Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:17, реферат
17 в. - это новый период в развитии философии, период Нового времени. Особенностью этого периода является упрочнение буржуазии, что приводит к изменению в сознании людей. Человек становится менее духовным, он все больше устремлен повысить свой уровень комфорта.
Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку.
Глава 1. Фрэнсис Бэкон и его основные идеи...........................................................4
1.1. Биография Фрэнсиса Бэкона...............................................................................4
1.2. Руководящая идея бэконовской философии......................................................5
Глава 2. Взгляды Фрэнсиса Бэкона…………………………………………...…….5
2.1. Великое восстановление наук», задуманное Ф. Бэконом, классификация научного знания……………………………………………………………………...6
2.2. Разделение наук....................................................................................................7
2.3. Недостатки взглядов Фрэнсиса Бэкона..............................................................9
2.4. Обоснование эмпирического метода, теория индукции и анализ фактов, затрудняющих чувственное познание.....................................................................13
2.5. Эмпирический метод и теория индукции........................................................
Эта мысль о всепроникающем
отношении теоретической науки
к подчиненной ей, применяющей
ее к жизни, дисциплине
2.3 Недостатки взглядов Фрэнсиса Бэкона.
„Таким образом, классификация Бэкона в несколько измененной форме сохранилась вплоть до начала XIX столетия. Однако,двойной недостаток, непосредственно присущий ее основному принципу, не мог долго оставаться скрытым. Первый недостаток состоял в том, что взятое из древней философии разделение наук сообразно духовным способностям в том субъективном смысле, какой придал ему Бэкон, заключает в себе одностороннюю оценку различных научных деятельностей. Это же необходимо порождает и дальнейшую ошибку — разделение друг от друга неразрывно связанного и соединение разнородного в одну область. Так, историю, во всяком случае, недостаточно определить как «науку памяти», между тем как история природы стоит в тесной связи с прочими естественными науками, а политическая, церковная история и история литературы — с другими науками о духе, как то: теологией, этикой и политикой; обе части так называемой истории в системе Бэкона едва ли имеют какое-либо иное отношение друг к другу помимо общего понятия, выраженного в слове «исторический процесс», т. е. последовательность известных событий. Помимо этого ошибка, вкравшаяся у Бэкона в главный принцип деления наук, вызвала еще и дальнейшие неправильности: при переходе к более частным подразделениям системы принцип деления изменяется, переходя частью в принцип деления по объектам, частью — по целям научного исследования.“6
2.4. Обоснование эмпирического метода, теория индукции и анализ фактов, затрудняющих чувственное познание.
«Вопрос об «истинных» и «мнимых», «объективных» и «субъективных» компонентах человеческого знания восходит к самой сущности философии как науки и в античности отчетливо осознается уже Демокритом и элеатами. Этот вопрос живо обсуждался современниками Бэкона — Галилеем и Декартом. Одним из вариантов той же темы явилось и бэконовское усмотрение в познании того, что «соотнесено с человеком» и что «соотнесено с миром», его развернутая критика Идолов Разума. «В будущие времена обо мне, я полагаю, — писал Бэкон, — будет высказано мнение, что я не совершил ничего великого, но лишь счел незначительным то, что считалось великим» . Он при этом мог иметь в виду свое учение об очищении интеллекта, о врожденных и приобретенных идолах, отягощающих человеческий разум и порождающих его многочисленные ошибки и заблуждения. Первые проистекают из самого характера человеческого ума, который питают воля и чувства, окрашивающие все вещи в субъективные тона и, таким образом, искажающие их действительную природу; вторые же вселились в умы людей из разных ходячих мнений, спекулятивных теорий и превратных доказательств. Это одна из самых интересных и популярных глав бэконовской философии, поистине очистительная пропедевтика к его учению о методе познания.»
Разве люди не склонны верить в
истинность предпочтительного и
стараться всячески поддерживать и
обосновывать то, что они уже однажды
приняли, к чему привыкли и в чем
заинтересованы? Какова бы ни была значимость
и число обстоятельств, свидетельствующих
о противном, их или игнорируют, или
же превратно истолковывают. Как
часто отвергается трудное
И разве каждый человек в силу
своих индивидуальных особенностей,
порожденных характером его психического
склада, привычек, воспитания, атмосферы,
в которой он жил, и множеством
других обстоятельств, не имеет своего
неповторимого, только ему присущего
угла зрения на мир, «свою особую пещеру,
которая разбивает и искажает
свет природы» , как выражается Бэкон,
используя знаменитый образ из платоновской
гносеологии? Так, одни умы более
склонны видеть в вещах различия,
другие же — сходство; первые схватывают
самые тонкие оттенки и частности,
вторые улавливают незаметные аналогии
и создают неожиданные
Врожденные идолы искоренить невозможно, но можно, осознав их характер и действие на человеческий ум, предупредить умножение ошибок и методически правильно организовать познание. Вообще каждому исследующему природу рекомендуется как бы взять за правило считать сомнительным все то, что особенно захватило и пленило его разум. Энтузиаст новой науки отнюдь не усматривал в слепой одержимости фактор, способствующий постижению истины, и склонялся к идеалу уравновешенного и ясного критического понимания.
«Плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум», — писал Бэкон о третьем, с его точки зрения самом тягостном, виде идолов, о так называемых Идолах Площади, или Рынка. Эти идолы проникают в сознание исподволь, из естественной связи и общения людей, из стихийно навязываемого этим общением штампов ходячего словоупотребления. К ним относятся и наименования вымышленных, несуществующих вещей, и вербальные носители плохих и невежественных абстракций. Давление этих идолов особенно сказывается тогда, когда новый опыт открывает для слов значение, отличное от того, которое приписывает им традиция, когда старые ценности теряют смысл и старый язык символов уже перестает быть общепонятным. И тогда то, что объединяет людей, является фактором их взаимопонимания, «обращает-свою силу против разума»
Эту мысль философа можно проиллюстрировать
словами поэта — Вильяма
Она хочет доискаться, в чем же в конце концов реальность имени и, переоценивая ценности, готова утвердить над именем приоритет природы. Джульетта готова ниспровергнуть «Идол Имени» — один из мировоззренческих устоев ее феодальной среды: „Ромео, если б не Ромео стал, — Свое все совершенство сохранил бы И безыменный. Сбрось, Ромео, имя, Отдай то, что не часть тебя, — возьми меня ты всю. „7
Но основной удар своей критики
Бэкон направляет против Идолов Театра,
или Теорий. Да, он не очень-то высокого
мнения о существующих философско-теоретических
представлениях и считает себя вправе
взирать на них как бы с высоты
некоего амфитеатра. Сколько есть
изобретенных и принятых философских
систем, столько поставлено и сыграно
комедий, представляющих вымышленные
и искусственные миры. Человечество
уже видело и еще увидит много
таких представлений с
Из античных философов Бэкон
высоко ценит лишь
Столь критическое отношение к
распространенным в то время философским
концепциям многие исследователи сравнивают
с методическим сомнением Декарта.
Последний считал, что, коль скоро
речь идет о познании истины, универсальное
сомнение должно служить первым шагом
и условием для отыскания несомненных
основ знания. Для Бэкона, как
и для Декарта, критицизм означал
прежде всего высвобождение
Есть еще один источник появления
идолов — это смешение естествознания
с суеверием, теологией и мифическими
преданиями. В этом прежде всего
повинны пифагорейцы и
Отношение Бэкона к религии типично
для передового ученого Возрождения.
Человек призван открывать
И еще одна линия бэконовской критики — это «изобличение доказательств». Он считает, что логика, которая теперь имеется, бесполезна для научных открытий. Своему основному философскому сочинению он дает название «Новый Органон», как бы противопоставляя его «Органону» Аристотеля—этому компендиуму логических знаний античности, содержащему принципы и схемы дедуктивного рассуждения и построения науки. «Органон» имел огромное значение для- всего последующего развития логической мысли, определив направление научных интересов римских, византийских и арабских мыслителей. «Органон» переводили, комментировали, составляли на его основе многочисленные руководства по логике. Его идеями в значительной мере жила средневековая схоластическая наука, их широко использовала и теология для рационализации своих доктрин и доказательств.
Информация о работе Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки