Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:11, реферат
Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции; философия Демокрита обозначила вершину древнегреческого материализма в период победы и укрепления рабовладельческой демократии; философия Эпикура была наиболее ценным достижением древнегреческого материализма периода эллинизма.
Введение……………………………………………………………………...........…3
Глава1. Материалисты Древней Греции - Гераклит ………………………….…..4
Глава 2. Материалисты Древней Греции - Демокрит……………………………..7
Глава 3. Материалисты Древней Греции - Эпикур………………………………..12
Приложение …………………………………………………………………………17
Список литературы……
Маркс впервые в своей докторской диссертации "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" указал на глубокое философское значение теории спонтанного отклонения.
В. И. Ленин в своем конспекте гегелевских лекций по истории философии также защищал учение Эпикура об отклонении атомов от извращения его идеалистом Гегелем: "Эпикур приписывает атомам "криволинейное" движение, это де "произвол и скука" у Эпикура - ((а "бог" у идеалистов???))! А электроны?
"Или же Эпикур отрицает
всякие понятия и всеобщее
как сущность"... хотя де его
же атомы "сами обладают
именно этой природой мыслей"..
Ленин указывает, что современное естествознание подкрепляет позиции Эпикура, борьба же Гегеля против Эпикура была реакционной "полемикой" идеалиста с естествознанием.
Эпикур увенчал древнегреческую науку физико-космологическим учением, подчеркивающим вечность и безграничность вселенной.
"... Вселенная всегда
была такой, какова она теперь,
и всегда будет такой, потому
что нет ничего, во что она
изменяется, ведь помимо вселенной
нет ничего, что могло бы войти
в нее и произвести изменение..
Внесение Эпикуром стихийно-диалектических
элементов в атомистическое учение
о движении сопровождалось повой
постановкой вопроса о
В этом вопросе, как и в других, Демокрит и Эпикур имели общего противника, отрицавшего причинную связь, необходимость явлений природы и учившего об их целесообразности. Этим противником был Платон вместе с его последователями.
Эпикур, будучи сторонником атомистического объяснения мира, преодолел в значительной степени фаталистическую ограниченность демокритовского детерминизма. Атомистическая концепция, учил Эпикур, вовсе не обозначает того, что человек есть игрушка судьбы.
"Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей; а мы будем повиноваться ей, необходимые желания, исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя".
Теория познания Эпикура представляла собой новое завоевание древнегреческой науки и была более совершенной, чем учение Демокрита.
Отвергнув мир идей Платона как мифологическую фантазию, достойную лишь осмеяния, Эпикур в своем учении о познании исходил, как из основного принципа, из признания материального мира, бытия вещей вне сознания человека.
Он утверждал: "Далее, вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде".
В этих словах Эпикура заключается в первоначальной форме правильное, материалистическое утверждение, что вне сознания людей существует материальный мир, отражаемый в их ощущениях, а затем в своей сущности познаваемый теоретическим мышлением.
Немудрено, что это материалистическое утверждение Эпикура вызвало резкие нападки со стороны идеалиста Гегеля, скравшего, по словам Ленина, "главное" в учении античного философа.
Как и Демокрит, Эпикур являлся эмпириком и сенсуалистом в теории познания.
Гегель утверждал, что якобы материалистический сенсуализм Эпикура приводит к уничтожению "необходимости понятий", к снижению философии до уровня обывательского здравого смысла. В ответ на это Ленин указал, что эпикуреизм - это прежде всего материалистическое учение об ощущениях как источнике знания, что значение теоретического мышления этим вовсе не принижается: ""Необходимость понятия" ни капли не "уничтожается" учением об источнике познания и понятия!!".
Эпикур подробно рассматривал вопрос о зависимости знания от ощущений: "... следует все наблюдать согласно с чувственными восприятиями [ощущениями] и, в частности, согласно с наличною возможностью постижения- посредством ума или какого бы то ни было орудия суждения, а равно согласно с имеющимися аффектами, -для того, чтобы мы имели что-нибудь такое, на основании чего могли бы судить и о предстоящем и о сокровенном".
Эпикур отрицал какое
бы то ни было божественное вмешательство
в развитие природы, в судьбы мира
и человека. Не устраняя целиком
образов богов греческой
Эпикур поднял на высшую ступень развития древнегреческий атеизм. Его учение о богах есть не что иное, как наивная гипотеза (в духе позднейшего учения Фейербаха), что религия основывается на абсолютизировании сущности человека.
Атеистическое учение Эпикура было выдвинуто им в острой полемике с платониками.
В своих этических воззрениях Эпикур опирался на атомистическое учение и сенсуалистическую теорию познания, ставя своей целью борьбу со страхом смерти и со страхом перед богами для того, чтобы люди могли свободно наслаждаться земной жизнью. "...Высказывания толпы о богах являются но естественными понятиями, но лживыми домыслами, согласно которым дурным людям боги посылают величайший вред, а хорошим-пользу".
В своей диссертации К. Маркс отметил значение Эпикура как величайшего греческого просветителя. В "Немецкой идеологии" К. Маркс и Ф. Энгельс подробно характеризуют исторические особенности эпикуровского атеизма.
"Эпикур... был подлинным
радикальным просветителем
Материалистически обоснованное устранение страха перед богами и перед смертью должно, по мысли Эпикура, лечь в основу мудрого наслаждения удовольствиями земной жизни. Эпикуровский эвдемонизм (учение о блаженстве, наслаждении как основе нравственности) отнюдь не был проповедью грубых чувственных наслаждений. Эпикур учил о подчинении чувственных удовольствий разуму. Удовольствие Эпикур рассматривал как отсутствие страдания, обусловленное познанием истины.
Мораль подлинного, исторического Эпикура не имеет ничего общего с той вульгаризацией эпикуреизма, которая сводила его содержание к плоскому гедонизму - к погоне за чувственными удовольствиями. Такое ложное представление об эпикурейской этике распространялось идеалистами и теологами для дискредитации материализма и атеизма Эпикура.
Действительной характерной чертой исторической ограниченности этики Эпикура было то, что высшим идеалом жизни для мудреца он считал "атараксию" (безмятежность). Он толковал ее в смысле безмятежности мудреца, познавшего истину, убежденного в материальности и смертности души и тем освободившегося от страха смерти. В индивидуализме и созерцательности эпикурейской морали выступает ее классовая сущность как идеологии рабовладельческого класса.
Прогрессивная историческая роль Эпикура состоит в развитии и обосновании "линии Демокрита" в древнегреческой философии, в борьбе против "линии Платона" - против идеализма и религии.
Последователи Эникура па
протяжении нескольких столетий истории
древнего мира защищали основные положения
материализма и атеизма в борьбе
против идеализма и религии, против
философских школ стоиков, скептиков
(древних агностиков), эклектиков, неоплатоников,
неопифагорейцев и других представителей
идеалистической философии
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложени
Приложени 3.
Список использованной литературы.
Информация о работе Материалисты Древней Греции - Гераклит, Демокрит и Эпикур