Методы и формы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:03, доклад

Описание работы

Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.
Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причин связей Бэкона — Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличие творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются в качестве эвристических средств открытия новых истин.

Файлы: 1 файл

филос.docx

— 19.90 Кб (Скачать файл)

Методы и формы научного познания

Метод познания можно определить как некоторую специфическую  процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к  достижению поставленной цели, либо приближает к ней.

Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как  способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причин связей Бэкона — Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличие творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются в качестве эвристических средств открытия новых истин. Другими словами, они приближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижение. Можно поэтому сказать, что большинство исследовательских методов имеют эвристический, а не алгоритмический характер. Пользуясь такими эвристическими методами, можно систематически, целенаправленно и организованно вести научный поиск.

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания.

В отличие от научного обыденное  знание имеет разрозненный, случайный  и неорганизованный характер, в котором  преобладают не связанные друг с  другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. Важнейшие  методы научного познания:

 

  1. восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом;
  2. моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;
  3. эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

 

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического  и теоретического. Для эмпирического  познания характерна факто фиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:

 

  1. универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи;
  2. идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут;
  3. концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение.

 

 

 

 

Сущность познания, его  ступени и формы

Гносеология - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Надо сразу отметить, что  нередко агностицизм сводят к  тезису: познание невозможно. Однако наличие  агностицизма в философии свидетельствует  о том, что познание есть сложный  феномен. Кант, например, считал, что  знание не происходит целиком из опыта. Познаваем лишь мир явлений, вещи в себе (сущности) познанием не достигаются.

Агностические концепции  появляются и функционируют в  сфере науки, философии не из-за нигилизма, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и сложным  характером и процессом её отображения  в сознании субъекта.

Современная философская  теория познания расходится с агностицизмом  в следующем:

  • в признании принципиальной познаваемости мира, что основано на признании объективности материального мира и его отражении человеческим сознанием;
  • в утверждении диалектического характера процесса познания, познаваемы не только явления, но и сущности вещей. Процесс познания идёт от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высокого порядка. В процессе познания важную роль играет как чувственное , так и рациональное познание, разрыв между двумя этими сторона познавательного процессе напрямую ведёт к агностицизму;
  • в признании решающей роли в познании практики, которая является целью, основой, движущей силой и критерием познания.

 

Основными ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое  познание, основанные на чувственном  и рациональном восприятии мира. Формами  чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления. Ощущением  называется элементарный чувственный  образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект.

Формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения. Основные отличия между рациональным и чувственным познанием заключаются  в следующем:

  • способность абстрактного мышления к отражению общего в предметах и явлениях, что недоступно чувственному познанию;
  • способность абстрактного мышления к отражению существенного в вещах и предметах;
  • способность абстрактного мышления к конструированию на основе познания существенных связей и отношений;
  • рациональное познание действительности носит опосредованный характер.

Однако между чувственным  и логическим познанием существует тесная взаимосвязь. Она выражается в том, что реализация чувственной  способности человека совершается  посредством механизма абстрактного мышления. Рациональное пронизывает  содержание чувственного познания действительности. В то же время реализация абстрактно-мысленной  способности человека совершается  посредством обращения к результатам  чувственного отражения предметов, используемых в качестве средства достижения и выражения результатов рационального  познания.


Информация о работе Методы и формы научного познания