Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:12, реферат
Рене Декарта (1596—1650), как и Фрэнсиса Бэкона, считают основателем современной философии. В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Основной задачей философии он считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой. И так же, как Бэкон, Декарт полагал, необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить принципиально иную.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Жизненный путь Р. Декарта…….......……………………………...6
1.1. История жизни и творчества Рене Декарта..........……………..6
Глава 2. Философия Р. Декарта……..………………………………...……..8
2.1. Рассуждение о метод...……..…………………………….……...8
2.2. Соображение, касающееся наук…..…………...………..............9
2.3. Рационализм и субъективизм……….…….…………..………..10
2.4. Дуалистическая философия……………………………. ……...15
2.5. Доводы, касающиеся существования бога и бессмертия души, или основания метафизики…………..…………….………......16
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………….........21
Словарь………………………………………………………………………..23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
Тема: «Метод мышления Рене Декарта».
Выполнил(а): студент(ка) группы ИД-217
Козина Е.А.
Проверил(а): доцент кафедры философии:
Копалова Л.Г.
Екатеринбург
2011
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Жизненный путь Р.
Декарта…….......……………………………...
Глава 2. Философия Р. Декарта……..………………………………...……..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Словарь……………………………………………………………
Введение.
Рене Декарта (1596—1650), как и Фрэнсиса Бэкона, считают основателем современной философии. В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Основной задачей философии он считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой. И так же, как Бэкон, Декарт полагал, необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить принципиально иную.
Однако неправильно
было бы думать, что в своей
критике традиционной
Подход Декарта к философской проблематике несколько иной, чем у Бэкона. Декарт очень силен в математике, не в последнюю очередь именно отсюда, надо полагать, развивается у него склонность к обобщениям максимально универсального философского характера. Он сравнивает философию с корневой системой древа науки, стволом которой является физика, а ветвями – прикладные науки. Так же если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Т. Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то Декарт, напротив, поставил на первое место разум, сведя роль эксперимента (опыта) к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма*, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.
Рене Декарт - первый человек
больших философских
*Рационализм – (от лат. ratio - разум) философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
Глава 1. Жизненный путь Р. Декарта.
Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) 31 марта 1596г. Его отец владел небольшим участком земли. Когда Декарт получил наследство, он продал землю, а деньги положил в банк, получая доход в размере шести или семи тысяч франков в год. С 1604 по 1612 год он воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш, что, по-видимому, дало ему более основательные познания в современной математике, чем он мог бы получить их в большинстве университетов того времени. В 1612 году он переехал в Париж, но, устав от светской жизни, поселился в уединении в предместье Сен-Жермен и здесь занялся геометрией. Однако друзья нашли его и там, поэтому, чтобы обеспечить себе надежное спокойствие, он записался в голландскую армию (1617). А так как в Голландии временно наступил мир, он, по-видимому, мог спокойно предаваться размышлениям в течение почти двух лет. Однако начало тридцатилетней войны побудило его вступить в баварскую армию (1619). Здесь, в Баварии, зимой 1619/20 года с ним произошло то, что он описывает в “Рассуждении о методе". Поскольку погода была холодной, утром он залез в печь и, размышляя, просидел там весь день. Декарт говорит, что это была именно печь (poele), но большинство комментаторов считает это невозможным. Однако те, которые знают старомодные баварские дома, уверяют, что это вполне вероятно. По его собственному мнению, его философия была наполовину закончена, когда он оттуда вылез, но понимать это слишком буквально нельзя. Сократ обычно размышлял целый день на снегу, но мозг Декарта успешно работал только тогда, когда Декарт находился в тепле.
В 1621 году он ушел из армии, и после посещения Италии обосновался в Париже в 1625 году. Но друзья снова посещают его, обычно в то время, когда он ещё спит (а он редко вставал раньше полудня), так что в 1628 году он присоединился к армии, которая осаждала Ла Рошель — крепость гугенотов. Когда же это событие закончилось, он решил поселиться в Голландии, вероятно для того, чтобы избежать опасности преследования. Он был робким человеком, исполнительным католиком, но разделял еретические взгляды Галилея. Некоторые считали, что он слышал о первом (секретном) осуждении Галилея, которое состоялось в 1616 году. Возможно, это и могло быть, так как он решил не публиковать свою большую книгу “Трактат о свете", над которой работал. Причиной было то, что она содержала две еретические доктрины: о вращении Земли и о бесконечности Вселенной. (Эта книга никогда не была опубликована полностью, а фрагменты из нее были опубликованы после его смерти.)
Даже в Голландии он
был объектом досадных нападок, и
не только со стороны римской церкви,
но и со стороны протестантских фанатиков.
Говорили, что его взгляды приводят
к атеизму, и его преследовали
бы, если бы не вмешательство французского
посла и принца Оранского. Это
выступление против него окончилось
неудачно; другое выступление, менее
существенное, было сделано несколько
лет спустя администрацией Лейденского
университета, запретившей всякое упоминание
о нем, благоприятное или
Через Шаню, французского посла в Стокгольме, Декарт вступил в переписку с королевой Христиной Шведской, пылкой и ученой дамой, которая думала, что она, как королева, имеет право отнимать время у великого человека. Он послал ей трактат о любви, о предмете, которым он до сих пор как-то пренебрегал. Он послал ей также работу о страстях души, которую первоначально сочинил для принцессы Елизаветы, дочери курфюрста Пфальцграфского. Эти рукописи побудили её пригласить его к своему двору; наконец он согласился, и она послала за ним военный корабль (сентябрь 1649 года). Далее выяснилось, что она хотела брать у него ежедневные уроки, но не могла выбрать свободного времени, за исключением 5 часов утра. Этот непривычный для него ранний подъем в холодную скандинавскую зиму был отнюдь не приятным занятием для изнеженного человека. Кроме того, Шаню опасно заболел, и Декарт ухаживал за ним. Посол поправился, но Декарт заболел и умер в феврале 1650 года.
Декарт никогда не был
женат, но у него была внебрачная дочь,
которая умерла в возрасте пяти лет;
это было, говорил он, величайшим
огорчением его жизни. Декарт всегда
был хорошо одет и носил шпагу.
Он не был трудолюбивым, работал
он всего в течение нескольких
часов в день, читал мало. Когда
он уехал в Голландию, то взял с
собой немного книг, но среди них
Библию и сочинения Фомы Аквинского.
Его труды, по-видимому, были написаны
с большим напряжением сил, в
течение коротких периодов, но, возможно,
он делал вид, что работает меньше,
чем работал в
Книга, в которой он излагает
большинство своих научных
Глава 2. Философия Р. Декарта.
В 1633-1637гг. Рене Декарт объединил занятия метафизикой и научные исследования в свой знаменитый научный труд «Рассуждение о методе»; эта работа послужила введением к трем научным сочинениям, в которых Декарт обобщил результаты своих исследований: «Диоптрика», «Метеоры», «Геометрия». Он счел важным доказать объективный характер знания и указать правила, которым надо следовать, чтобы достичь объективности.
Полное название научного труда - "Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках". Эта работа, изящная по стилю, написанная точным языком, изобилует замечаниями, в которых запечатлелся богатый жизненный опыт автора, знание общества, людей и их поведения. "Рассуждение" сжато и выразительно излагает историю научного развития философа, принципы и метод его учения. Эта работа состоит из шести частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй — основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые из правил морали, извлеченных автором из этого метода; в четвертой — доводы, с помощью которых он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в последней — указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать.
2.2. Соображение, касающееся наук.
В начале первой части Декарт говорит, что здравомыслие в людях распределено примерно справедливо и каждый может отделять истину от заблуждений. Различие людей состоит в том, как они направляют свои мысли. "Однако не побоюсь сказать, что, по моему мнению, я имел счастье в юности ступить на такие пути, которые привели меня к соображениям и правилам, позволившим мне составить метод, с помощью которого я могу, как мне кажется, постепенно усовершенствовать мои знания и довести их мало-помалу до высшей степени, которой позволяет достигнуть посредственность моего ума и краткий срок жизни" - говорит Декарт о методе, который он открыл, находясь в Германии. Однако Декарт не намеревается научить кого- либо своему методу, а лишь показывает каким образом он направляет свой собственный разум. Он предлагает читателю называть "Рассуждения о методе" рассказом, и если угодно, вымыслом, но при этом надеется, что для кого-нибудь эта работа окажется полезной. Рассказывая о своем образовании, Декарт признается в своей любви к математике: "Особенно мне математика из-за достоверности и очевидности своих доводов". В других науках Декарт не видит этой достоверности и очевидности. "О философии скажу одно: видя, что в течение многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров. А так как все остальные науки того времени базировались на философии, то по мнению Декарта на столь слабых основаниях нельзя построить ничего прочного. Тем не менее, он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь предлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобретённый Декартом.