Мифология как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.

Содержание работы

Введение
История происхождения мифа
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Основные тематические циклы мифов и их содержание
Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
Моделирующая функция мифа
Соотношение мифологии с другими философскими понятиями
Мифология XX в.
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации1.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

Параллельно с мифом и  религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство  есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении  и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает  для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации  автором явлений окружающего  мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы  о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано  с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит  Платону и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к  анализу этих вопросов от мифологического.

В самом деле - уже в  мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену .

Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим:

-миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,

-миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,

-миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа,

-миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

-миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

 

Мифология XX в.

Мифологию невозможно ограничить рамками первобытного мышления так  же, как нельзя провести резкой грани  между мифологическим и научным  мышлением вообще. Ведь и то, и  другое — мышление. Как известно, в марксизме действительность мышления доказывается практикой. Но особенностью мифологического мышления является то, что оно совсем не нуждается  в доказательствах или в практическом обосновании. В состоянии искренней  и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждение своей  веры. Так, верующий в судьбу склонен  видеть предопределенность даже в попытках разубедить его и объяснить случившееся  простым стечением обстоятельств.

Мышление и язык содержат в себе постоянную возможность мифологизации. «Мысль изреченная есть ложь», — писал  Ф.И. Тютчев. Изреченная мысль становится для человека основанием не только новой мысли, но и дела. В этом случае вопрос о совпадении слова  и дела может быть вообще отодвинут в сторону, поскольку само слово способно стать для человека делом, выступать в роли самой настоящей действительности. Язык околдовывает человека, начинает за него мыслить и действовать. Это является предпосылкой мифологизации сознания.

Ясно, что такие предпосылки  существовали всегда. Они порождаются  самой культурой.  В XX в. влияние  их на индивидуальное сознание усиливается  в связи с глобализацией многих проблем, в связи с развитием  средств массовой коммуникации, в  связи с появлением массового  сознания и массовой культуры. Управляемость  общественными процессами, которая  зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. Десятилетиями существовал  миф о всесилии естественнонаучного  знания, которое позволит овладеть природными процессами и избавит  человечество от многих бед, связанных  с болезнями и преступностью. Существовали мифы о всесилии просвещенности и грамотности: например, как только на Земле грамотных станет больше, чем неграмотных, все, наконец, исправится «само собою». В 1954 г., по данным ЮНЕСКО, доля грамотных на планете составляла 51%, сегодня их численность приблизилась к двум третям человечества, но до избавления от бед все еще далеко. На смену  приходят другие мифы, связанные с  верой во всесилие политики или в  оккультные учения, в «пришельцев» или в «скрытые» возможности  человеческой психики.

Наш век стал веком нового мировоззрения и сознания. Как  бы сжались, сдвинулись и сделались  зримыми границы мира, он стал единым, с общей судьбой и общим  будущим, которое все же остается неясным. Но и взгляд на предшествующую историю изменился, она уже не воспринимается лишь прошлым. Человечество оказалось единым не только в пространстве, но и во времени своего бытия. Все  в истории кажется знакомым и  понятным, все, что в ней было, существует и сегодня в виде неразрешимых проблем, которые есть и будут. Последовательность в истории превращается в одновременность, и люди разных времен оказываются  современниками перед лицом одних и тех же проблем. Это совмещение диахронического и синхронического аспектов в мышлении XX в. является характерным свойством именно мифологического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мифология является самым  древним, архаическим, идеологическим образованием. В совокупности мифы представляли собой попытку создания целостного мировоззрения и способ описания устройства мира. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами).

С другой стороны, миф и  особенно ритуал имели прямое отношение  к магии и религии. Религия  с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия  развивалась, постепенно преодолевая  мифологическое наследие. Но и после  обособления различных идеологий  и даже после значительного прогресса  науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических  форм повествования. Не говоря уже о  тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического  сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом  с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой  научной логики.

Мифология является неотъемлемой частью человеческой культуры, которая  оказала огромное влияние на формирование мировоззрения человека, социальных норм, обычаев и ритуалов. Кроме  того, миф как культурное явление  не потеряло своей актуальности и  в наши дни, что говорит об универсальности  самого понятия мифа. Итак, нельзя не признать, что мифология является феноменом культуры, положившим начало развития множества сфер человеческой жизни.

 

 

Список использованных литературных источников

    1. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС, 1995.
    2. Бенгтсон Г.Б. - Правители эпохи эллинизма. М.,2005
    3. Лосев А.Ф.- Античная культура и современная наука. М.,1985.
    4. Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, Москва, 1994.
    5. Парандовский Я. - Мифология. М., 1991.
    6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред. А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987
    7. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
    8. Горелов А. А. Культурология: Учеб. Пособие. – М.: Юрайт – М, 2002

Информация о работе Мифология как феномен культуры