Материалисты Древней Греции - Гераклит, Демокрит и Эпикур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции; философия Демокрита обозначила вершину древнегреческого материализма в период победы и укрепления рабовладельческой демократии; философия Эпикура была наиболее ценным достижением древнегреческого материализма периода эллинизма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........…3
Глава1. Материалисты Древней Греции - Гераклит ………………………….…..4
Глава 2. Материалисты Древней Греции - Демокрит……………………………..7
Глава 3. Материалисты Древней Греции - Эпикур………………………………..12
Приложение …………………………………………………………………………17
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Реферат гераклит,демокрит и эпикур.docx

— 858.87 Кб (Скачать файл)

Демокрит сделал одну из первых в древнем мире попыток  объяснить происхождение и развитие общественной жизни. Первобытные люди, согласно его предположению, вели стадную  жизнь, совместно боролись против зверей, не имели жилищ, одежды и орудий, не знали употребления огня, питались случайно найденной пищей. Постепенно они стали изменять свой образ  жизни, "имея нужду учительницей"; научившись пользоваться огнем, они  могли улучшить свою пищу; у них  появилась одежда из шкур животных, опыт научил их жить в пещерах, а  затем и строить жилища. Под  влиянием нужды "руки, ум и сообразительность" людей привели их к культурной жизни.

В процессе возникновения  культуры большую роль, по Демокриту, играло подражание людей природе. "От животных, - говорит Демокрит, - мы путем подражания научились важнейшим делам: [а именно, мы - ученики] паука в ткацком и портняжном ремеслах, [ученики] ласточки в построении жилищ и [ученики] певчих птиц, лебедя и соловья, в пении".

Согласно Демокриту, обработка  полей и строительство городов  сопровождались возникновением собственности, "богатства и бедности, царской  власти. Большое значение придавал Демокрит открытию людьми металлов и  умению их обрабатывать, а также  изготовлению различных орудий труда. Лишь на определенном уровне культуры, согласно его взгляду, стало возможным  возникновение письменности и искусства. Так, музыку он называл младшим из искусств и учил, что "ее породила не нужда, но родилась она от избытка сил".

Взгляды Демокрита на природу  определили его место в истории  древнегреческой философии как  материалиста, боровшегося против идеализма  и религии, как выдающегося естествоиспытателя-основателя античной атомистики, как блестящего представителя передовой древнегреческой  науки.

"Могла ли устареть, - пишет Ленин, - за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его?".

Демокрит вместе со своим  предшественником Левкиппом, о деятельности которого сохранилось мало сведений, исходя из признания материальности мира, разработал античную атомистическую теорию строения материи. Развивая материалистическое учение Левкиппа, Демокрит, подобно  ему, считал поистине существующими  лишь атомы (по-гречески - неделимые) - мельчайшие неделимые материальные частицы и пустоту. Левкипп и Демокрит называли атомы бытием, а пустоту - небытием, причем небытие они считали столь же реально существующим, как и бытие.

Все вещи складываются из атомов, как трагедия или комедия из букв алфавита.

Атомы Левкиппа и Демокрита - это неделимые материальные частицы, отличающиеся друг от друга своей формой и образующие все природные явления своими разнообразными по порядку и положению сочетаниями. Возникновение и уничтожение бесчисленных миров, образующих вселенную, все изменения, происходящие в природе, согласно учению Демокрита, сводятся к различным сочетаниям-соединениям и разъединениям атомов, движущихся в пустоте и подчиняющихся природной необходимости.

В борьбе против взглядов древнегреческих  идеалистов Демокрит выдвинул ряд плодотворных идей, в том числе идею о том, что движение неотделимо от материи. Движение атомов он понимал как не имеющее начала во времени, но существующее вечно. Таким образом, природу Демокрит пытался объяснить из нее самой.

Что касается происхождения  живых существ, то Демокрит считал, что и здесь необходимо отбросить  какое бы то ни было сверхъестественное объяснение. С непосредственностью  древнего мыслителя он учил, что  все животные произошли из влажной  земли.

Аналогичным образом понимал  Демокрит и сущность психической  жизни. Душу он представлял себе как  сочетание круглых и быстро движущихся атомов, подобных тем, из которых состоит  огонь; поэтому душа является огненным началом в теле. Смерть -это распадение атомов тела и души. В то время как пифагорейцы и платоники учили о бессмертии души, для Демокрита и его учеников душа так же смертна, как и тело.

Идеалистической линии в  древнегреческой философии Демокрит противопоставил свое материалистическое учение о бесконечности и вечности вселенной, о бесчисленности возникающих, развивающихся и уничтожающихся миров, о происхождении животных, о материальности и смертности души.

Органической, составной  частью демокритовского материализма является детерминизм - учение о необходимости как законе природы. Демокрит вел борьбу против телеологии, против идеалистического учения о целесообразности развития природы. По свидетельству древних, Демокрит говорил, что он "предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидским престол".

Случай, случайность для  Демокрита - это прикрытие людьми их собственной нерассудительности, незнания: в действительности же случая нет, ибо все происходит по необходимости. Демокрит не дошел до диалектического понимания случайности как формы проявления необходимости. Однако в историческом плане его борьба за утверждение всеобщей необходимости, царящей в мире, была прогрессивным фактом.

Теория познания Демокрита  свидетельствует о больших успехах  материализма V в. до н. э. Так, в первоначальной форме Демокрит поставил уже вопрос о роли чувств как источнике знания и о значении теоретического мышления в познании природы.

Равным образом им была уже намечена в самом первоначальном виде проблема сущности и явления.

Демокрит утверждал, что "поистине" существуют только атомы  и пустота. Согласно Демокриту, атомам свойственны плотность, величина, неделимость, форма, движение в пространстве и  времени. Иначе обстоит дело с  цветом, вкусом, запахом, звуком, теплом и холодом, которые существуют лишь "в общем мнении" и не присущи атомам как таковым. "[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота".

Не следует думать, что  Демокрит абсолютно отрывал существование "в общем мнении" от существования "поистине". Наоборот, различные  ощущения цвета, запаха, вкуса, звука, тепла  и холода он объяснял воздействием атомов, составляющих познаваемые предметы, на атомы, составляющие познающий объект; причину разнообразия ощущений он видел  в разнообразии формы, величины, порядка  и расположения атомов, составляющих тела. Таким образом, качественное многообразие, по Демокриту, свойственно не атомам, а телам, состоящим из атомов. Однако несомненен известный разрыв в его учении между существованием "поистине" и существованием "в общем мнении". Эта сторона теории познания Демокрита обнаруживает в зародыше ту тенденцию, которая в процессе дальнейшего развития философии окончательно оформилась в учении Джона Локка о "первичных" и "вторичных качествах".

Началом знания Демокрит считал ощущения ("темное" познание). К  нему он относил зрение, слух, запах, вкус, осязание. Однако это "темное" познание, согласно его учению, не Может само по себе дать знания атомов и пустоты, для чего необходимо вмешательство более тонкого вида познания, а именно познания "истинного" - разума (теоретического мышления). Познание идет вглубь: через доступное чувственным восприятиям к доступному лишь мышлению.

Разум, по Демокриту, свои "доказательства" берет у ощущений, которые в  свою очередь возникают благодаря  воздействию на органы чувств объективно существующих атомов; с другой стороны, познание атомов осуществляется лишь при помощи разума; ощущения непосредственно свидетельствуют лишь о том, о чем возможно "общее мнение".

Утверждая, что "истина" - "в глубине", "в колодце", Демокрит отнюдь не отрицал возможности  познания объективной истины, как  не отрицал этого и Гераклит, учивший  о том, что "природа любит скрываться".

Составной частью теории познания Демокрита являлось его учение об "идолах" (образах). С поверхности  предметов, учил Демокрит, отделяются тончайшие истечения - их образы ("идолы" по-гречески), которые, воздействуя на воздух, находящийся перед глазами человека, позволяют последнему видеть эти предметы.

Материалистическое мировоззрение  Демокрита было направлено против религии  и мистики. Возникновение веры в  богов Демокрит объяснял при помощи своей теории образов: наблюдая грозные  явления природы - чудовищные образы, люди пришли к предположению, что существуют боги: "...Древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого - боги".

Как атеист и просветитель древнего мира, Демокрит отрицал "чудеса". Равным образом он выступал против всякого рода предзнаменований и  предсказаний. Солнечный бог греческой  религии -Солнце для Демокрита (как и для Анаксагора) - это раскаленная масса; амброзия ("пища богов") - это испарения.

Демокрит - выдающийся материалист древности, философ-естествоиспытатель и политический мыслитель - является классическим представителем единой, нерасчлененной науки древних греков.

В эллинистический период истории древнего мира материалистическая линия Демокрита в древнегреческой  философии была продолжена Эпикуром и его школой атомистического  материализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Материалисты Древней Греции - Эпикур.

 

Эпикур (ок. 341-ок. 270 гг. до п. э.) - самый выдающийся после Аристотеля представитель древнегреческой науки. Он был сыном афинянина-учителя, родился на острове Самосе; учился у одного из последователей Демокрита. В 306 г. до н. э. Эпикур поселился в Афинах и здесь основал одну из важнейших философских школ древнего мира - "Сад", новый центр античного материализма и атеизма.

Как и материалисты V в. до н. э., Эпикур, будучи идеологом античной демократии, считал высшей целью государства  обеспечение счастливой жизни для  его граждан (имея, конечно, в виду свободных, а не рабов).

Важнейший момент в социальном учении Эпикура - наивная своеобразная теория "общественного договора", рисующая его как передового политического теоретика древности.

"...У Эпикура, - отмечают Маркс и Энгельс, - впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей, на contrat social [общественном договоре].

Историческая роль Эпикура  в развитии древнегреческой науки  состояла прежде всего в том, что  он поставил своей основной задачей  защиту материализма и атеизма Демокрита  от реакционных нападок со стороны  мистиков и теологов и дальнейшее развитие материалистического миропонимания.

Материалистически решая  основной философский вопрос, Эпикур вслед за Демокритом основой всего  существующего считал неделимые  материальные частицы - атомы и пустоту. Все явления природы он объяснял различными сочетаниями атомов. Эпикур утверждал, что ничто не может произойти из ничего; всякое изменение в природе, равно как и всякое возникновение и гибель, есть лишь новое сочетание вечно существующих атомов. Прежде всего, говорит Эпикур, ничего не происходит из ничего; в противном случае все происходило бы из всего, т. е. была бы нарушена закономерность природы.

Эпикур сделал попытку  преодолеть историческую ограниченность демокритовского атомизма, оставившего  неясным вопрос о весе атомов, сводившего движение лишь к перемене места и  придавшего детерминизму фаталистическую  окраску. Считая, что атомы отличаются друг от друга своей величиной, формой и тяжестью (весом), Эпикур развил дальше учение Демокрита, что отметил Ф. Энгельс: "...Уже Эпикур приписывал атомам не только различия по величине и форме, но также и различия по весу, т. е., что Эпикур по-своему уже  знал атомный вес и атомный объем".

Эпикур утверждал, что  прямолинейное движение атомов (вследствие тяжести) сочетается со спонтанным (внутренне  обусловленным) их отклонением в  сторону, благодаря чему происходит их движение по кривым. Этот взгляд - существенная отличительная черта эпикуреизма в сравнении с демокритовским атомизмом.

На протяжении свыше двух тысячелетий реакционные идеологи эксплуататорских классов - идеалисты разных оттенков, мистики и схоласты, как с живым, боролись с Эпикуром, с особым ожесточением выступая против его учения о самопроизвольном, спонтанном отклонении атомов.

Резкость нападок идеалистов объясняется тем, что именно этот взгляд Эпикура был одним из главных  достижений древнегреческого материализма и атеизма; он укреплял позиции науки  в борьбе против реакционного учения о сверх природном, божественном двигателе. В учении Эпикура о спонтанном отклонении в наивной форме была выражена догадка древнего грека о внутреннем источнике движения материи, была сделана первоначальная, стихийно-диалектическая попытка преодолеть фаталистическую тенденцию детерминизма Демокрита и, исходя из основ его атомистического материализма, усовершенствовав его, нанести решающий удар идеализму и теологии платоников.

Информация о работе Материалисты Древней Греции - Гераклит, Демокрит и Эпикур