Мифология как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.

Содержание работы

Введение
История происхождения мифа
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Основные тематические циклы мифов и их содержание
Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
Моделирующая функция мифа
Соотношение мифологии с другими философскими понятиями
Мифология XX в.
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации1.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Российской Федерации

Ульяновский государственный  технический университет

Кафедра  «Философия»

 

 

 

 

 

 

Реферат

по теме: «Мифология как феномен культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

группы ТКд-21:

Мальцев А.Е.

Проверил:

 кандидат философских  наук,

доцент Ташлинская Е.Ш.

 

 

 

Ульяновск 2012

Содержание

  • Введение
  • История происхождения мифа
  • Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
  • Основные тематические циклы мифов и их содержание
  • Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
  • Моделирующая функция мифа
  • Соотношение мифологии с другими философскими понятиями
  • Мифология XX в.
  • Заключение
  • Список использованных литературных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью моей работы является история появления мифологии, а  также ее роли для человека. Я считаю, что миф является очень интересным творением человеческой культуры, который не  теряет своей актуальности со времен своего появления античности. Итак,  что же такое миф?

Слово «миф» греческое  и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о  богах, духах, обожествлённых или связанных  с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в  начале времени и участвовавших  прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как  природных, так и культурных. Мифология  есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений  о мире.  Мифологией называют и  науку о мифах. Мифотворчество рассматривается  как важнейшее явление в культурной истории человечества.

В первобытном обществе мифология  представляла основной способ понимания  мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его  создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс  К.).  

 Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинноследственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически  сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость  изучения мифологии всесторонне  во взаимосвязи ее с другими науками  и философскими понятиями и категориями. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История происхождения мифа

Мифы в обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

 Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описаниям подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами.  В новое время они получили общее название древнегреческой мифологии.

Возникнув первоначально  в различных частях Эгейского  бассейна (на островах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных  областях европейской Греции - Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике), отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему  своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании  предков, особенно вождей племен, повсеместно  объявлявшихся “богоравными героями”.

Подобно легендам и сказаниям  древности:  древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических  поэм (“Илиады”, ”Одиссеи”,”Теогонии” и т.д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. По мере развития общественных отношений - возникновения племенных объединений - создаются различные песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов - пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны - гименеи, погребальные причитания - орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Наиболее интенсивно процесс возникновения этих преданий и легенд происходил на рубеже II и I тысячелетий до н.э., когда древнейшее население Эгейского бассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новых поселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы - аэды. Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени. [2]

Мифология тесно связана  с антропоморфизмом (приписыванием  явлениям природы человеческих свойств  и поступков), фетишизмом (представлением о наделенности неодушевленных предметов  сверхъестественной силой), тотемизмом (представлением о происхождении  человеческих групп от животного  или растительного предка), анимизмом (верой в одушевленность всего  существующего).

Мифологию порой путают с  мистикой, поскольку мистические  представления занимают в мифах  важное место. Многие мифы начинаются с представления о первобытном  хаосе как мистической нерасчлененности бытия, хотя не останавливаются на этом. Мифология, будучи связанной, с захоронениями  предков, является сущностным свойством  человека. «Первых в мире богов  создал страх», — писал римский  поэт Папиний Статий, а страх смерти, сильнейший для большинства людей.

Миф отличается от сказки или  легенды тем, что воспринимается как реальность. Р. Барт определяет миф в противоположность поэзии как семиологическую систему, претендующую на то, чтобы превратиться в систему  фактов: «Поэзия — это семиологическая  система, стремящаяся редуцироваться до системы сущностей».

В мифологических текстах  боги похожи на людей и обладают их достоинствами и пороками —  для первобытных людей не ясна разница между естественным (жизнью людей) и сверхъестественным (жизнью богов). Для того чтобы божественное предстало в идеальном варианте, необходим длительный период абстрагирующейся деятельности. Своим идеальным характером религия отличается от мифологии. Это последующий этап развития культуры. Интересна мысль К. Леви-Строса, что миф образует мост между эмотивным опытом и интеллектуалистической мыслью. Мы бы сказали, мост между искусством, в основе которого лежат образы, и философией, в основе которой рациональное мышление. Постепенно под влиянием тенденции рационализации мифы становятся все более абстрагированными, усложненными, логичными и последовательными.

Мифология развивалась из отдельных произведений искусства, которые до определенного момента  не обобщались. Переломной точкой перехода от искусства к мифологии следует  считать становление великих  речных цивилизаций. Мистика и искусство  не отмирают, а перемещаются на периферию  культуры. Мифология же достигает  своего расцвета в Египте, Индии, Китае, Греции.

Становление цивилизации  — социальная предпосылка развития и господства мифологии над другими  отраслями культуры, рост логичности мышления — антропологическая. Мистика  вместе с искусством создает внутрикультурные условия для победы мифологии. В  мифе соединяются мистика, искусство  и жизнь в лице действующих  культурных героев. [3]

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания  и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

Таким образом, миф возник из потребности древних людей  в осознании окружающей его природной  и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

 

Понятие мифа и  мифологии и их значение в жизни  человека

Миф - наиболее древняя система  ценностей. Считается, что в целом  культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане  в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное  значение. Развитие науки и цивилизации  часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций  и ценностей мифа, сущности современной  социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф  исчерпал себя. Миф в современной  культуре создает средства и способы  символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях  мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко  преодолевать несовместимость смыслов  и содержания, ибо в мифе все  условно и символично.

В этих условиях выбор и  ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой  гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной  конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых  простых способов упорядочивания его  деятельности. В ранних и примитивных  культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.[4]

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования  и фетишизации. Миф позволяет  заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который  можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть  мифологии составляют космологические  мифы.

Большое внимание в мифах  уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание  животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе  и коллективной жизни. В мифах  объединились зачатки знаний, религиозных  верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению  кто кого породил. Мифы построены  на установлении гармонии между миром  и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные  в мифах представления тесно  переплетаются с обрядами.

Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские  мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом  и более широкой публике оказались  доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического  развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

 

Основные тематические циклы мифов и их содержание

Среди всего множества  мифических преданий и рассказов  принято выделять несколько важнейших  циклов:

-космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной

-антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества

-мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ

-эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен

Космогонические мифы, как  правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Информация о работе Мифология как феномен культуры