Метод мышления Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Рене Декарта (1596—1650), как и Фрэнсиса Бэкона, считают основателем современной философии. В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Основной задачей философии он считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой. И так же, как Бэкон, Декарт полагал, необходимым пересмотреть всю прежнюю философию и построить принципиально иную.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Жизненный путь Р. Декарта…….......……………………………...6
1.1. История жизни и творчества Рене Декарта..........……………..6
Глава 2. Философия Р. Декарта……..………………………………...……..8
2.1. Рассуждение о метод...……..…………………………….……...8
2.2. Соображение, касающееся наук…..…………...………..............9
2.3. Рационализм и субъективизм……….…….…………..………..10
2.4. Дуалистическая философия……………………………. ……...15
2.5. Доводы, касающиеся существования бога и бессмертия души, или основания метафизики…………..…………….………......16
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………….........21
Словарь………………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 59.09 Кб (Скачать файл)

     Существование  бога   Декарт,   выводит   из первого   принципа   своей философии.  Если  я сомневаюсь,  значит, я не совершенен.  Но  тогда откуда берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, присутствующий во мне, не я сам,  несовершенный и конечный,  и никакое существо,  также ограниченное.  Тогда эта мысль должна    происходить    от    другого    более совершенного и бесконечного  существа  -  Бога. Эта идея  вложена богом.  Приняв  во внимание отличие разумной природы  от  телесной,  Декарт говорит:  "познав  отчетливо,  что  разумная природа  во  мне   отлична   от   телесной,   и сообразив,      что      всякое      соединение свидетельствует о  зависимости,  а  зависимость, очевидно,   является   недостатком,  я  заключил отсюда,  что состоять из двух  природ  было  бы несовершенно для Бога,  и, следовательно,  он не состоит из них".  Таким образом,  бог является духовным началом.

      Причиной, по которой многие убеждены,  что трудно  познать бога или  даже собственную душу, является,  по  мнению  Декарта,  то,  что   люди никогда  не  поднимаются  выше того,  что может быть  познано  чувствами.  Нельзя  пользоваться воображением и чувствами для понимания сущности Бога.

     С огромной   верой   в   человека   и   его познавательные возможности  Декарт  переходит  к познанию  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подведем итоги.  Приведем основные черты философии Декарта:

    1. Постулирование исходным пунктом философии реальности мыслящего субъекта.
    2. Принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция.
    3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.
    4. Восхождение от простого к сложному.
    5. Поиск рационального порядка во всем.
    6. Развитие концепции врожденных идей.

Декарт, философ и ученый, стал самым влиятельным мыслителем в XVII в. Как уже отмечалось, в 40-х  годах учение Декарта получило значительное распространение в нидерландских  университетах. После его смерти влияние картезианства усилилось  — не только во Франции, но и в  других странах Западной Европы, несмотря на то, что в 1663 г. все произведения философа были внесены в папский  «Индекс запрещенных книг», а  в 1671 г. указом Людовика XIV учение Декарта  было запрещено преподавать в  учебных заведениях Франции. В соответствии с различными сторонами картезианства  его влияние проявилось в произведениях  различных философов.

Рационалистический метод  Декарта получил систематическую  разработку в книге его последователей и друзей Паскаля, Арно и Николя «Логика или искусство мыслить» (1662: так называемая «Логика Пор-Рояля»). Логика, приближенная к математике, трактовалась здесь как наука обретения новых истин в исследовании реальной природы. Отказавшись от тонкостей традиционной формальной логики, авторы «Логики Пор-Рояля» видели главную цель логики в строгом формулировании суждений. Наибольшее влияние Декарта проявилось в данном произведении во введении учения о методе как самого важного раздела логики. Четыре правила метода Декарта были осмыслены здесь как методы анализа и синтеза. Первый из них трактуется как метод открытия новых положений путем внимательного наблюдения и анатомирования вещей и явлений, благодаря чему достигаются простые и ясные истины, совершенно отличные от неопределенности и темноты схоластических универсалий. Большее, однако, значение авторы «Логики Пор-Рояля» придавали синтетическому (или теоретическому) методу, посредством которого осуществляется переход от наиболее общего и простого к менее общему и сложному. В контексте учения о методе сформулированы правила для определений, аксиом и доказательств.

    Если собственно  научная сторона картезианства  еще при жизни его основателя  завоевала много сторонников  в Утрехтском, Лейденском и других университетах Нидерландов, то общий дух его рационализма и положения метафизики оказали воздействие на некоторых протестантских теологов. Во Франции в кругах янсенистов — полупротестантского движения в католицизме, возрождавшее по идеи Августина,— картезианство тоже стало влиятельной доктриной.

         Таким образом, учение Декарта  оставило яркий след в истории  философской мысли и оказало  серьезное влияние на развитее науки эпохи нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Западная   философия от   истоков до наших дней. Том 3. Новое время. Дж.  Реале,  Д. Антисери. -ТОО ТК "Петрополис", 1996
  2. История философии в кратком изложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.: Мысль, 1991.
  3. Философия. Канке В.А. 2 изд. М.: ВЛАДОС, 1997.
  4. Философия. Под ред. Л.А.Никитич. М.:Юнити-ДАНА, 2000.
  5. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова - 4-е изд. – М.: Издательство политической литературы, 1981.
  6. Философия (конспект лекций). Якушев А. В.— М.: Приор-издат, 2004. 
  7. Правила для руководства ума. Р. Декарт/Пер. М.А. Гарнцева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь:

Бытие – субстанция, а конкретные вещи  - это модусы субстанции.

Дедукция – процесс выведения знаний из некоторых обобщенных посылок (от общего к частному).

Идеализм – позиция, утверждающая, что первичным началом в мире является идеальное (дух, Бог, абсолютная идея).

Идолы - искажающие факторы, существующие в сознании.

Индукция – процесс обобщения, основанный на конечном множестве данных, результатом которых является общий вывод(от частного к общему движению).

Материализм – позиция, утверждающая, что первичным началом в мире является материальное начало (материя, вещество, природа).

Метод – способ  познания или деятельности.

Методология – учение о методах, методы есть частные, общие и всеобщие.

Модусы - свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов). (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Монады – мельчайшие частицы, вечные и неизменные, составляющие гармоническое и мировое начало, которое является сутью вещей.

Познание – это полезная общественно - историческая деятельность людей, содержания которой является получение истинного адекватного отражения реальности.

Рационализм – это позиция, утверждающая исключительную и ведущую роль мышления в получении понятий нового познания.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

Учение о врожденных идеях - Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные идеи могут быть двух видов:

• понятия;

• суждения.

Примером могут служить  следующие:

• врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.;

• врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Эмпиризм – это философская концепция, утверждающая, что в мышлении важнейшим являются чувственные данные.

 


Информация о работе Метод мышления Рене Декарта