Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:04, контрольная работа
Мировоззрение существует на двух уровнях: обыденном и теоретическом.
Обыденный или жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте. Этот уровень называют жизненной философией. Теоретический уровень мировоззрения отражает его познавательно-интелектуальную сторону, называемую миропониманием. Это отражение с помощью разума и интеллекта.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру, место человека в этом мире и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Мировоззрение - это сложное духовное образование, включающее несколько взаимосвязанных между собой элементов:
Ценность – это свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей.
Идеалы – это представления, согласно которым должна строится жизнь человека и общества.
Мировоззрение существует на двух уровнях: обыденном и теоретическом.
Обыденный или жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте. Этот уровень называют жизненной философией.
Теоретический
уровень мировоззрения отражает
его познавательно-интелектуаль
Древнегреческая (античная) философия отличается более высокой степенью теоретичности, системностью и логической последовательностью. Именно начиная с греко-римской эпохи сформировались все основные признаки и типичные черты философии, в том числе ее предмет, теория и метод, диалектика, учение о бытии и учение о познании, структура философского знания, его идеалистическое и матеарилистическое направление, космологический взгляд на природу и человека, философская концепция общества и государства и др.
Источниками возникновения философии являются мифология, религия, зарождающиеся знания, народная культура и т.д.
Латинское слово antiguus означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. и просуществовала до V в.н.э. Она завершила свое существование в период распада Римской Империи.
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре этапа:
Особенности античной философии следующие:
Учение о бытии. В решении проблемы первоначала всего сущего сложились две позиции, две точки зрения. Первая позиция, которая свидетельствует о зарождении материализма, нашла отражение в первом периоде развития философии, в Милетской школе. Главным вопросом их философии был вопрос о первоначале мира, о сущности природы. Но если мифология стремится решить вопрос по принципу, кто родил сущее, то философия ищет основу начала – из чего все произошло.
Первым древнегреческим философом был Фалес из Милета (VII – V вв. до н.э.), причисляемый античной традицией к «семи мудрецам». Фалес был знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии, опираясь на эти знания, предсказал солнечное затмение, которое произошло в Ионии. В историю науки он вошол как философ и основатель Милетской школы философии. Но в философии Фалеса прежде всего интересовало природное начало – возможность за многообразием усмотреть некую материальную сущность вещей, некое первоначало. Учение Фалеса можно свести к двум пунктам: 1) все произощло из воды; 2) Земля плавает в воде подобно куску дерева.
Он и его
ученики – Анаксимен и
Стройную систему материализма впервые разработал Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.). Считается, что он был учеником Левкиппа (ок. 500 – 440 гг. до н.э.). Последнему принадлежат основополагающие идеи о наличии абсолютной пустоты, о движущихся в ней неделимых частицах. Демокрит был сыном богатого горожанина города Абдеры, рано увлекся научными знаниями, слушал элегатов и пифагорейцев, совершил ряд путешествий в страны Востока, был в Египте, Вавилонии, Иране, Индии. Это был крупнейший древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию. Исходное положение атомистической системы Демокрита – тезис существований пустоты и атома (нерассекаемое, неделимое), которые образуют своими многообразными соединениями все сложные тела.
Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:
Человек тоже скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - вещество, состоящее из мелких, неделимых наиболее подвижных, огненных атомов. Душа состоит из двух частей: разумной части, находящейся в груди, и неразумной части, рассеивающейся по всему телу.
Предмет социальной философии.
Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии.
Известный русскоамериканский
социолог П. Сорокин дает следующее,
характерное для его общей
философской концепции
Социальное явление есть мир
понятий, мир логического (научного —
в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся
в процессе взаимодействия (коллективный
опыт) человеческих индивидов.
В действительности же общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного».
Социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.
Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.
Социальная
философия изучает общество и
социальную жизнь не только в структурно-функциональном
плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно,
что предметом ее рассмотрения является
и сам человек, взятый, однако, не «сам
по себе», не как отдельный индивид, а как
представитель социальной группы или
общности, т. е. в системе его социальных
связей.
«Социальная философия изучает законы,
согласно которым в обществе складываются
устойчивые, большие группы людей, отношения
между этими группами, их связи и роль
в обществе.
Социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.
Функции социальной философии.
Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Основные из них:
1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.
2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.
С указанными выше
функциями связана методологиче
Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.
Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы.
Позитивистская социальная философия и ее проблематика. Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20—40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое направление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.