Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:13, реферат
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
Введение
История происхождения мифа
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Основные тематические циклы мифов и их содержание
Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
Моделирующая функция мифа
Соотношение мифологии с другими философскими понятиями
Мифология XX в.
Заключение
Список использованных литературных источников
Министерство Образования Российской Федерации
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра «Философия»
Реферат
по теме: «Мифология как феномен культуры»
Выполнил студент
группы ТКд-21:
Мальцев А.Е.
Проверил:
кандидат философских наук,
доцент Ташлинская Е.Ш.
Ульяновск 2012
Содержание
Введение
Целью моей работы является история появления мифологии, а также ее роли для человека. Я считаю, что миф является очень интересным творением человеческой культуры, который не теряет своей актуальности со времен своего появления античности. Итак, что же такое миф?
Слово «миф» греческое
и буквально означает предание, сказание.
Обычно подразумеваются сказания о
богах, духах, обожествлённых или связанных
с богами своим происхождением героях,
о первопредках, действовавших в
начале времени и участвовавших
прямо или косвенно в создании
самого мира, его элементов как
природных, так и культурных. Мифология
есть совокупность подобных сказаний
о богах и героях и, в то же время,
система фантастических представлений
о мире. Мифологией называют и
науку о мифах. Мифотворчество рассматривается
как важнейшее явление в
В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К.).
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинноследственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.
Особенно сильно значение
мифологии проявляется при
История происхождения мифа
Мифы в обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.
Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описаниям подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название древнегреческой мифологии.
Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна (на островах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных областях европейской Греции - Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике), отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании предков, особенно вождей племен, повсеместно объявлявшихся “богоравными героями”.
Подобно легендам и сказаниям древности: древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм (“Илиады”, ”Одиссеи”,”Теогонии” и т.д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. По мере развития общественных отношений - возникновения племенных объединений - создаются различные песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов - пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны - гименеи, погребальные причитания - орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Наиболее интенсивно процесс возникновения этих преданий и легенд происходил на рубеже II и I тысячелетий до н.э., когда древнейшее население Эгейского бассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новых поселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы - аэды. Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени. [2]
Мифология тесно связана с антропоморфизмом (приписыванием явлениям природы человеческих свойств и поступков), фетишизмом (представлением о наделенности неодушевленных предметов сверхъестественной силой), тотемизмом (представлением о происхождении человеческих групп от животного или растительного предка), анимизмом (верой в одушевленность всего существующего).
Мифологию порой путают с
мистикой, поскольку мистические
представления занимают в мифах
важное место. Многие мифы начинаются
с представления о первобытном
хаосе как мистической
Миф отличается от сказки или легенды тем, что воспринимается как реальность. Р. Барт определяет миф в противоположность поэзии как семиологическую систему, претендующую на то, чтобы превратиться в систему фактов: «Поэзия — это семиологическая система, стремящаяся редуцироваться до системы сущностей».
В мифологических текстах боги похожи на людей и обладают их достоинствами и пороками — для первобытных людей не ясна разница между естественным (жизнью людей) и сверхъестественным (жизнью богов). Для того чтобы божественное предстало в идеальном варианте, необходим длительный период абстрагирующейся деятельности. Своим идеальным характером религия отличается от мифологии. Это последующий этап развития культуры. Интересна мысль К. Леви-Строса, что миф образует мост между эмотивным опытом и интеллектуалистической мыслью. Мы бы сказали, мост между искусством, в основе которого лежат образы, и философией, в основе которой рациональное мышление. Постепенно под влиянием тенденции рационализации мифы становятся все более абстрагированными, усложненными, логичными и последовательными.
Мифология развивалась из отдельных произведений искусства, которые до определенного момента не обобщались. Переломной точкой перехода от искусства к мифологии следует считать становление великих речных цивилизаций. Мистика и искусство не отмирают, а перемещаются на периферию культуры. Мифология же достигает своего расцвета в Египте, Индии, Китае, Греции.
Становление цивилизации — социальная предпосылка развития и господства мифологии над другими отраслями культуры, рост логичности мышления — антропологическая. Мистика вместе с искусством создает внутрикультурные условия для победы мифологии. В мифе соединяются мистика, искусство и жизнь в лице действующих культурных героев. [3]
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.
Таким образом, миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Миф - наиболее древняя система
ценностей. Считается, что в целом
культура движется от мифа к логосу,
то есть от вымысла и условности
к знанию, к закону. В этом плане
в современной культуре миф играет
архаичную роль, а его ценности
и идеалы имеют рудиментарное
значение. Развитие науки и цивилизации
часто обесценивает миф, показывает
неадекватность регулятивных функций
и ценностей мифа, сущности современной
социокультурной
В этих условиях выбор и
ориентация личности раскрепощается и,
следовательно, используя условность,
она может достигать высокой
гибкости, что, например, почти недоступно
религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя
явления окружающего мира, сводит
их к человеческим представлениям.
На этой почве становится возможной
конкретно-чувственная
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое мировоззрение
- начальный тип мировоззрения, который
можно назвать
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.
Европейским народам вплоть
до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые
и поныне греческие и римские
мифы, позже им стало известно об
арабских, индейских, германских, славянских,
индийских сказаниях и их героях.
Со временем сначала ученым, а потом
и более широкой публике
Основные тематические циклы мифов и их содержание
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов:
-космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной
-антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества
-мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ
-эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).