Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.
1. Введение.
1
2. Научное познание и его особенности. 1
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного
и рационального познания.
4
4. Методы научного познания.
13
4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-
кация методов научного познания. 13
4.2. Всеобщий (диалектический) метод
познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании. 17
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых
объектов. Комплексный подход в познании.
17
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18
4.2.3. Принцип детерминизма.
20
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический
подход в познании.
20
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22
4.3.2. Эксперимент.
24
4.3.3. Измерение и сравнение.
26
4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30
4.4.3. Формализация.
32
4.4.4. Аксиоматический метод.
34
4.4.5. Метод гипотезы.
34
4.5. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36
4.5.1. Анализ и синтез.
36
4.5.2. Индукция и дедукция.
37
4.5.3. Аналогия и моделирование.
39
5. Заключение.
42
6. Библиографический список.
43
Методы и формы научного познания
Содержание:
1.
1
2. Научное познание и его
особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного
и
рационального
4
4. Методы научного познания.
13
4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-
кация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод
познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном
познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых
объектов. Комплексный подход в познании.
17
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18
4.2.3.
Принцип
20
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический
подход
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22
4.3.2.
4.3.3. Измерение и сравнение.
26
4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30
4.4.3.
4.4.4.
Аксиоматический
34
4.4.5.
4.5. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
37
4.5.3. Аналогия и моделирование.
39
5.
42
6.
Библиографический
43
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого
познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и
существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь
присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания.
Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему
познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы
и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для
познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество,
пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и
каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.
Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с
общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных
сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство
является одной из причин, которые определяют важность наличия философский
знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих
закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и
путей развития научного познания, его структуры и методов исследования,
рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. В
добавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без
которого невозможно обойтись в любой области научного познания.
2. Научное познание и его особенности.
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный
на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это,
обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс
приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и
совершенствование[1].»
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными
способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически
исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд,
практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные
отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь
процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития
практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в
различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии,
политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания.
Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое,
художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.
Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них
имеет свою специфику.
Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания.
Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим
целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов
действительности — природных, социальных (общественных), законов самого
познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на
общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их
выражение в системе абстракций. «Сущность научного познания заключается в
достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит
необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе
осуществляет предвидение различных явлений и событий»[2]. Научное познание
стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в
качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само
понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность
изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания —
объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и
методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда
характерная черта научного познания — объективность, устранение по
возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации
«чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы
называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то,
что есть»[3]. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективнуюкартину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность
субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее
неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности,
исключающего косность, догматизм, апологетику.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на
то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по
изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.
Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать,
чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в
настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с
возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает
возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание
открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного
его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут
быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как
возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как
подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет
одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает
его от других форм познавательной деятельности человека»[4].
Существенной особенностью современной науки является то, что она стала
такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука
превращается в его мать. Многие современные производственные процессы
родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только
обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве
предпосылки технической революции. Великие открытия за последние
десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической
революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя
автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и
материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились
предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный
противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную
развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных
форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно —
искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).
Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно
воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии
со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются
революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к
смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении
которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного
самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель
научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические
материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое
«научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее
(синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.).
Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания
характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких
идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика,
математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и
другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).