Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:14, реферат
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований.
О значимости евразийского движения говорит и то, что постоянную полемику с ним вели такие мыслители и писатели русского зарубежья, как Н. А. Бердяев, П. Н. Милюков, П. Б. Струве, В. В. Шульгин, И. А. Ильин, Д. В. Философов и др. Не остались без внимания первые работы евразийцев и в Советском Союзе. В 1929 г. Институт красной профессуры выпустил сборник работ под названием "Против новейшей критики марксизма", где была опубликована статья Н. Иванова (Омского) "Критика марксизма русскими эмигрантами", почти целиком посвященная евразийству, охарактеризованному автором как течение "наиболее правой части кочующей по Европе массы белой эмиграции, а также части наиболее реакционной профессуры, высланной из СССР".
Онтология – философское учение о бытии.
Принципы онтологии:
1. Единство материальных и
2. Единство объективного и
3. Единство природных и обществен
Категории онтологии:
1. Бытие и небытие.
Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия. Философия пытается прояснить вопрос о несомненном, истинном бытии, оставляя все преходящее на периферии своих рассуждений. За категорией бытия неотступно следует категория небытия. Наполнение этих категорий конкретным содержанием на протяжении более чем двухтысячелетней истории философии сопровождается многочисленными спорами. Категорию бытия и небытия впервые были предложены Элейской школой философии в V веке до н. э. Элейцы считали, что бытие – это то, что вечно и неподвижно, небытие – это то, что есть и чего уже нет. Платон: бытие – мир идей, небытие мир вещей. Гегель дал современные и общепризнанные определения этих понятий: бытие – то, что существует, небытие – то, что было и чего уже нет.
2. Бытие и становление.
Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть и что такое становиться? Становится ли бытие или оно пребывает в неизменности? Вопрос о соотношении бытия и становления требует прояснения смысла еще одной пары онтологических категорий: возможность и действительность.
3. Возможность и действительность
Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность - как актуальное бытие, определенная форма человеческого бытия (единство сущности и существования). Бытие имеет как актуальную, так потенциальную формы существования, которые охватываются понятием «реальность». Реальность - это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие, т.е. бытие во времени.
4. Материя и субстанция.
Субстанция – это не вещество, это определенное состояние явлений, которое характеризуется присущей только ему природой, соответствующей либо субстрату (физическим свойствам), либо отражению этого субстрата.
Классическое определение
Необходимым атрибутом материи является движение – любое взаимодействие, изменение, перемещение. Основными формами материи являются пространство и время.
Пространство – это
Время – это длительность процессов в их соотношении друг с другом.
В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм. Конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множествен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам или осуществляется произвольно и т.п. Проблема бытия то выходит на первый план философских размышлений, то на время уходит в тень, растворяясь в гносеологических, антропологических или аксиологических проблемах, однако вновь и вновь воспроизводится на новой основе и в иной интерпретации.
Субстанция (от лат. substantia-сущность) -
объективная реальность в аспекте
внутреннего единства всех форм ее
саморазвития, всего многообразия явлений
природы и истории, включая человека
и его сознание, и поэтому, это
фундаментальная категория
Античный философ Демокрит (ок.470 до н. э) все первоначало сводил к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь, состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Мир - это единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы, вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и абсолютной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Соединение атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Душа, согласно Демокриту тоже состоит из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось у него наравне с материальным - с единой субстанцией.
Античный философ Аристотель (384
- 322 до н. э), воззрения которого являют
собой грандиозную систему
Исходя во многом из учения Аристотеля Фома Аквинский (1225 - 1274) рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается, считал он, в единстве формы и материи. Материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, "чистая потенциальность", ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский делил сущее на субстанции и акциденции. Акциденции, т.е. атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время и пр) являются определениями субстанции.
В философии нового времени выделяются две линии анализа субстанции. Первая, связанная с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме английского философа Френсиса Бэкона (1561 - 1626) на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления субстанции с формой конкретных вещей.
Этой качественной трактовке субстанции противостоят рационалистические воззрения Рене Декарта (1596 - 1650). Субстанция является фундаментальным понятием его учения. Декарт твердо и ясно установил два принципа научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего духовного мира необходимо рассматривать исключительно сточки зрения ясного рассудочного самосознания. Мыслитель отвергал одушевленность животных: душа по Декарту, присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Причем субстанция характеризуется как вещь, но не в обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, которое самодостаточно в отличие, например от свойств, функций, отношений и т. п.
По сути, под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций - духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами - мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них. Так, впечатления, воображение, желание, чувства - это модусы мышления. А фигура, положение, движение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.
Т.о. духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики (например, "две величины равные третьей, равны между собой). Эти идеи есть истины как воплощение естественного света разума.
В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций. Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.
Противоречия дуализма в объяснении взаимоотношения субстанции были преодолены нидерландским философом Бенедиктом Спинозой (1632 - 1677) на основе пантеистического монизма: для него мышление и протяженность - не две субстанции, а два атрибута единой субстанции. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама через себя. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию.
Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается в каких - либо других причинах. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами - протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление - лишь частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы.
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1645 - 1716) в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых субстанций, обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью. Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы. Однако, Лейбниц "изъял" из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром.
Вторая линия анализа
Величайший философ Новейшего времени Иммануил Кант (1724 - 1804), развивая гносеологический анализ понятия субстанция, указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория субстанции, по Канту, - "... условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта... " Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.С. 297. . В отличие от недиалектического понимания субстанции как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал субстанцию как нечто внутренне изменчивое.
Этот подход был развит немецким философом Георгом Гегелем (1770 - 1831), который выделял внутреннюю противоречивость субстанции, ее саморазвитие. Однако диалектическая трактовка субстанции как субъекта, развертывающего свое содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него субстанция - ступень развития "идеи", а не бытия.
Для современной западной философии характерно негативное отношение к категории субстанции и ее роли в познании. В различных течениях неопозитивизма понятие субстанция рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий.
Французский мыслитель А. Бергсон (1859 - 1941), критикуя механицизм и догматический рационализм, утверждал, в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена "вверх", а материя "вниз". Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром "твердых тел", оказывает сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непосредственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой.
В лингвистической философии
Информация о работе Место философии в системе духовной культуры