Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:03, реферат
Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В отличие от Сократа и Платона он родился не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 г. до н. э. Отец его Никомах, принадлежащий к роду Асклепиадов, был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Аристотель профессиональным врачом не стал, но медицина осталась на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что в последствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника.
Аристотель определяет, что совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Аристотель
считает, что исторически
В
отличие от Платона, Аристотель защищал
индивидуальность семьи. Семья в
его изображении непременно имеет
три двойные части и соответствующие им
три формы отношений, "первые и самомалейшие
части семьи суть: господин и раб, муж и
жена, отец и дети" (I, 2, с. 8), а потому
"в семье имеют место отношения троякого
рода: господские, супружеские и родительские"
(I, 2, с. 9). В соответствии с этим Аристотель
различает в семье власть господскую и
власть домохозяина, первая власть - власть
над рабами, вторая - над женой и детьми.
Первая простирается на предметы, необходимые
для жизни, на рабов в том числе, вторая
имеет в виду пользу семьи, жены, детей.
Власть домохозяина - своего рода монархическая
власть. Власть жены в семье противоестественна:
"где природные отношения не извращены,
там преимущество власти принадлежит
мужчине, а не женщине" (I, 5, с. 32). Аристотель
с одобрением приводит в своей "Политике"
слова Софокла: "Молчание придает женщине
красоту" (Аякс, стих 29). В таком отношении
к женщине сказалось ее приниженное положение
в Аттике, в Афинах, где женщины были совершенно
выключены из культуры, образования, общественных
дел и политики.
Стагирит считает, что рабство существует
"по природе", ибо одни люди предназначены
повелевать, а другие - подчиняться и следовать
указаниям первых. И здесь он использует
мысль о противоположности души и тела.
"Те люди, которые столь же отличаются
от других людей, как душа от тела, а человек
от животного... по своей природе - рабы,
для них... лучший удел быть в подчинении
у деспотической власти" (Полит., I, 2,
1254b) - такой, какой подчиняются тела и животные.
Рабы - это прежде всего варвары, отличные
от господ как телом, приспособленным
к грубому физическому труду, так и "рабской"
душою. Раб - "одушевленный инструмент",
часть имущества господина, отличающаяся
от другого имущества лишь тем, что имеет
человеческие душу и тело. Раб не имеет
никаких прав, и по отношению к нему не
может быть совершено несправедливости;
нельзя дружить с рабом, поскольку он раб,
делает оговорку Аристотель, - но дружить
с ним можно, поскольку он человек.
Государство как система:
• Территория (желательно небольшая).
• Коллектив граждан (но не населения в целом). Гражданин – тот, кто участвует в законосовещательной и судебной власти.
• Семья.
• Система магистратур (гос. Должностей), которые занимают граждане.
• Частная собственность.
• Казна.
• Культ.
• Единая система правосудия.
• Единое представление о справедливости.
Аристотель
говорит, что государство - сложное
понятие, как и сложен его
состав. «Государство представляет собой
нечто составное, подобно всякому
целому, но состоящему из многих частей».
народная масса (земледельцы)
ремесленники
торговцы
наемные рабочие
военное сословие.
Эти классы, необходимые для существования
государства, имеют совершенно
разное значение и достоинство. Два главных
класса, составляющих
город-государство, - это военное сословие
и граждане, входящие в
законосовещательный орган.
Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ. Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан. Во всяком государственном устройстве должны быть три основные части: законосовещательный орган, должности, судебные органы.
Развивая
и конкретизируя учение
Но хитрость Аристотеля в том, что он на стороне большинства или даже всех граждан, предварительно исключив из их числа большинство жителей государства. Для этого философ различает существенные и несущественные, но тем не менее необходимые части государства. К необходимым, но к несущественным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным - лишь воинов и правителей. "Земледельцы, ремесленники и все торговое сословие, - сказано в "Политике", - необходимо входят в состав каждого государства; но существенные его части суть: воины и члены совета" (IV, 8, с. 167). Аристотель прямо заявляет, что "государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина" (III, 3, с. 106), что, с другой стороны, "граждане такого (наилучшего.- А. Ч.) государства не должны быть земледельцами" (ведь у ремесленников и земледельцев нет философского досуга для развития в себе добродетели).
Выход
из создавшегося противоречия
Аристотель находит в
Аристотель понимает, что положение
человека в обществе определяется собственностью.
Поэтому он критикует Платона, который
в своей утопии уничтожает частную собственность
у высших классов, специально подчеркивая,
что общность имуществ невозможна. Она
вызывает недовольство и ссоры, снижает
заинтересованность в труде, лишает человека
"естественного" наслаждения владением,
и т. д. Таким образом, он отстаивает частную
собственность, которая представлялась
ему, да и действительно была в его время
единственно возможной и прогрессивной,
обеспечивая своим развитием преодоление
последних пережитков общинного социального
устройства, тем более что развитие частной
собственности означало и преодоление
полисной ограниченности, вставшее на
повестку дня в связи с кризисом всего
полисного устройства Эллады. Правда,
при всем этом, Аристотель говорит и о
необходимости "щедрости", требующей
поддерживать неимущих, а "дружбу",
т. е. солидарность свободных между собою,
объявляет одной из высших политических
добродетелей. Организация землевладения
должна обеспечить гражданам пропитание
и в то же время возможность дружески предоставлять
свою собственность в пользование другим
гражданам. Всему гражданскому населению
следует участвовать в сисситиях, т.е.
общественных трапезах.
Устанавливая
норму собственности, нужно
Ограничения
частной собственности
Монархия - древнейшая форма политического
устройства, первая и самая божественная
форма, особенно абсолютная монархия,
которая допустима при наличии в государстве
превосходнейшего человека. Аристотель
здесь, в сущности, повторяет взгляды софиста
Калликла. Аристотель утверждает, что
человек, превосходящий всех людей, как
бы поднимается над законом, он бог между
людьми, он сам закон и пытаться подчинить
его закону смешно. Выступая против остракизма,
обычно применяемого в античных демократиях
против таких людей как средство противотиранической
защиты, Аристотель утверждает, что "такие
люди в государствах (если они, конечно,
окажутся, что случается редко. - А. Ч.) суть
вечные цари их" (III, 8, с. 131), что если
такой человек окажется в государстве,
то "остается только повиноваться такому
человеку".
Однако в целом аристократия предпочтительнее
монархии, ибо при аристократии власть
находится в руках немногих, обладающих
личным достоинством. Аристократия возможна
там, где личное достоинство ценится народом,
а так как личное достоинство обычно присуще
благородным, то они и правят при аристократии.
При политии (республике) государство
управляется большинством, но у большинства,
утверждает философ, единственная общая
им всем добродетель - воинская, поэтому
"республика состоит из людей, носящих
оружие". Другого народовластия он не
знает.
Таковы правильные формы правления.
Аристотель в какой-то мере признает их
все. В пользу третьей формы он также находит
довод, ставя вопрос о том, обладает ли
преимуществом большинство перед меньшинством,
и отвечает на него положительно в том
смысле, что, хотя каждый член меньшинства
лучше каждого члена большинства, в целом
большинство лучше меньшинства, ибо хотя
там каждый обращает внимание лишь на
одну какую-нибудь часть, все вместе видят
все.
Что касается
неправильных форм
Из неправильных форм Аристотель
отдает предпочтение демократии, считая
ее наиболее сносной (VI, 2, с. 219), но при условии,
что власть там остается в руках закона,
а не толпы (охлократия).
Аристотель
пытается найти переходы между
формами политического
Аристотель подчеркивал, что отношения между бедными и богатыми - отношение не просто различия, а противоположности. когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Государство,
состоящее из граждан среднего
достатка, будет иметь лучший
государственный строй, где