Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:17, реферат
17 в. - это новый период в развитии философии, период Нового времени. Особенностью этого периода является упрочнение буржуазии, что приводит к изменению в сознании людей. Человек становится менее духовным, он все больше устремлен повысить свой уровень комфорта.
Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку.
Глава 1. Фрэнсис Бэкон и его основные идеи...........................................................4
1.1. Биография Фрэнсиса Бэкона...............................................................................4
1.2. Руководящая идея бэконовской философии......................................................5
Глава 2. Взгляды Фрэнсиса Бэкона…………………………………………...…….5
2.1. Великое восстановление наук», задуманное Ф. Бэконом, классификация научного знания……………………………………………………………………...6
2.2. Разделение наук....................................................................................................7
2.3. Недостатки взглядов Фрэнсиса Бэкона..............................................................9
2.4. Обоснование эмпирического метода, теория индукции и анализ фактов, затрудняющих чувственное познание.....................................................................13
2.5. Эмпирический метод и теория индукции........................................................
Нет, Бэкоп не сомневается, что в силлогизме заключена некая математическая достоверность. Но посмотрите, как используются силлогистические доказательства! Достаточно наполнить их путаными, опрометчиво абстрагированными от вещей и плохо определенными понятиями, как все рассуждения рушатся. Это по существу. А по видимости такая логическая организация порочных понятий может служить закреплению и сохранению ошибок, так как создает иллюзию обоснованности и доказательности там, где нет ни того ни другого. Такова мысль Бэкона, и с ней трудно не согласиться. Такова одна из тайн мистификации любой схоластики — и старой, и новой. Такова причина, почему Бэкон считал, что аристотелевская логика «более вредна, чем полезна».
Однако в бэконовской критике силлогистики имеется и другой акцент, отмечающий узость этих схем умозаключения, их недостаточность для выражения логических актов творческого мышления. Бэкон чувствует, что в физике, где задача состоит в анализе природных явлений, а не в созидании родовых абстракций и уже, конечно, не в том, чтобы опутать противника аргументами», силлогистическая дедукция не способна уловить тонкости совершенства природы, в результате чего от нас ускользает и истина. Позднее, в своем письме к Баранзану, он выскажет более терпимое отношение к возможностям аристотелевской логики. Силлогизм — это вещь скорее неприменимая в отдельных случаях, нежели бесполезная в большинстве их. Он отметит его роль в математике и согласится с мнением своего корреспондента, что, после того как посредством индукции введены хорошо определенные понятия и аксиомы, вполне безопасно применение силлогизма и в физике. Ну а если все же не вполне хорошо определенные, имеет ли тогда дедукция хотя бы эвристическое познавательное значение? Слишком живые для того времени примеры бесплодных спекулятивных дедукций схоластики, кажется, мешали Бэкону не только положительно ответить на этот вопрос, но даже и поставить его.“10
2.5 Эмпирический метод и теория индукции.
Своеобразие интеллектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов, но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла. Схоластика была «книжной» наукой, т. е. пользовалась сведениями, полученными из книг. Поэтому натренированные в полемике умы, отстаивая тот или иной тезис или антитезис, чисто умозрительно могли подвергать сомнению любую из общепринятых истин, что порой сопровождалось как отрицанием достоверности самых бесспорных фактов, так и апологией самых фантастических измышлений. Ригоризм и догматизм, таким образом, даже способствовали известной свободе мышления, неспособной, однако, побудить к действительно плодотворным исследованиям. Ощущался недостаток не столько в идеях (некоторые из них в результате бесконечных дискуссий были разработаны даже слишком утонченно), сколько в методе для получения новых открытий, в том твердом основании, на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически выверенного и вместе с тем позитивного научного знания, — в организации эффективного экспериментального исследования. Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и положено во главу угла как его критики, так и его методов.
Чтобы дать более конкретное и наглядное
представление о сложившейся
в науке XVII в. ситуации, сошлемся на
пример физики, этой, по мнению Бэкона,
важнейшей части
Схоластические последователи
Аристотеля и перипатетиков приписывали
разного рода предметам специальные
скрытые качества и утверждали, что
взаимодействия отдельных тел происходят
вследствие особенностей этой их природы.
В чем же эти особенности состоят
и каким образом осуществляются
действия тел, они не учили. «Следовательно,
в сущности, они ничему не учили,
— заключает Коте. — Таким
образом все сводилось к
Другие
(и здесь Коте имеет в виду сторонников
картезианской физики) считали, что
вещество Вселенной однородно и
все наблюдаемое в телах
Третью категорию составляют приверженцы экспериментальной философии, т. е. экспериментального метода исследования явлений природы. Они также стремятся вывести причины всего сущего из возможно простых начал, по они ничего не принимают за начало, кроме того, что подтверждается совершающимися явлениями. Они не измышляют гипотез и вводят их в физику не иначе как в виде предположений, справедливость которых подлежит исследованию. Они пользуются двумя методами — аналитическим и синтетическим. Силы природы и простейшие законы их действия они выводят аналитически из каких-либо избранных явлений и затем синтетически получают законы остальных явлений. «Вот этот-то самый лучший способ исследования природы и принят преимущественно перед прочими нашим знаменитейшим автором»13, — пишет Коте, имея в виду Исаака Ньютона. А мы можем добавить, что первые кирпичи в фундамент именно такой методологии закладывал Фрэнсис Бэкон — этот «настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки»14
Заслуга Бэкона, в частности, состоит
в том, что он со всей определенностью
подчеркнул: научное знание проистекает
из опыта, не просто из непосредственных
чувственных данных, а именно из
целенаправленно
При этом для науки важны не всякие
опыты, но прежде всего поставленные
с целью открытия новых свойств
явлений, их причин или, как выражается
философ, аксиом, дающие материал для
последующего более полного и
глубокого теоретического понимания.
Отстаивая ценность и значение специализированного
научного эксперимента, Бэкон проводит
свое знаменитое различие двух родов
опытов—«светоносных» и «плодоносных»,
то почти тривиальное для
Формируя теоретические
Это очень важная установка. В случае индукции мы, вообще говоря, имеем незавершенный опыт, и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффективных средств, которые позволили бы, говоря современным языком, осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информации, заключающейся в посылках индуктивного вывода. Этот пункт станет основным в построении всех последующих логических теорий индукции, и разные теоретические модели индукции, вообще говоря, будут различаться принятием тех или иных средств π методов такого анализа. Основоположники индуктивной логики Фр. Бэкон, Дж. Гершель и Дж. Ст. Милль, так же как и некоторые из последующих и современных нам логиков — Дж. Венн, Г. Греневский и Н. Решер, стремятся построить индукцию как строгое умозаключение наподобие дедуктивного. Если при этом некоторые из них и допускают неопределенность индуктивного заключения, то не применяют к его оценке функцию «вероятность». Другие же исследователи — П. Лаплас, Дж. М. Кейнс, Р. Карнап и Г. Рейхенбах — подходят к построению ее теории с точки зрения вероятностной оценки индуктивного обобщения.
Бэкону не только была чужда идея
вероятностного подхода к индукции,
но он, кажется, с излишним оптимизмом
считал, что предлагаемые им средства
индуктивного анализа являются достаточной
гарантией необходимости и
Аналогия и исключение составляют главные приемы этого метода. По аналогии подбираются эмпирические данные для таблиц Открытия. Она лежит как бы в фундаменте индуктивного обобщения, которое достигается посредством отбора, выбраковки ряда обстоятельств из обилия первоначальных возможностей. Этому процессу анализа могут способствовать исключительные ситуации, в которых исследуемая природа по тем или иным причинам обнаруживается более очевидно, чем в других. Бэкон насчитывает и излагает 27 таких преимущественных примеров (прерогативных инстанций). Сюда относятся те случаи, когда исследуемое свойство существует в предметах совершенно различных между собой во всех других отношениях. Или, наоборот, это свойство отсутствует в предметах, совершенно подобных между собой. Или это свойство наблюдается в наиболее явной, максимальной (соответственно минимальной) степени. Или же выявляется очевидная альтернативность двух или нескольких причинных объяснений.
Но вот особенности
Во-вторых, задача бэконовской индукции
— выявить «форму» — в
Информация о работе Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки