необходимости государственных законов. Реакционная военно-землевладельческая аристократия, борясь против нововведений, ссылалась на традиции родового общества. Гераклит же вместе с другими передовыми деятелями Греции противопоставил старому, "установленному богами" родовому праву, за которое стояла реакционная аристократия, новое право рабовладельческого полиса - писаный закон (номос). "Народ должен сражаться за закон, как за свои стены". В то же время для мировоззрения Гераклита как идеолога крупных рабовладельцев характерна реакционная черта - противопоставление немногих "наилучших" - "толпе". "Один для меня - десять тысяч, если он - наилучший".

Философское учение Гераклита  явилось одним из лучших достижений древнегреческой культуры. Гераклит выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических  и антидиалектических течений. Свое передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического  мировоззрения Гомера и Гезиода, против идеалистических и антидиалектических философских учений Пифагора и первого  представителя элейской школы - Ксенофана, против грубого эмпиризма милетца Гекатея.

"Гомер заслуживает  того, чтобы быть изгнанным из  общественных мест и высеченным  розгами, так же как и Архилох". "Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея".

Как и милетские материалисты, Гераклит был философом и естествоиспытателем, учившим о единой материальной основе всех явлений природы. Изменения огня, по мысли Гераклита, лежат в основе всеобщего круговорота природных явлений. Эту мысль Гераклит выражает в образе, характерном для эпохи развивавшегося денежного хозяйства. "На огонь обменивается все, и огонь - на все, как на золото - товары и на товары - золото". Пользуясь древнегреческими мифологическими образами, но придавая им примитивное естественнонаучное значение, Гераклит вечное, закономерное развитие космоса подчинял необходимости (ананкэ), судьбе (геймармепэ). Как и другие естествоиспытатели того времени, Гераклит еще не различал астрономических и метеорологических явлений: огонь, наполняющий солнечную "чашу", превращается в огненный вихрь испарений и в конечном счете в землю. Таков "путь вниз", по Гераклиту. Но "путь вверх и вниз - один и тот же": земля разжижается и превращается в воду, последняя же испаряется и превращается в огни небесных светил.

Сознание Гераклит называл  психеей (душой). Душа, с его точки  зрения, материальна и является одним  из переходных состояний огня.

Первоначальный, наивный  материализм милетской школы  восполняется у Гераклита одной  из первых попыток поставить вопрос о характере человеческого познания. Предметом человеческих знаний Гераклит, как материалист, считал природу.

Гераклит, как "один из основоположников диалектики" (Ленин), учил, что все  течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. "На входящего в  одну и ту же реку текут все новые и новые воды". "В одну и ту же реку нельзя войти дважды...". "В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем".

"Этот первоначальный, наивный, но по сути дела  правильный взгляд на мир был  присущ древнегреческой философии  и впервые ясно выражен Гераклитом: все существует и в то же  время не существует, так как  все течет, все постоянно изменяется, все находится в постоянном  процессе возникновения и исчезновения".

Стихийная диалектика Гераклита  выступает в его учении о потоке, в догадках о роли противоположностей во всеобщем изменении природы, об "обмене противоположностей", об их борьбе и  гармонии.

Мысль о переходе вещей  в их собственную противоположность  встречается в ряде фрагментов. "Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это". "Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". "Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего -одно, и из одного - все".

В сохранившихся фрагментах Гераклита в образной форме выступает  его догадка о борьбе противоположностей как об источнике движения, развития.

"Враждующее соединяется,  из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу". "...Все происходит через борьбу и по необходимости".

Ленин, указывая на замечательные  диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его (см. цитату из Филона о Гераклите в начало III части ("О познании") Лассалевского  Гераклита) есть суть (одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики...". Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей.

Борьбу противоположностей Гераклит называл "всеобщим логосом", понимая этот термин по преимуществу в смысле закономерности, логики космоса. "...Этот логос существует вечно... все совершается по этому логосу...".

Для Гераклита противоположности  приятного и неприятного, полезного  и вредного, нравственного и безнравственного, красивого и безобразного не имели  значения неподвижных, застывших категорий. Как и все в мире, они вечно текут, переходят друг в друга, даны в связи с другими противоположностями. "Морская вода -чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же - для питья непригодна и вредна". "Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом".

Цельность и непосредственность мировоззрения, поэтическая свежесть языка, еще не выработавшего установившихся философских терминов, характерны для  Гераклита как для представителя  древней формы материализма. Ленин  отмечает "живость, свежесть, наивность, историческую цельность Гераклита...".

Стихийная диалектика эфесского  материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал  как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного  развития. Герцен справедливо говорит о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей.

Идеологи эксплуататорского, рабовладельческого общества не могли, конечно, даже ощупью подойти к революционной  диалектике общественных изменений. Их кругозор был целиком ограничен  узкими рамками рабовладельческого строя, и даже самые выдающиеся мыслители  древней Греции не вышли, да и не могли выйти за эти исторические пределы.

При всей своей примитивности  наивный материализм и стихийная  диалектика милетской школы и  Гераклита Эфесского сыграли  свою роль - ими было положено начало науке древних греков. Иония была ее колыбелью, Милет и Эфес стояли у ее изголовья.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Материалисты Древней Греции - Демокрит.

 

Одной из существенных естественнонаучных и философских проблем, поставленный самой жизнью, стал вопрос о строении материи, лишь мельком затронутый философами VI в. до н. э. Проблема строения материи  стала в центре внимания всех трех материалистических школ V в. до н. э.: Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита.

Вершины своего развития древнегреческая  наука периода рабовладельческих  городов-государств достигла в атомистической теории великого античного материалиста Демокрита (ок. 460-ок. 370 гг. до н. э.). Родина Демокрита - крупный торговый полис Абдеры.

Древние авторы сообщают, что  Демокрит ездил в Индию и в  Вавилон, посетил Египет и Эфиопию  и т. п. При всех преувеличениях этих свидетельств остается несомненным  факт многочисленных и отдаленных путешествии  Демокрита в страны Востока.

Демокрит посетил и  Афины, где познакомился с учением  Анаксагора и слушал Сократа, но не признал его мудрецом и не открыл ему своего имени.

Основоположники марксизма  называли Демокрита "эмпирическим естествоиспытателем  и первым энциклопедическим умом среди греков...". И действительно, Демокрит был самым выдающимся представителем науки древнего мира: в своих сочинениях он касался вопросов философии, логики, математики, астрономии, физики, биологии, медицины, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, филологии, риторики, теории искусства, техники, военного дела.

Идеологическая борьба Демокрита  за материализм, против идеализма, за науку, против религии неразрывно соединялась  с его политической борьбой за демократию, против аристократии.

Демокрит был идеологом  средних слоев рабовладельческого класса, заинтересованных в развитии торговли и ремесел. Он стремился  обосновать "земную" нравственность, этику "золотой середины", идеалом  которой являлась спокойная, зажиточная жизнь. "Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся".

Высшим критерием нравственности для Демокрита является долг. "Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков".

В отличие от аристократа  Платона Демокрит, политик и идеолог  греческой рабовладельческой демократии, учил, что "бедность в демократии настолько же предпочтительнее так  называемого благополучия граждан  при царях, насколько свобода лучше рабства".

Но та свобода, то единение между людьми, то богатство и единомыслие, о которых говорил Демокрит, являлись идеализацией рабовладельческого государства. Рабов Демокрит ставил вне каких-либо общественных и политических прав: они для него -неразумные орудия, которые должны повиноваться хозяину, служебные органы тела, выполняющие волю своего господина: "Пользуйся слугами, как членами своего тела, употребляя одного из них для одного дела, другого - для другого".

Как идеолог класса рабовладельцев Демокрит всячески подчеркивал необходимость  строго наказывать людей, нарушающих законы рабовладельческого государства.

"Ибо хорошо управляемое  государство есть величайший  оплот: в нем все заключается  и, когда оно сохраняется, все  цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет". Безопасность сухопутной и морской торговли составляла предмет особых забот Демокрита. Тех, кто "совершает противозаконие", Демокрит предлагал убивать без всякого сожаления, как диких зверей.

Информация о работе Материалисты Древней Греции - Гераклит, Демокрит и Эпикур