Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

17 в. - это новый период в развитии философии, период Нового времени. Особенностью этого периода является упрочнение буржуазии, что приводит к изменению в сознании людей. Человек становится менее духовным, он все больше устремлен повысить свой уровень комфорта.
Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку.

Содержание работы

Глава 1. Фрэнсис Бэкон и его основные идеи...........................................................4
1.1. Биография Фрэнсиса Бэкона...............................................................................4
1.2. Руководящая идея бэконовской философии......................................................5
Глава 2. Взгляды Фрэнсиса Бэкона…………………………………………...…….5
2.1. Великое восстановление наук», задуманное Ф. Бэконом, классификация научного знания……………………………………………………………………...6
2.2. Разделение наук....................................................................................................7
2.3. Недостатки взглядов Фрэнсиса Бэкона..............................................................9
2.4. Обоснование эмпирического метода, теория индукции и анализ фактов, затрудняющих чувственное познание.....................................................................13
2.5. Эмпирический метод и теория индукции........................................................

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 71.05 Кб (Скачать файл)

 

Реферат по философии

на  тему

«Метод  научного познания Ф. Бэкона и его  значение для развития науки»

 

 

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Фрэнсис Бэкон и его  основные идеи...........................................................4

1.1. Биография Фрэнсиса Бэкона...............................................................................4

1.2. Руководящая идея бэконовской  философии......................................................5

Глава 2. Взгляды Фрэнсиса Бэкона…………………………………………...…….5

2.1.  Великое восстановление  наук», задуманное Ф. Бэконом,  классификация научного знания……………………………………………………………………...6

2.2. Разделение наук....................................................................................................7

2.3. Недостатки взглядов Фрэнсиса  Бэкона..............................................................9

2.4.  Обоснование эмпирического  метода, теория индукции и анализ  фактов, затрудняющих чувственное  познание.....................................................................13

2.5. Эмпирический метод и теория  индукции........................................................19

Заключение.................................................................................................................25

Список используемой литературы...........................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     17 в. - это новый период в развитии философии, период Нового времени. Особенностью этого периода является упрочнение буржуазии, что приводит к изменению в сознании людей. Человек становится менее духовным, он все больше устремлен повысить свой уровень комфорта.  
Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Фрэнсис Бэкон и его основные идеи.

1.1. Биография Фрэнсиса Бекона.

 

  «Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 г. Его отец, сэр Николае Бэкон, служил лордом-хранителем печати при королеве Елизавете, и потому Фрэнсис еще мальчиком был представлен ко двору. В возрасте 12 лет он поступил в Кембриджский университет; посещал занятия в колледже св. Троицы до 1575 г. Поскольку для политической карьеры были необходимы юридические знания, в июне 1575 г. Бэкон поступает в лондонскую - школу юриспруденции, готовившую юрисконсультов и адвокатов. В 1579 г. он возвращается в Лондон из-за смерти отца. Несмотря на кипучую деятельность, в период правления Елизаветы продвинуться в политической карьере не удалось. В 1584 г. он избран в палату общин, где оставался в течение почти двадцати лет. На период между 1592 и 1601 гг. приходится дружба с Робером Девере, вторым графом Эссекса, покровителем Бэкона. Дружбу ждал трагический финал: граф Эссекс был обвинен в измене, и Бэкон, в качестве юрисконсульта королевского двора, поддержал обвинение. Граф, бывший фаворит королевы, приговорен к смерти и казнен.

   Тем временем в 1603 г.  на трон взошел Яков I - филантроп  и интеллектуал. При Якове I Бэкон  стал быстро подниматься по  политической лестнице: генеральный  адвокат в 1607 г., главный прокурор  Королевского двора в 1613 г., лорд-хранитель  печати в 1617 г., лорд-канцлер в  1618 г. В том же году Бэкон  получает от короля титул барона  Веруламского, а три года спустя - виконта Сент-Албанского. Несмотря  на плотную занятость и активную  политическую деятельность, Бэкон  не оставлял и занятий наукой: в 1620 г. он опубликовал свой  наиболее известный труд "Новый  Органон", который, по замыслу  автора, должен был заменить "Органон  " Аристотеля и задуманный как  вторая часть труда “Великое  восстановление наук”. Работа  рассматривалась как вторая часть  обширного энциклопедического проекта  "Великого восстановления наук". В 1620 г. опубликованы также  помимо "Нового Органона" введение  и общий план этого проекта.

1620 г. ознаменован выходом в  свет “Нового органона”, задуманного  как вторая часть труда “Великое  восстановление наук”. В 1623 г.  выходит в свет обширное произведение “О достоинстве и приумножении наук” - первая часть “Великого восстановления наук”.

  Однако в 1621 г. карьера  Бэкона неожиданно прервалась, а  репутация безнадежно скомпрометирована:  весной этого года Бэкон обвинен  в коррупции палатой лордов. Высокий  Суд постановил: 1) лорд-виконт Сент-Албанский,  лорд-канцлер Англии, должен уплатить  в качестве наказания штраф  в размере 40 тысяч стерлингов; 2) он должен быть заключен в  Тауэр на срок, угодный королю; 3) ему навсегда запрещено  заниматься  любой государственной деятельностью; 4) он навсегда лишается места  в Парламенте, и ему запрещено  приближаться ко Двору". Несмотря  на строгость решения, тюремное  заключение в Тауэре продлилось  всего несколько дней, штраф также  прощен королем. Бэкон смог  продолжить свои занятия наукой, но с карьерой было навсегда  покончено.Фрэнсис Бэкон умер 9 апреля 1626 г.1»

 

1.2. Руководящая идея бэконовской  философии.

 

 «Деятельность Бэкона как  мыслителя и писателя была  направлена на пропаганду науки,  на указание ее первостепенного  значения в жизни человечества, на выработку нового целостного  взгляда на ее строение, классификацию,  цели и методы исследования. Он  занимался наукой ее лорд-канцлер,  разрабатывая ее общую стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будущем обществе. Идея Великого Восстановления Наук пронизывала его философские сочинения,провозглашалась им с многозначительностью,афористичной проникновенностьюя.завидной настойчивостью и энтузиазмом.

   Нет, в науку следует  идти не ради забавного времяпрепровождения,  не ради любви к дискуссиям, не ради того, чтобы высокомерно  презирать других, не из-за корыстных  интересов и не для того, чтобы  прославить свое имя или упрочить  свое положение. В отличие от  античных и средневековых ценностей  Бэкон утверждает новую ценность  науки. Она не может быть  целью самой по себе, знанием  ради знания, мудростью ради мудрости. Конечная цель науки — изобретения  и открытия. Цель же изобретений  — человеческая польза, удовлетворение  потребностей и улучшение жизни  людей, повышение потенциала ее  энергии, умножение власти человека  над природой. Только это и  есть подлинная мета на ристалище  знаний, и если науки до сих  пор мало продвигались вперед, то это потому, что господствовали  неправильные критерии и оценки  того, в чем состоят их достижения.

 Кажется, Бэкон хотел одним ударом решить эту извечную проблему соотношения истины и пользы — что в действии наиболее полезно, то в знании наиболее истинно. Однако было бы слишком поспешно упрекать его на этом основании в утилитаризме или же прагматизме. Прагматикам Бэкон мог бы ответить примерно так же, как отвечал он любителям интеллектуальной атараксии, жаловавшимся, что пребывание среди быстро сменяющихся опытом и частностей приземляет их ум, низвергает его в преисподню смятения и замешательства, отдаляет и отвращает от безмятежности и покоя отвлеченной мудрости. Я строю в человеческом понимании истинный образ мира, таким, каков он есть, а не таким, каким подсказывает каждому его разум. А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира. И я считаю, что те нелепые и обезьяньи изображения мира, которые созданы в философских системах вымыслом людей, вовсе должны быть развеяны... Поэтому истина и полезность суть одни и те же вещи и сама деятельность ценится больше как залог истины, чем как созидатель жизненных благ так, только истинное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира; два человеческих стремления — к знанию и могуществу — находят здесь свою оптимальную равнодействующую. И здесь же коренится одна из причин столь продолжительной популярности его взглядов.

 Как и всякий радикальный  реформатор, Бэкон в слишком мрачных  тонах рисует все прошлое, тенденциозно  относится к настоящему и исполнен  самых радужных надежд на будущее.  До сих пор состояние наук  и механических искусств (так  называет он различные технические  достижения) было из рук вон  скверное. Из двадцати пяти столетий  едва ли можно выделить шесть  благоприятных для их развития. Это эпохи греческих досократиков, древних римлян и новое время.  Все остальное — сплошные провалы  в знании, в лучшем случае крохоборческое  движение, а то и топтание на  одном месте, if пережевывание одной  и той же умозрительной философии,  переписывание одного и того  же из одних книг в другие. Бэкону иногда и в голову  не приходит, что он может быть  неправ по отношению к подлинному  Аристотелю, к арабским ученым, к  тем многочисленным математикам  и естествоиспытателям, работы  которых он скопом характеризовал как слабые и незначительные. Подвизавшиеся в научной сфере были либо эмпириками, либо догматиками. Первые, подобно муравьям, только собирали и использовали собранное; вторые, как пауки, вытягивали из самих себя ткань спекулятивной науки. Деятельность же подлинных ученых должна быть организована наподобие работы пчелиного улья — с методичным разделением труда, разумной иерархией и оправданием всего в конечном продукте. Современность в особенности ставит такую задачу, и Бэкон берет на себя миссию провозгласить принципы этой реформации.“2

 

Глава 2.Взгляды Френсиса Бэкона.

2.1. «Великое восстановление наук», задуманное Ф. Бэконом, классификация научного знания.

  „В начале предисловия к  своему «Великому восстановлению  наук» (1620) Бэкон писал: «Состояние  знаний далеко от благополучия  и больших достижений; человеческому  уму должен быть открыт новый  путь, разительно отличающийся от  всего, известного ранее, а  кроме того, надлежит всеми способами  споспешествовать тому, чтобы разум  обрел над природой вещей власть, принадлежащую ему по праву». Эти слова ясно дают понять, что на состояние современной  ему науки Бэкон смотрел весьма  пессимистично и в то же  время сохранял огромный оптимизм  в отношении интеллектуальных  способностей человека, направленных  в правильное русло.

 «Восстановление», грандиозный  замысел полного переустройства  всех наук, должно было состоять  из шести частей:

1. Классификация наук;

2. Новый органон -- предложенный  Бэконом метод построения науки;

3. Явления Вселенной -- эмпирический  фундамент, данные естествознания;

4. Лестница интеллекта -- примеры  применения нового метода;

5. Предшественники новой философии  -- пробные и предварительные предположения,  предлагавшиеся до введения нового  метода;

6. Новая философия - подробная экспликация науки, опирающейся на бэконовские принципы.“3

 Основная цель сочинений  Фрэнсиса Бэкона, как и призвание  всей его философии, состояла  в том, чтобы «восстановить  в целом или хотя бы привести  к лучшему виду то общение  между умом и вещами, которому  едва ли уподобится что-либо  на земле или по крайней  мере что-либо земное». С философской  точки зрения, особого сожаления  и срочного исправления заслуживают  ставшие смутными и бесплодными  понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость «заново обратиться  к вещам с лучшими средствами  и произвести восстановление  наук и искусств и всего  человеческого знания вообще, утвержденное  на должном основании».

  Бэкон считал, что науки со  времени древних греков мало  продвинулись по пути непредвзятого,  опытного исследования природы.  Иное положение Бэкон наблюдал  в механических искусствах: «они, как бы восприняв какое-то живительное  дуновение, с каждым днем возрастают  и совершенствуются...». Но и  люди, «пустившиеся в плавание  по волнам опыта», мало задумываются  об исходных понятиях и принципах.  Итак, Бэкон призывает своих современников  и потомков обратить особое  внимание на развитие наук  и сделать это ради жизненной  пользы и практики, именно для  «пользы и достоинства человеческого».

  Бэкон выступает против ходячих  предрассудков относительно науки,  чтобы сообщить научному исследованию  высокий статус. Именно с Бэкона  и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

  «Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, - пишет Бэкон в Посвящении  королю ко Второй книге «Великого  восстановления наук», - касаются  трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых»- Во  всех этих областях Бэкону  принадлежат огромные заслуги.  Он составил подробный и хорошо  продуманный план изменения системы  образования (включая мероприятия  по ее финансированию, утверждению  уставов и положений). Одним из  первых в Европе политиков  и философов он писал: «вообще  же следует твердо помнить,  что едва ли возможен значительный  прогресс в раскрытии глубоких  тайн природы, если не будут  предоставлены средства на эксперименты...».  Нужны пересмотр программ преподавания  и университетских традиций, кооперация  европейских университетов.

  Однако свой главный вклад  философа в теорию и практику  науки Бэкон видел в том,  чтобы подвести под науку обновленное  философско-методологическое обоснование.  Он мыслил науки как связанные  в единую систему, каждая часть  которой в свою очередь должна  быть тонко дифференцирована.4 Это действительно грандиозный замысел. Хотя Бэкон сам сознавал, что шестая часть плана ему не по силам, остальные разделы «Восстановления» были им в той или иной степени завершены.

 

2.2. Разделение наук.

 

  Фрэнсис Бэкон первоначально  в 1605 году, потом в более развитом  виде в своем сочинении «De dignitate et augmentis scientianim»*, явившемся в 1623 году. Эта классификация приобрела  такое же каноническое значение  для науки нового времени, какое  имела аристотелевская для науки  средних веков. Не только расчленение  Бэконом всех главных областей  знания, правда, частью под другими  именами, и определение их по  их задачам имеют значение  в существенных чертах для  настоящей системы наук, но также  и логическая основа его классификации  в целом осталась нетронутой  вплоть до начала XIX века. Эта основа  состоит опять в значительной  степени, конечно, в модифицированном  применении платоно-аристотелевского  принципа расчленения областей знания сообразно различию духовных способностей. Однако, между тем как этот принцип в древних классификациях имел объективное значение, ибо области знания здесь различались друг от друга сообразно различию тех духовных деятельностей продукты которых должны были образовывать содержание отдельных наук, у Бэкона он является вполне субъективным,так как Бэкон различает науки друг от друга согласно различию духовных деятельностей, которыми мы пользуемся при разработке отдельных родов проблем. Так как каждая научная деятельность есть деятельность интеллектуальная: воля, желание и действование отнюдь не функции познания и, следовательно, не должны иметь никакого отношения к научному познанию, то для Бэкона совершенно утрачивает значение признак разделения наук, необходимый для выделения этики Платона и практических и поэтических наук Аристотеля. Все науки в совокупности образуют, по его мнению— интеллектуальный мир; каждая наука имеет свою теоретическую задачу. Только по разрешении этой задачи можно перейти к практическим применениям научных знаний. Очень высоко ценя такие применения и пользу, рторую наука через них доставляет для жизни, Бэкон, с одной стороны, сузил аристотелевское понятие практических наук, предположив для каждой практической или технической дисциплины теоретическую в качестве ее основы, а, с другой стороны, расширил, допустив в принципе для каждой теоретической, по крайней мере, для тех из них, которые относятся к объяснительным, называемым им «философскими», дисциплинам, соответствующую возможную практическую науку. Так, теоретической физике соответствует техническая; теоретической химии — техническая химия; анатомии и физиологии — практическая медицина; теоретическому учению о человеческом обществе — практическая политика.

Информация о работе Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки