Методы и формы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.

Содержание работы

1. Введение.
1


2. Научное познание и его особенности. 1


3.Этапы процесса познания. Формы чувственного


и рационального познания.
4


4. Методы научного познания.
13


4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-


кация методов научного познания. 13


4.2. Всеобщий (диалектический) метод


познания, принципы диалектического метода


и их применение в научном познании. 17


4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых


объектов. Комплексный подход в познании.
17


4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18


4.2.3. Принцип детерминизма.
20


4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический


подход в познании.
20


4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22


4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22


4.3.2. Эксперимент.
24


4.3.3. Измерение и сравнение.
26


4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28


4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28


4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30


4.4.3. Формализация.
32


4.4.4. Аксиоматический метод.
34


4.4.5. Метод гипотезы.
34


4.5. Общенаучные методы, применяемые


на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36


4.5.1. Анализ и синтез.
36


4.5.2. Индукция и дедукция.
37


4.5.3. Аналогия и моделирование.
39


5. Заключение.
42


6. Библиографический список.
43

Файлы: 1 файл

33.doc

— 225.45 Кб (Скачать файл)

 

Методы и формы научного познания

 

 

Содержание:

 

 

 

1.                                                                 Введение.

                   1

 

 

2. Научное познание и его особенности.                                  1

 

 

3.Этапы  процесса познания. Формы чувственного

 

 

и                          рационального                           познания.

     4

 

 

4.                 Методы                 научного                 познания.

  13

 

 

4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-

 

 

кация методов научного познания.                                       13

 

 

4.2. Всеобщий (диалектический) метод

 

 

познания, принципы диалектического метода

 

 

и их применение в научном познании.                                   17

 

 

4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых

 

 

объектов.          Комплексный          подход          в          познании.

            17

 

 

4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.     18

 

 

4.2.3.                         Принцип                         детерминизма.

                          20

 

 

4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический

 

 

подход                              в                              познании.

                                   20

 

 

4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.       22

 

 

4.3.1.          Научное           наблюдение           и           описание.

                  22

 

 

4.3.2.                                                          Эксперимент.

                                    24

 

 

4.3.3.                Измерение                 и                 сравнение.

                           26

 

 

4.4. Общенаучные методы теоретического познания.   28

 

 

4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.  28

 

 

4.4.2.            Идеализация.            Мысленный             эксперимент.

           30

 

 

4.4.3.                                                         Формализация.

                                  32

 

 

4.4.4.                        Аксиоматический                         метод.

                          34

 

 

4.4.5.                            Метод                            гипотезы.

                                  34

 

 

4.5. Общенаучные методы, применяемые

 

 

на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.    36

 

 

4.5.1.                  Анализ                   и                   синтез.

                                   36

 

 

4.5.2.                 Индукция                 и                  дедукция.

                             37

 

 

4.5.3.               Аналогия                и                моделирование.

                       39

 

 

5.                                                               Заключение.

               42

 

 

6.                         Библиографический                         список.

43

 

 

 

                                1. Введение.

 

       Современная наука развивается очень  быстрыми  темпами,  в  настоящее

время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около  90  %  всех

ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-

то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество  сделало

такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам  (около  90  %

всех  научно-технических  достижений  были  сделаны  в  наше  время).  Весь

окружающий нас  мир  показывает  какого  прогресса  достигло  человечество.

Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода

к  постиндустриальному  обществу,  повсеместному  внедрению  информационных

технологий, появления «новой экономики», для которой  не  действуют  законы

классической экономической теории, начала переноса  знаний  человечества  в

электронную форму, столь удобную для  хранения,  систематизации,  поиска  и

обработки, и мн.др.

       Все это убедительно  доказывает,  что  основная  форма  человеческого

познания – наука  в наши дни становиться  все  более  и  более  значимой  и

существенной частью реальности.

       Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы  не  имела  столь

присущую ей развитую систему методов,  принципов  и  императивов  познания.

Именно правильно выбранный  метод наряду с талантом  ученого  помогает  ему

познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать  законы

и закономерности.  Количество  методов,  которые  разрабатывает  наука  для

познания действительности постоянно увеличивается.  Точное  их  количество,

пожалуй, трудно определить. Ведь в  мире  существует  около  15000  наук  и

каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

       Вместе с тем все  эти  методы  находятся  в  диалектической  связи  с

общенаучными методами, которые  они,  как  правило,  содержат  в  различных

сочетаниях  и  со  всеобщим,  диалектическим  методом.  Это  обстоятельство

является одной из причин, которые определяют важность  наличия  философский

знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее  общих

закономерностях бытия и развития мира»  занимается  изучением  тенденций  и

путей развития научного познания, его структуры  и   методов  исследования,

рассматривая их через  призму  своих  категорий,  законов  и  принципов.  В

добавок ко всему философия  наделяет  ученого  тем  всеобщим  методом,  без

которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

 

                   2. Научное познание и его особенности.

 

      Познание — это специфический вид деятельности  человека,  направленный

на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание  –  это,

обусловленный  прежде  всего  общественно-исторической  практикой,   процесс

приобретения и развития знания, его  постоянное  углубление,  расширение,  и

совершенствование[1].»

       Человек  постигает  окружающий  его  мир,  овладевает  им  различными

способами, среди которых можно выделить два  основных.  Первый  (генетически

исходный) — материально-технический — производство средств  к  жизни,  труд,

практика. Второй — духовный (идеальный), в  рамках  которого  познавательные

отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других.  В  свою  очередь

процесс познания и получаемые в нем знания  в  ходе  исторического  развития

практики и самого  познания  все  более  дифференцируется  и  воплощается  в

различных своих формах.

      Каждой форме  общественного  сознания:  науке,  философии,  мифологии,

политике,  религии  и  т.д.  соответствуют  специфические  формы   познания.

Обычно  выделяют  следующие  из  них:  обыденное,  игровое,  мифологическое,

художественно-образное,  философское,  религиозное,   личностное,   научное.

Последние хотя и связаны, но не тождественны  одна  другой,  каждая  из  них

имеет свою специфику.

      Не будем останавливаться на  рассмотрении  каждой  из  форм  познания.

Предметом нашего исследования является научное  познание.  В  связи  с  этим

целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.

      Основными  особенностями  научного познания являются:

       1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных  законов

действительности —  природных,  социальных  (общественных),  законов  самого

познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным  образом  на

общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики  и  их

выражение в системе абстракций. «Сущность научного  познания  заключается  в

достоверном  обобщении  фактов,  в  том,  что  за  случайным   оно   находит

необходимое,  закономерное,  за  единичным  –  общее  и   на   этой   основе

осуществляет предвидение различных явлений и событий»[2].  Научное  познание

стремиться вскрыть необходимые, объективные  связи,  которые  фиксируются  в

качестве объективных законов. Если этого нет,  то  нет  и  науки,  ибо  само

понятие научности  предполагает  открытие  законов,  углубление  в  сущность

изучаемых явлений.

      2. Непосредственная  цель  и  высшая  ценность  научного   познания  —

объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами  и

методами,  но,  разумеется,  не  без  участия  живого   созерцания.   Отсюда

характерная  черта  научного  познания  —   объективность,   устранение   по

возможности субъективистских  моментов  во  многих  случаях  для  реализации

«чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё  Эйнштейн  писал:  «То,  что  мы

называем наукой, имеет своей исключительной задачей  твердо  установить  то,

что есть»[3]. Её задача – дать  истинное  отражение  процессов,  объективнуюкартину того, что есть. Вместе с тем  надо  иметь  в  виду,  что  активность

субъекта — важнейшее условие  и  предпосылка  научного  познания.  Последнее

неосуществимо без конструктивно-критического отношения  к  действительности,

исключающего косность, догматизм, апологетику.

      3. Наука в большей мере, чем другие формы  познания  ориентирована  на

то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством  к  действию»  по

изменению окружающей действительности и  управлению  реальными  процессами.

Жизненный смысл научного изыскания может  быть  выражен  формулой:  «Знать,

чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не  только  в

настоящем,  но  и  в  будущем.  Весь  прогресс  научного  знания  связан  с

возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает

возможность  контролировать  процессы  и  управлять  ими.  Научное   знание

открывает возможность не только предвидения будущего,  но  и  сознательного

его формирования. «Ориентация науки на  изучение  объектов,  которые  могут

быть включены  в  деятельность  (либо  актуально,  либо  потенциально,  как

возможные  объекты  ее  будущего   освоения),   и   их   исследование   как

подчиняющихся объективным законам функционирования  и  развития  составляет

одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность  отличает

его от других форм познавательной деятельности человека»[4].

      Существенной особенностью современной науки является то, что она стала

такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства  наука

превращается в  его  мать.  Многие  современные  производственные  процессы

родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только

обслуживает запросы производства,  но  и  все  чаще  выступает  в  качестве

предпосылки  технической   революции.   Великие   открытия   за   последние

десятилетия  в  ведущих  областях  знания  привели   к   научно-технической

революции, охватившей  все  элементы  процесса  производства:  всесторонняя

автоматизация  и  механизация,  освоение  новых  видов  энергии,  сырья   и

материалов,  проникновение  в  микромир  и  в  космос.  В  итоге  сложились

предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

      4.  Научное   познание   в   гносеологическом   плане   есть   сложный

противоречивый  процесс   воспроизводства   знаний,   образующих   целостную

развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и  других  идеальных

форм, закрепленных в языке — естественном  или  —  что  более  характерно  —

искусственном  (математическая  символика,  химические  формулы  и    т.п.).

Научное  знание  не  просто   фиксирует   свои   элементы,   но   непрерывно

воспроизводит их на своей собственной основе, формирует  их  в  соответствии

со своими нормами и принципами.  В  развитии  научного  познания  чередуются

революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят  к

смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды,  на  протяжении

которых  знания  углубляются   и   детализируются.    Процесс   непрерывного

самообновления наукой своего концептуального арсенала  —  важный  показатель

научности.

      5.  В  процессе  научного  познания  применяются  такие  специфические

материальные  средства  как  приборы,  инструменты,  другое  так  называемое

«научное   оборудование»,   зачастую   очень   сложное    и    дорогостоящее

(синхрофазотроны, радиотелескопы,  ракетно-космнческая  техника  и  т.  д.).

Кроме того,  для  науки  в  большей  мере,  чем  для  других  форм  познания

характерно использование для исследования своих объектов и самой себя  таких

идеальных  (духовных)   средств   и   методов,   как   современная   логика,

математические  методы,  диалектика,  системный,  гипотетико-дедуктивный   и

другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

Информация о работе Методы и формы научного познания