Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:03, реферат
Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В отличие от Сократа и Платона он родился не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 г. до н. э. Отец его Никомах, принадлежащий к роду Асклепиадов, был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Аристотель профессиональным врачом не стал, но медицина осталась на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что в последствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника.
Метод политики как науки у Аристотеля
Глава 1.
Аристотель
является самым универсальным
мыслителем всех времен и
Аристотель
продолжил линию
Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту
платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, физика и некоторые разделы трактата о душе. В кругу учеников и друзей Платона Аристотель резко выделялся большой начитанностью и выдающимся умственным дарованием. Уже тогда ему случалось спорить со своим учителем, и Платон говорил: "Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать". К тому же, Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться.Аристотель придавал большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал ,что это неприемлемо для истинного философа. Однако, широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В Никомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.
Однако ок. 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный
Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде.
Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос, видимо по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Вначале в Ассе, а позднее в Метилене Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой нтерпретации
учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на
практику, увязал свою философию с политикой. Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, так что,
возможно, именно благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э. получил приглашение занять должность наставника юного наследника престола, которому было тогда 13 лет.
Аристотель принял предложение и переехал в столицу Македонии Пеллу. На его решению повлияло то обстоятельство, что в отличие от Платона, считавшего, что в идеальном государстве должны править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать не нужно, а достаточно прислушиваться к советам мудрецов. Аристотель написал для Александра Македонского книгу о том, как надо царствовать и как необходимо для царя быть добрым; и порой Александр говорил: «Сегодня я не царствовал - ведь я никому не делал добра».
Однако, хотя воспитание продолжалось около четырех лет, отношения между учителем и учеником не стали дружескими. И как только Александр стал царем Македонии, он постарался освободиться от учителя, тем более что Аристотель не одобрял его стремления к мировому господству, хотя понимал необходимость политического объединения мелких греческих полисов, но стремление Александра к мировому господству ему не нравилось.. Впоследствии Александр Македонский все-таки скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Когда в 336 до н.э. Александр взошел на престол, Аристотель возвратился на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся в Афины.
Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге О философии, а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу возле храма Аполлона Ликейского, по которому близлежащая местность называлась Ликеем (от греческого слова «волк», так как бог Аполлон почитался в виде волка). От Аристотелева ликея получило имя учебное заведение - лицей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников. Учил Аристотель во время прогулок в саду, отчего его последователей звали перипатетиками (греч. «peripateo» - гулять), тогда как учеников Платона - академиками. Аристотель собрал в Ликее при поддержке Александра, чрезвычайно ценные коллекции, а так же библиотеку, которая после библиотеки Еврипида была первым собранием книг принадлежащих частному лицу.
Совместная
деятельность оказалась в
высшей степени плодотворной. Аристотель
и его ученики сделали
и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным
философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период.
После
внезапной смерти Александра
в 323 до н.э. по Афинам и
другим городам Греции
политических
убеждений, которые приходили в
противоречие с патриотическим
энтузиазмом городов-
Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер, или, если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой в 322 до н.э.
Наследие Аристотеля велико. Он - создатель самой обширной научной системы, опирающейся на значительный эмпирический материал. В Ликее были написаны собственные произведения Аристотеля, а кроме того, созданы коллективные труды, выполненные под его руководством. Его деятельность была большим вкладом практически во все области античной науки, кроме того, были созданы новые научные направления. Вместе с учениками он систематизировал науки, определял их предмет и методы, написал более 150 научных трудов и трактатов. В 1 в. н.э., в большинстве своем, они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским.
Дошедшие до
нас сочинения Аристотеля делятся
по содержанию на 7 групп. Логические трактаты,
объединенные в своде начал «Органон»:
«Категории» (рус. пер., 1859, 1959), «Об истолковании»
(рус. пер., 1891), «Аналитики первая и вторая»
(рус. пер., 1952), «Топится» Физические тпактаты:
«Физика». «О пооисхождении начал и уничтожении»,
«О небе», «О метеорологических вопросах».
Биологические трактаты: «История животных»,
«О частях животных» (рус. пер., 1937), «О возникновении
животных» (рус. пер., счета 1940), «О движении
животных», а также трактат «О душе» (рус.
пер., 1937). Сочинения по «первой философии»,
рассматривающее сущее как таковое и получившее
впоследствии название «Метафизики» (рус.
пер., 1934). Этические сочинения- т. н. «Никомахова
этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля;
рус. пер., нее, 1900, 1908) и «Эвдемова этика»
(посвященная Эвдему, ученику Аристотель).
Социально-политические исторические
сочинения: «Политика» (рус. пер., 1865, 1911),
«Афинская политая» (рус. пер., 1891, 1937). Работы
об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика»
(рус. пер., 1894) и дошедшая не полностью
«Поэтика» (рус. пер., 1927; 1957).
Глава 2.
Мышление Аристотеля
направлялось острым ощущением реальности,
существующей независимо от людских
мнений и желаний, и глубокой верой
в способность человеческого
ума, должным образом примененного, познать
эту реальность такой, какая она есть.
Вместе эти два убеждения породили в нем
беспримерную готовность следовать эмпирическим
фактам, куда бы они ни вели, и незаурядное
умение проникать в лежащую за ними сущностную
структуру. Метод политики как науки у
Аристотеля - метод анализа, ведь "каждое
дело должно исследовать в его основных
самомалейших частях" (1, 2, с. 8), что применительно
к политике означает анализ государства,
выяснение, из каких элементов оно состоит.
Необходимо также исследовать реально
существующие формы политического устройства
и созданные философами социальные проекты,
интересуясь при этом не только абсолютно
наилучшими формами государственного
устройства, но и лучшими из возможных.
Оправданием такого исследования является,
как подчеркивает Аристотель, несовершенство
существующих форм политического быта.
Политико-правовая тематика подробно
освещается в таких его работах как "Политика",
"Афинская полития".
Аристотель предпринял попытку всесторонней
разработки науки о политике. Научное
понимание политики предполагает, по Аристотелю,
развитые представления о нравственности
(добродетелях).
Аристотель исследует добродетели
в контексте общественной жизни античного
общества. Особое место занимает у него
справедливость. Справедливое - середина
между двумя родами несправедливости:
нарушением закона и неодинаковым отношением
к равным. Поэтому "понятие справедливости
означает одновременно как законное, так
и равномерное, а несправедливое - противозаконное
и неравное [отношение к людям] " (там
же, V, 2, 1129а). Поскольку же закон предписывает
добродетельное поведение, например мужество
в бою, постольку справедливость есть
высшая добродетель, в которой заключаются
все иные.
Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к знаменитому делению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой - способствовать воздаянию равным за равное; второй - распределение благ согласно достоинству лиц, вступающих в общение. Иначе говоря, распределяющая справедливость относится к общим благам и обеспечивает их разделение согласно достоинству (рангу) граждан. Уравнивающая - к благам, принадлежащим отдельным лицам, обеспечивая обмен согласно количеству и качеству труда. Очевидно, что выделение этих двух видов справедливости как нельзя лучше отвечает условиям жизни общества, в котором комбинируются сословное устройство и "врожденные" преимущества одних людей над другими, с одной стороны, и уравнивающие людей товарно-денежные отношения - с другой. Учение о справедливости образует прямой переход к государству.
По Аристотелю
человек - политическое существо,
то есть социальное, и он несет
в себе инстинктивное
В экономических отношениях Аристотель видит три вида социальных форм общения:
1) общение в
рамках отдельно взятой семьи,
2) общение в рамках
общих хозяйственных дел, 3) общение в рамках
обмена хозяйственными
благами. Целью любых экономических отношений
Аристотель считает выгоду.
В общении же, образующем государство
цели совсем иные, они не
исключительно хозяйственные. «Оно (государство)
появляется лишь тогда,
когда образуется общение между семьями
и родами ради благой жизни, в
целях совершенного и самодовлеющего
существования»13.
«Целью государства является благая жизнь,
и все упомянутое создается
ради этой цели; само же государство представляет
собой общение родов и
селений ради достижения совершенного
самодовлеющего существования,
которое, как мы утверждаем, состоит в
счастливой и прекрасной жизни»14.
Итак, государство существует не просто
так, а чтобы обеспечить своим
гражданам хорошую «благую» жизнь. Это
общее благо как целое следует предпочесть
индивидуальному благу. Собственная цель
политики – достижение состояния счастья,
а значит, и добродетельного поведения
всех граждан. Постановка во главу угла
военных завоеваний или приобретения
материальных благ основана на неверном
понимании человеческой природы. Экономика,
искусство приобретения и производства
материальных благ, имеет в жизни свое
законное подчиненное место, но ее никогда
не следует делать самоцелью или придавать
ей слишком большое значение; погоня за
благами, превосходящими разумные потребности,
есть ошибка. Извращением является, к примеру,
ростовщичество, которое ничего не производит.
В отличие от Платона, Аристотель различал
личное счастье гражданина и счастье государства.
Не может быть счастливо государство,
если не счастлив его гражданин.