Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:12, реферат
Рене Декарта (1596—1650), как и Фрэнсиса Бэкона, считают основателем современной философии. В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Основной задачей философии он считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой. И так же, как Бэкон, Декарт полагал, необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить принципиально иную.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Жизненный путь Р. Декарта…….......……………………………...6
1.1. История жизни и творчества Рене Декарта..........……………..6
Глава 2. Философия Р. Декарта……..………………………………...……..8
2.1. Рассуждение о метод...……..…………………………….……...8
2.2. Соображение, касающееся наук…..…………...………..............9
2.3. Рационализм и субъективизм……….…….…………..………..10
2.4. Дуалистическая философия……………………………. ……...15
2.5. Доводы, касающиеся существования бога и бессмертия души, или основания метафизики…………..…………….………......16
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………….........21
Словарь………………………………………………………………………..23
Так же, как и Бэкон, Декарт пытался убрать препятствия на пути объективно достоверного познания. У Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждений: первая и самая основная причина заблуждений – предубеждения нашего детства; вторая – неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений; третья причина – трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения; четвертая – дезориентирующая сила слов, часто не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.
Философская проницательность Декарта требует от него, прежде всего, обоснования достоверности знания. Ему известны доводы скептиков на этот счет. Сам Декарт стремится использовать сильные стороны скептицизма, поэтому он считает, что методическое сомнение является эффективным приемом в научных исследованиях. Впрочем, он не останавливается на методическом сомнении и ищет основания достоверности знания. Утверждение Бэкона о достоверной силе эксперимента Декарта – в силу указывавших сомнений - не подходит. Искать надо не в области эксперимента, а где-то в другом месте. Декарт находит его: это область человеческого интеллекта, то есть ум человека, человеческий разум. Но прежде чем обратиться к интеллекту существует настоятельная философская необходимость обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое картезианское*: «Я мыслю, следовательно, существую». Основание всякой достоверности суждений – наличие размышляющего субъекта. Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени – размышляющий субъект. Таким образом, философия Нового времени от принципа абсолютной личности средних веков и принципа чувственно-материальной личности Ренессанса пришла к концепции человека разумеющего.
*Картезианское – от латинизированного имени Декарта – Картезий.
Итак, началом картезианской философии является данная новая концепция. Даже скептик должен признать факт бытия себя как человека разумеющего. В самом субъекте объектом достоверности является ум. Но ум должен быть ясный, отчетливый и внимательный, умеющий проходить все ступени непрерывной дедукции. Особое внимание у субъекта должно быть уделено исходному пункту дедукции – интеллектуальной интуиции.
Это понятие стало важнейшим в методологии и гносеологии Декарта, а так же и главным принципом рационализма. Конечно же, в правомерности такой интуиции приходится сомневаться, но содержательность интуиции, её достоверность выясняется в процессе успешно осуществляемой дедукции (движения человеческого мышления от общего к частному) и использования соответствующего знания на практике и в эксперименте. Метод Декарта (рационалистический метод) включает в себя 4 основных правила:
Это правило также можно
считать главной предпосылкой для
использования следующих
Абсолютизировав роль дедукции, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире. Он исходил из факта существования мысли и приходил к признанию существования человека, его телесности, а затем и реальности всего физического мира. Не отрицая полностью значения данных чувств и опыта в познании, он усматривал в них лишь дополнительный способ подтверждения знаний, полученных главным образом путем знания и дедукции.
Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу эпоху.
В отличие от Ф. Бэкона, который
в «Новом Органоне» считал индукцию
(в современных терминах можно
сказать «эмпирическую
Следует отметить, что
принцип сомнения применялся
в философии и до Декарта
в античном скептицизме, в
Рационалистический постулат "Cogito ergo sum" является основой единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств - с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развивается, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности.
Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии центральное место отводилась учению о бытии - онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании – гносеология.
Бэкон и Декарт положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Субъект - это носитель познавательного действия, объект - это то, на что направлено это действие. Субъектом в системе Декарта является мыслящая субстанция - мыслящее «я». Однако Декарт сознавал, что «Я» как особой мыслящей субстанции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии - онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же - создатель человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантирована у Декарта существованием Бога - совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Таким образом, самосознание субъекта у Декарта не замкнуто на себе; а разомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческом мышления. С признанием бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. Вообще же, в познавательной деятельности Декарт рассматривал три класса идей, неодинаковых по своей роли:
К последней разновидности Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей.
Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.
Так же на основании принципа "мыслю, следовательно, существую" Декарт развивает учение о субстанциях, без которого невозможным было бы применение его метода к познанию природы.
В истории философии Нового времени Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Выделив ум человека, и обособив его от всего телесного, Декарт постулирует наличие двух субстанций: материальной (телесной) и духовной. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных начал. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независимые друг от друга части, определив каждую из них как самостоятельную субстанцию. Неотъемлемым свойством, или атрибутом, материальной, телесной субстанции он считал протяженность, атрибутом духовной – мышление.
Согласно учению Декарта,
человек представляет собой лишь
механическое соединение духовной и
материальной субстанций, души и тела.
Движения человеческого зависят
от его тела, а мысли связаны
лишь с душой. Существующие две независимые
друг от друга самостоятельные
В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движения, пытается с механических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает все, что имеет объем, занимает определенную часть пространства. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, фигурой, направлением механического движения. Декарт лишил материю качественного многообразия, сведя все многообразие движения материи лишь к механическому движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т.п. он считал не качествами предметов, а только человеческими ощущениями. Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании – это своего рода машины.
Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции – телесная и духовная, и еще в том, что у человека имеются врожденные идеи, а у животного они отсутствуют.
Прежде всего, отметим, что большая часть традиционного знании имеет в основы чувственный опыт. Однако Декарт не считает, что знание, полученное таким путем, является бесспорным. Он говорит: "поскольку чувства иногда нас обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется нашим чувствам". Таким образом, Декарт склоняется к мысли "об иллюзорности всего на свете при этом необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий существовал". Продолжая свои рассуждения, он пишет: "Я заметил, что истина Я мыслю, следовательно, я существую (kogito ergo sum) столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять за пеpвый пpинцип искомой мной философии". Затем Декарт, следуя своему методу, говорит: "внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, не места, где бы я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствие этого я не существую, напротив, из того, что я сомневался в истинности других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую". Дальнейшие рассуждения философа сводятся к следующему: Я человек - субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть какой есть, совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы не было тела то душа не перестала быть тем, что она есть - душа есть мышление. Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек - это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, поскольку излишне доказывать: чтобы мыслить, нужно существовать.
Прежде чем
перейти к вопросу