Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:53, реферат
В последние годы активизируются усилия ученых, изучающих личность человека. Известны различные науки, которые предлагают свои подходы к изучению этого феномена, такие как социология, психология, биология, педагогика.…Но в них мы не найдем интегративного исследования личности, ее фундаментального определения, а поэтому возникает необходимость обращения к философии. Основными вопросами, на которые обращает внимание философия, являются вопросы о возможности построения единой науки о личности, о понятии личности. Нельзя сказать, что эти вопросы в философии стали разрабатываться только сейчас, так как только среди трудов отечественных авторов есть немало значимых работ о личности.
Введение 3
Философский принцип всеединства 3
Концепция личности В. С. Соловьева 3
Идея личности
Отношение личности человека к божественной личности
Жизнь личности
Теория личности П.А. Флоренского 3
Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности
Теория личности Л. П. Карсавина 3
Симфоническая личность
Единство личности как определение ее совершенства
Франк: всеединство как непостижимая тайна 3
Заключение 3
Контрольная работа по дисциплине
Философия
на тему: «Метафизика всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин)»
Содержание
Введение 3
Философский принцип всеединства 3
Концепция личности В. С. Соловьева 3
Идея личности
Отношение личности человека к божественной личности
Жизнь личности
Теория личности П.А. Флоренского 3
Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности
Теория личности Л. П. Карсавина 3
Симфоническая личность
Единство личности как определение ее совершенства
Франк: всеединство как непостижимая тайна 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Введение
В последние годы активизируются усилия
ученых, изучающих личность человека.
Известны различные науки, которые
предлагают свои подходы к изучению
этого феномена, такие как социология,
психология, биология, педагогика.…Но
в них мы не найдем интегративного
исследования личности, ее фундаментального
определения, а поэтому возникает
необходимость обращения к
Если же мы обратимся к культурной
сфере современного нам общества,
то увидим проявляющийся кризис нравственных
ценностей, ощущение дезориентации
в мировоззрении. Исходя из этого, повышается
роль философского осмысления происходящего
с точки зрения его влияния
на жизнь личности, а для этого
нужно знать, что вообще понимается
под термином «личность». В основу
ее положена задача - раскрыть понимание
личности с точки зрения метафизики
всеединства. В свою очередь, это
нужно, чтобы мы могли реконструировать
концепцию личности в традиции отечественной
философии и определить ее содержание.
Одновременно с общим для разных
исторических эпох представлением о
личности существует и такое ее понимание,
которое обусловлено духовными
условиями жизни людей в каждой
конкретной культуре. Воздействие этих
условий формирует конкретную нацию,
народ и своеобразные черты личности,
характерные для них. Так выявляется
различные ориентиры в
Как отмечалось ранее, все три философа являются представителями традиции метафизики всеединства. Соответственно, и личность они понимают на основании этого принципа.
Владимир Соловьев считается основателем
метафизики всеединства в русской
философии. И особенность его
подхода в том, что он использовал
этот принцип при построении всех
своих теорий – софиологии, гносеологии,
онтологии.…Рассмотрим его
П. Флоренский в своем учении добавляет к принципу всеединства идею конкретности. И само учение философ называет «философским символизмом» или «конкретной метафизикой». Любой акт познания автор трактовал как проявление бесконечного знания в бесконечном мире и как выражение конкретного единства субъекта и объекта знания. Результатом такого первичного единства является более значимое всеединство, которое состоит в том, что каждая ступень знания содержит в себе бесконечное содержание.
Наиболее значимой идеей конкретной метафизики Флоренского считается положение о личности, способной принять божественную энергию, которая более ценная и более высокая, чем энергия тварного бытия.
В свою очередь, новизна взглядов Л.П.
Карсавина состоит в положении,
что принцип всеединства
Человеческая личность, по Соловьеву, это социальный феномен; он подчинен внешним условиям, которые определяют личность в ее действиях и восприятиях. На основании этого можно было бы говорить о сходстве всех личностей, их тождественности. Но вместе с тем мы знаем, что каждая личность имеет в себе нечто особенное, что отличает ее от остальных. Этой внутренней особенностью и является идея личности, которая составляет ее сущность, индивидуальный характер. Именно она определяет существенные различия личностей и налагает свой отпечаток на все действия и восприятия. В процессе жизни задачей человеческой личности является осуществление и развитие этой идеи.
Идея у Соловьева
Самоопределение личности, в концепции В. Соловьева, рассматривается на основе представления о трех элементах бытия: во – первых, природа, наличная действительность, материал жизни сознания. Во – вторых, божественное начало как искомая цель и содержание. И третье – человеческая личность как субъект жизни. Эти элементы взаимосвязаны. Действие бога предполагает субъекта, который его воспринимает, то есть человека. Человеческая личность отлична от природы и ставит ее себе предметом, оказываясь, таким образом, чем – то большим природы, и власть природных начал над личностью лишь внешняя, она идет до тех пор, пока сам человек на опыте не убедиться, что у нее нет содержания как такового. Взаимодействие же божественного и природного идет в личности, так как она одновременно воспринимает вечную, божественную идею и живет во внешнем мире природы, то есть человеческая личность – это начало, поддерживающее органическую целостность божества и составляющее ее живое единство с физическим телом. По словам автора, в личности наличествует еще один момент, связующий два первых, это собственно человеческий элемент. Совместность этих трех элементов составляет действенную личность человека.
А божественной личность будет, либо когда два первых элемента в ней будут иметь одинаковую действительность, то есть внутренняя жизнь такой личности будет состоять в деятельном согласии природного начала с божественным, либо когда природное начало свободно подчинится божественному, а, следовательно, и достижение ее полноты обусловлено подчинением личности божественному. Для чего нужно признать бога как благо и высшее начало и подчинить в себе низшие начала, то есть в данном случае человеческое тело – божеству. В учении Соловьева есть еще один подход к пониманию божественной личности. Он заключается в том, что любая действительность предполагает действие, а оно – некоего реального субъекта, воспринимающего это действие. Таким образом, действительность бога основана на действии, а субъектом, который его воспринимает, является личность человека. То есть личность как явление эмпирического мира предполагает личность как существо, которое постигает божественную деятельность и в момент осознания этого сама становится божественной, чем совершенствует свое бытие.
В своей работе В. Соловьев особое
внимание уделяет рассмотрению того,
что влияет на формирование человеческой
личности, в результате чего она
становится именно такой. Жизнь личности
философ определяет как естественный,
материально обусловленный
Понятие «жизнь» наполняется у
Соловьева более глубоким содержанием,
когда выступает как история
и судьба личности, а, следовательно,
ее развитие в обществе, общественные
отношения, в процессе которых формируются
этические и нравственные ценности
личности. В своей теории В. Соловьев
считает такие общественные отношения
личности важным моментом ее определения.
Современники автора отмечали его недовольство
существующим положением в обществе.
И сам он писал, что «настоящее
состояние человечества не таково,
каким быть должно, значит для меня,
что оно должно быть изменено, преобразовано».
Исходя из этого, он и строил свое нравственное
учение, которое выражено в работе
«Оправдание добра», где он говорит
и о человеческой личности, и о
ее месте в обществе. Автор считал,
что причина такого общественного
положения в России, «ее немощь»
идет из слабого развития личности.
Следует отметить, что личность и
общество в его представлении
это понятия, которые соотносительны
логически и исторически. И рассматривать
их следует вместе. «Человеческая
личность, - по Соловьеву, - возможность
для осуществления
Как же осуществляется переход по
ступеням иерархии в обществе? И
что он означает для человеческой
личности? В особенности автора интересует
нравственное ее положение на каждой
новой ступени общества, так как
анализ этого вопроса важен для
понимания личности в целом. При
переходе общества на каждую новую
ступень в сознании личности возникает
вопрос: Остановиться ли на уже достигнутом,
или идти по пути развития дальше? То
есть речь идет не о выборе между
личностью и обществом, а об остановке
человеческой жизни на данной ступени
или о ее прогрессе. На основании
этого Соловьев называет людей, которые
выбрали путь дальнейшего совершенствования,
«носителями высшей лично – общественной
нравственности», так как они
способствуют и совершенствованию
всего человеческого общества. Взаимодействие
личности и общества начинается с
самого момента ее рождения, когда
личность «входит» в свою семью, где,
по словам Соловьева, она может полностью
реализовать свое нравственное развитие,
то есть семья – это такое
В исследовании личности Флоренский исходит из понимания теодицеи – оправдание бога. Вообще, в русской религиозной традиции 19 века этот термин обозначал идею блага и разумности божественного управления миром. В свою очередь Флоренский видел возможность полного осмысления данного термина в единстве двух путей познания. В – первых, это путь восхождения к богу через понимание назначения религии, то есть путь, который личность проходит в своем стремлении к богу и его благодати. Такое богооправдание названо теодицеей. Отсюда второй путь – антроподицеи, то есть идет оправдание человеческой личности через божественную благодать, посланную ей.
Оба этих явления соединяются в жизни личности, но Флоренский пытается рассмотреть их отдельно. Следует отметить метод Флоренского. Его теоретической основой была диалектика, то есть свободное творческое мышление, а не рассудочные определения.
Информация о работе Метафизика всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин