Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:13, реферат
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
Введение
История происхождения мифа
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Основные тематические циклы мифов и их содержание
Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
Моделирующая функция мифа
Соотношение мифологии с другими философскими понятиями
Мифология XX в.
Заключение
Список использованных литературных источников
Параллельно с мифом и
религией в истории культуры существовало
и действовало искусство. Искусство
есть выражение потребности человека
в образно-символическом
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену .
Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим:
-миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,
-миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,
-миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа,
-миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,
-миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.
Мифология XX в.
Мифологию невозможно ограничить
рамками первобытного мышления так
же, как нельзя провести резкой грани
между мифологическим и научным
мышлением вообще. Ведь и то, и
другое — мышление. Как известно,
в марксизме действительность мышления
доказывается практикой. Но особенностью
мифологического мышления является
то, что оно совсем не нуждается
в доказательствах или в
Мышление и язык содержат в себе постоянную возможность мифологизации. «Мысль изреченная есть ложь», — писал Ф.И. Тютчев. Изреченная мысль становится для человека основанием не только новой мысли, но и дела. В этом случае вопрос о совпадении слова и дела может быть вообще отодвинут в сторону, поскольку само слово способно стать для человека делом, выступать в роли самой настоящей действительности. Язык околдовывает человека, начинает за него мыслить и действовать. Это является предпосылкой мифологизации сознания.
Ясно, что такие предпосылки существовали всегда. Они порождаются самой культурой. В XX в. влияние их на индивидуальное сознание усиливается в связи с глобализацией многих проблем, в связи с развитием средств массовой коммуникации, в связи с появлением массового сознания и массовой культуры. Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. Десятилетиями существовал миф о всесилии естественнонаучного знания, которое позволит овладеть природными процессами и избавит человечество от многих бед, связанных с болезнями и преступностью. Существовали мифы о всесилии просвещенности и грамотности: например, как только на Земле грамотных станет больше, чем неграмотных, все, наконец, исправится «само собою». В 1954 г., по данным ЮНЕСКО, доля грамотных на планете составляла 51%, сегодня их численность приблизилась к двум третям человечества, но до избавления от бед все еще далеко. На смену приходят другие мифы, связанные с верой во всесилие политики или в оккультные учения, в «пришельцев» или в «скрытые» возможности человеческой психики.
Наш век стал веком нового мировоззрения и сознания. Как бы сжались, сдвинулись и сделались зримыми границы мира, он стал единым, с общей судьбой и общим будущим, которое все же остается неясным. Но и взгляд на предшествующую историю изменился, она уже не воспринимается лишь прошлым. Человечество оказалось единым не только в пространстве, но и во времени своего бытия. Все в истории кажется знакомым и понятным, все, что в ней было, существует и сегодня в виде неразрешимых проблем, которые есть и будут. Последовательность в истории превращается в одновременность, и люди разных времен оказываются современниками перед лицом одних и тех же проблем. Это совмещение диахронического и синхронического аспектов в мышлении XX в. является характерным свойством именно мифологического мышления.
Заключение
Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием. В совокупности мифы представляли собой попытку создания целостного мировоззрения и способ описания устройства мира. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами).
С другой стороны, миф и
особенно ритуал имели прямое отношение
к магии и религии. Религия
с самого своего возникновения включила
в себя мифы и обряды. Философия
развивалась, постепенно преодолевая
мифологическое наследие. Но и после
обособления различных
Мифология является неотъемлемой частью человеческой культуры, которая оказала огромное влияние на формирование мировоззрения человека, социальных норм, обычаев и ритуалов. Кроме того, миф как культурное явление не потеряло своей актуальности и в наши дни, что говорит об универсальности самого понятия мифа. Итак, нельзя не признать, что мифология является феноменом культуры, положившим начало развития множества сфер человеческой жизни.
Список использованных литературных источников