Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:53, реферат
В последние годы активизируются усилия ученых, изучающих личность человека. Известны различные науки, которые предлагают свои подходы к изучению этого феномена, такие как социология, психология, биология, педагогика.…Но в них мы не найдем интегративного исследования личности, ее фундаментального определения, а поэтому возникает необходимость обращения к философии. Основными вопросами, на которые обращает внимание философия, являются вопросы о возможности построения единой науки о личности, о понятии личности. Нельзя сказать, что эти вопросы в философии стали разрабатываться только сейчас, так как только среди трудов отечественных авторов есть немало значимых работ о личности.
Введение 3
Философский принцип всеединства 3
Концепция личности В. С. Соловьева 3
Идея личности
Отношение личности человека к божественной личности
Жизнь личности
Теория личности П.А. Флоренского 3
Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности
Теория личности Л. П. Карсавина 3
Симфоническая личность
Единство личности как определение ее совершенства
Франк: всеединство как непостижимая тайна 3
Заключение 3
Флоренский убежден в
Термин «богочеловек»
Флоренский определяет общество как
способность личности возвыситься
над условиями эмпирического
мира. Характеристикой личности является
способность переживать в процессе
деятельности, где появляется духовное
самосознание, само творчество. Сама возможность
теодицеи основана на реальном нисхождении
бога к человеку, но вместе с тем,
теодицея невозможна без антроподицеи,
так как восприятие личностью
божественного блага и спасение
не может произойти без
Таким образом, в контексте теодицеи
Флоренского проявляется
Важнейшей частью решения проблемы определения личности у Карсавина является его учение о симфонической личности, в котором также используется принцип всеединства. Описывая взаимодействие человека с окружающей природой, автор замечает в нем некое динамическое, подвижное единство. Оно «охватывает саму личность, окружающее ее бытие и всеединство». Так получается некое надындивидуальное образование, которое и названо «симфонической личностью». То есть ее можно проинтерпретировать как определенную область объединения всего в мире, но и как частное взаимодействие.
Такие симфонические личности, по
Карсавину, встречаются повсюду
в мире, они взаимодействуют друг
с другом, образуя иерархические
структуры. И все тварное бытие,
по выражению автора, тоже представляет
«иерархическое единство множества
симфонических личностей
Как уже отмечалось, новизной философии
Л. Карсавина является введенный
им принцип триединства. И на основании
этого он определяет личность как
единство, которое само воссоединяется
через само разъединение, то есть сначала
она является единством, затем разъединение
и разъединенность, а потом множественность
воссоединяется. Такая последовательность
личности, по Карсавину, есть проявление
ее динамики, первое, что мы в ней
усматриваем. Но в повседневном употреблении
под «разъединением» мы понимаем
своеобразное подгибание целого, то есть
постепенное отделение и
Исходя из чего, и сама личность представляет собой некую идею всеединства. Она проявляет себя в определенных состояниях, они названы автором «моментами» личности, которые в своем единстве дают целостное представление о ней. Личность – это все ее движение и как множество разделенных неподвижных, «покойных» или «стойких» моментов. Но все это множество в то же время есть единство личности, ее выражение. В каждом моменте осуществляется вся личность целиком. А, следовательно, в каждом моменте даны и остальные моменты личности, хотя он и отличен от них. Таким образом, каждый момент личности будет собою и в то же время выражением всех других моментов. Личность объединяет все свои моменты и не существует без них, но и они немыслимы без нее, так как они могут соотноситься только в чем – то, то есть в самой личности, и только в качестве ее могут быть активными. Чтобы стать моментами одной личности, они должны быть единством в ней и в качестве нее. Именно поэтому каждый человек осознает не только свое настоящее, но прошлую и будущую жизнь.
«Моменты личности характеризуются
тем, что во всеединстве своем, как
личность, не содержат общего, но являются
безусловным многообразием». В качестве
конкретного примера возьмем
ощущения. Они есть качествования
личности. Оно всеедино, то есть выражается
во множестве конкретных моментов.
Но, тем не менее, каждый такой момент
обладает нечто общим, чем отличает
ощущения вкуса от ощущения запаха.
Таким образом, каждое отдельное
ощущение или чувство есть момент
качествования личности, а общее
ее восприятие или общее представление
о конкретном предмете, есть всеединство
этих моментов, то есть их единство в
представлении данной личности. Исходя
из этого, личность есть всеединство
и безусловное многообразие, хотя
оно и осуществляет себя в отношении
качествований личности. В этом смысле
личность есть нечто абсолютно установленное,
не создаваемое другими
Карсавин тоже рассматривает отношение личности с другими людьми, т.е. её развитие в обществе. Она, как субъект развития, неотрывна от процесса развития в целом, не существует в отдельности от него. Поэтому он и назван не просто единым, а всеединым, то есть актуальное многоединство человеческих личностей в процессе их общественных отношений и развития. Но и сам субъект развития, сама личность предстает как всеединство моментов своего развития. Таким образом, истинный смысл общественной деятельности, по Карсавину, раскрывается как «актуализация всеединства в каждом моменте бытия». А, исходя из описанного ранее представления о бытии как симфонической личности, где любые сообщества людей воспринимаются так, можно заключить, что исследование процесса общественных отношений означает определение, какие симфонические личности участвуют в нем и как они себя актуализируют.
Франк пришел к философии всеединства, преодолев на своем пути соблазн ветхозаветного родового избранничества, традиционное для русского интеллигентского сознания искушение народнической идеологией и отдав дань марксизму. Идейными истоками нового направления мысли стали труды "отцов" “идеалистического реализма”, начиная, как свидетельствует сам Франк, с Плотина, Дионисия Ареопагита, Августина вплоть до Баадера и Владимира Соловьева. Отталкиваясь от рационалистического пантеизма Спинозы и идеалистического реализма В.Соловьева, Франк приходит к следующему определению всеединства, как основополагающего понятия своей системы: "Бытие есть всеединство, в котором все частное есть и мыслимо именно только через свою связь с чем-либо другим - в конечном счете, со всем иным. В этом отношении даже понятие Бога составляет лишь мнимое исключение; и Бог, строго и точно говоря, не обладает тем признаком, который схоластика обозначила словом aseitas, т.е. не есть ens a se (от-себя-бытие) потому, что он мыслится "первоосновой", "творцом", "вседержителем" мира и вообще всего остального, он не мыслим без отношения к тому, что есть его "творение"].
Всеединство, будучи абсолютной реальностью, является познающему и действующему субъекту в форме монодуализма: оно определенно и неопределенно, конечно и бесконечно, познаваемо и непостижимо, что обусловлено не ограниченностью нашего познания, а является субстанциальным основанием самого бытия. Это и определяет его непостижимость. Это положение Франк определяет следующим образом: "Всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное, чем все, что мы о нем знаем и за что его принимаем, - более того, есть нечто большее и иное, чем все, что мы когда-либо сможем о нем узнать; а что оно подлинно есть во всей своей полноте и глубине - это и остается для нас непостижимым".
При этом, подчеркивает он, бытие как целое непостижимо, потому что оно не только есть, но и делается, как бы непрерывно творит само себя: оно растет, изменяется, формируется. И это потому, что в его последней основе лежит потенциальность, возможность и способность стать тем, что оно еще не есть. В этом, согласно Франку, заключается свобода всех проявлений всеединства, но вместе с тем и его непостижимость.
Данное определение
Большое внимание в своей философской
системе Франк уделяет
Более того, пророчески утверждает мыслитель, именно крушение социализма образует какой-то поворотный пункт в духовной жизни человечества. В такие переломные эпохи особенно важно ясное осознание смысла человеческого существования, его исторических закономерностей и ценностных ориентиров.
"Как социальная философия
есть познание вечного в
Такое понимание содержания и задач философии истории, считает Франк, исключает надобность в поисках "начал" и "концов" истории, интерпретации ее как движения к конечной цели, пусть и задаваемой некоторым идеалом, ибо любые определения конечной цели исторических перемен таят в себе опасность произвольной фантазии и сопряжены с искажением мировой исторической перспективы. Предположение, что человечество действительно идет к определенной конечной цели, лишает исторический процесс своего самодовлеющего значения. В результате все упования и подвиги, жертвы и страдания, культурные и общественные достижения прошедших поколений превращаются в простое удобрение, нужное для урожая будущего, который пойдет на пользу последних, единственных избранников мировой истории.
"Если история вообще имеет
смысл, то он возможен, лишь, если
каждая эпоха и каждое
Информация о работе Метафизика всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин