Метод политики как науки у Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В отличие от Сократа и Платона он родился не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 г. до н. э. Отец его Никомах, принадлежащий к роду Асклепиадов, был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Аристотель профессиональным врачом не стал, но медицина осталась на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что в последствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника.

Файлы: 1 файл

Глава 11.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Метод политики как науки у Аристотеля

Глава 1.

   Аристотель  является самым универсальным  мыслителем всех времен и народов.  Вся современная философия, наука  и культура, так или иначе, обязаны  Аристотелю. Философская мысль Древней  Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.

   Аристотель  продолжил линию преемственности,  которая началась с Сократа.  В отличие от Сократа и Платона  он родился не в Афинах, а  на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 г. до н. э. Отец его Никомах, принадлежащий к роду Асклепиадов, был врачом  города  Стагиры,  а  также  придворным  медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Аристотель профессиональным врачом не стал, но медицина осталась на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что в последствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. Рано оставшись без родителей,  юноша воспитывался  в Атарнее у Проксена, своего родственника. В  возрасте  восемнадцати  лет  он  отправился  в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет,  вплоть  до  смерти

Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель  изучил  философию  Платона,  а  также  ее сократические  и  досократические  источники  и  многие  другие  дисциплины.  По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и  другие  предметы.  В  этот  период  в  защиту

платоновского учения им были написаны несколько  диалогов популярного характера.  Возможно, к этому же времени относятся работы по логике,  физика  и некоторые разделы трактата  о душе. В кругу учеников и друзей Платона Аристотель резко выделялся большой начитанностью и выдающимся умственным дарованием. Уже тогда ему случалось спорить со своим учителем, и Платон говорил: "Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать". К тому же, Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться.Аристотель придавал большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал ,что это неприемлемо для истинного философа. Однако, широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом  разрыве  между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже  после  смерти Платона Аристотель продолжал считать себя  платоником.  В  Никомаховой  этике,  написанной гораздо позже, в  зрелый  период  творчества,  имеется  трогательный  экскурс,  в  котором чувство   благодарности   наставнику,   приобщившему   нас   к   философии,   уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.

   Однако  ок. 348–347 до н.э. преемником Платона   в  Академии  стал  Спевсипп.  Многие члены Академии, и среди  них Аристотель, были недовольны  этим  решением.  Вместе  со  своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в  небольшой  кружок  платоников,  собранный

Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой  Азии. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде.

   Через  три года философ уезжает в  Митилену на о. Лесбос, видимо  по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Вначале  в Ассе,  а  позднее  в Метилене Аристотель  посвятил  себя  преподавательской  и  исследовательской деятельности.  Критикуя  Спевсиппа,  Аристотель  занялся  выработкой  такой нтерпретации

учения Платона, которая, как ему казалось,  ближе  к  философии  учителя,  а  также  лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с  Гермием  сделались  более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя  принципиальной  ориентации  платонизма  на

практику, увязал свою философию с политикой. Гермий был союзником македонского  царя  Филиппа  II,  отца  Александра,  так  что,

возможно, именно благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342  до  н.э.  получил  приглашение  занять должность наставника  юного  наследника  престола,  которому  было  тогда 13  лет.

   Аристотель  принял предложение и переехал  в столицу Македонии Пеллу.  На его решению повлияло то  обстоятельство, что в отличие  от Платона, считавшего, что в  идеальном государстве должны  править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать не нужно, а достаточно прислушиваться к советам мудрецов. Аристотель написал для Александра Македонского книгу о том, как надо царствовать и как необходимо для царя быть добрым; и порой Александр говорил: «Сегодня я не царствовал - ведь я никому не делал добра».

Однако, хотя воспитание продолжалось около четырех лет, отношения между учителем и учеником не стали дружескими. И как только Александр стал царем Македонии, он постарался освободиться от учителя, тем более что Аристотель не одобрял его стремления к мировому господству, хотя понимал необходимость политического объединения мелких греческих  полисов,  но  стремление Александра к мировому господству ему не нравилось.. Впоследствии Александр Македонский все-таки скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Когда в 336 до  н.э.  Александр  взошел на престол, Аристотель возвратился на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся в Афины.

Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер  его  мышления  и  идеи оказались теперь иными,  что  вступало  в  прямое  противоречие  со  взглядами  преемников Платона  в Академии и  некоторыми  положениями  учения  самого  Платона.  Этот  критический подход выразился в диалоге О философии, а также в ранних разделах работ, которые дошли  до нас  под  условными  названиями  Метафизика,  Этика  и  Политика.  Чувствуя  свое  идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать  в северо-восточном предместье Афин новую школу возле храма Аполлона Ликейского, по которому близлежащая местность называлась Ликеем (от греческого слова «волк», так как бог Аполлон почитался в виде волка). От Аристотелева ликея получило имя учебное заведение - лицей. Целью Ликея, как и целью Академии, было  не только преподавание, но и самостоятельные исследования.  Здесь  Аристотель  собрал  вокруг себя группу одаренных учеников и помощников. Учил Аристотель во время прогулок в саду, отчего его последователей звали перипатетиками (греч. «peripateo» - гулять), тогда как учеников Платона - академиками. Аристотель собрал в Ликее при поддержке Александра, чрезвычайно ценные коллекции, а так же библиотеку, которая после библиотеки Еврипида была первым собранием книг принадлежащих частному лицу.

   Совместная  деятельность  оказалась  в   высшей степени плодотворной. Аристотель  и его ученики сделали множество   существенных  наблюдений

и открытий, которые  оставили заметный след в истории многих наук и  послужили  фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы  и  данные,  собранные  в  дальних походах Александра.  Однако  глава  школы  уделял  все  большее  внимание  фундаментальным

философским  проблемам.  Большая  часть из  дошедших  до  нас философских   произведений Аристотеля написана в этот период.

   После  внезапной смерти Александра  в 323 до н.э. по Афинам и  другим городам  Греции прокатилась  волна антимакедонских выступлений.  Положение Аристотеля  было  поставлено  под угрозу из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также недвусмысленно  выражавшихся  им

политических  убеждений, которые приходили  в  противоречие  с  патриотическим  энтузиазмом городов-государств. Поскольку  политических оснований Аристотелю не могли предъявить, он был обвинен в «безбожии» на том основании, что он сочинил в память Гермия пеан и надпись к его статуе в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным.      

   Под угрозой  преследований Аристотель  покинул   город,  чтобы,  как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во  второй  раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея,  где находилось  доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер, или, если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой в 322 до н.э.

Наследие Аристотеля велико. Он - создатель самой обширной научной системы, опирающейся на значительный эмпирический материал. В Ликее были написаны собственные произведения Аристотеля, а кроме того, созданы коллективные труды, выполненные под его руководством. Его деятельность была большим вкладом практически во все области античной науки, кроме того, были созданы новые научные направления. Вместе с учениками он систематизировал науки, определял их предмет и методы, написал более 150 научных трудов и трактатов. В 1 в. н.э., в большинстве своем, они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединенные в своде начал «Органон»: «Категории» (рус. пер., 1859, 1959), «Об истолковании» (рус. пер., 1891), «Аналитики первая и вторая» (рус. пер., 1952), «Топится» Физические тпактаты: «Физика». «О пооисхождении начал и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных» (рус. пер., 1937), «О возникновении животных» (рус. пер., счета 1940), «О движении животных», а также трактат «О душе» (рус. пер., 1937). Сочинения по «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики» (рус. пер., 1934). Этические сочинения- т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля; рус. пер., нее, 1900, 1908) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотель). Социально-политические исторические сочинения: «Политика» (рус. пер., 1865, 1911), «Афинская политая» (рус. пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» (рус. пер., 1894) и дошедшая не полностью «Поэтика» (рус. пер., 1927; 1957). 
 
 

Глава 2. 

Мышление Аристотеля направлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских  мнений и желаний, и глубокой верой  в способность человеческого  ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть. Вместе эти два убеждения породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и незаурядное умение проникать в лежащую за ними сущностную структуру. Метод политики как науки у Аристотеля - метод анализа, ведь "каждое дело должно исследовать в его основных самомалейших частях" (1, 2, с. 8), что применительно к политике означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Необходимо также исследовать реально существующие формы политического устройства и созданные философами социальные проекты, интересуясь при этом не только абсолютно наилучшими формами государственного устройства, но и лучшими из возможных. Оправданием такого исследования является, как подчеркивает Аристотель, несовершенство существующих форм политического быта.  
   Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его работах как "Политика", "Афинская полития". Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях). 
   Аристотель исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особое место занимает у него справедливость. Справедливое - середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Поэтому "понятие справедливости означает одновременно как законное, так и равномерное, а несправедливое - противозаконное и неравное [отношение к людям] " (там же, V, 2, 1129а). Поскольку же закон предписывает добродетельное поведение, например мужество в бою, постольку справедливость есть высшая добродетель, в которой заключаются все иные.

  Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к знаменитому делению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой - способствовать воздаянию равным за равное; второй - распределение благ согласно достоинству лиц, вступающих в общение. Иначе говоря, распределяющая справедливость относится к общим благам и обеспечивает их разделение согласно достоинству (рангу) граждан. Уравнивающая - к благам, принадлежащим отдельным лицам, обеспечивая обмен согласно количеству и качеству труда. Очевидно, что выделение этих двух видов справедливости как нельзя лучше отвечает условиям жизни общества, в котором комбинируются сословное устройство и "врожденные" преимущества одних людей над другими, с одной стороны, и уравнивающие людей товарно-денежные отношения - с другой. Учение о справедливости образует прямой переход к государству.

   По Аристотелю  человек - политическое существо, то есть социальное, и он несет  в себе инстинктивное стремление  к «совместному сожительству»  (Аристотель еще не отделял  идею общества от идеи государства). Для приближения к высшему доступному для него совершенству Человек нуждается в сотрудничестве с другими людьми. Государство для Аристотеля само по себе - некий вид общения, это высшая форма общения людей. В пределах самого государства существует множество видов общения.

   В экономических  отношениях Аристотель видит  три вида социальных форм общения:

1) общение в  рамках отдельно взятой семьи, 2) общение в рамках 
общих хозяйственных дел, 3) общение в рамках обмена хозяйственными 
благами. Целью любых экономических отношений Аристотель считает выгоду. 
В общении же, образующем государство цели совсем иные, они не 
исключительно хозяйственные. «Оно (государство) появляется лишь тогда, 
когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в 
целях совершенного и самодовлеющего существования»13.  
«Целью государства является благая жизнь, и все упомянутое создается 
ради этой цели; само же государство представляет собой общение родов и 
селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, 
которое, как мы утверждаем, состоит в счастливой и прекрасной жизни»14.  
Итак, государство существует не просто так, а чтобы обеспечить своим 
гражданам хорошую «благую» жизнь. Это общее благо как целое следует предпочесть индивидуальному благу. Собственная цель политики – достижение состояния счастья, а значит, и добродетельного поведения всех граждан. Постановка во главу угла военных завоеваний или приобретения материальных благ основана на неверном понимании человеческой природы. Экономика, искусство приобретения и производства материальных благ, имеет в жизни свое законное подчиненное место, но ее никогда не следует делать самоцелью или придавать ей слишком большое значение; погоня за благами, превосходящими разумные потребности, есть ошибка. Извращением является, к примеру, ростовщичество, которое ничего не производит. В отличие от Платона, Аристотель различал личное счастье гражданина и счастье государства. Не может быть счастливо государство, если не счастлив его гражданин.

Информация о работе Метод политики как науки у Аристотеля