Мировозрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:04, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение существует на двух уровнях: обыденном и теоретическом.
Обыденный или жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте. Этот уровень называют жизненной философией. Теоретический уровень мировоззрения отражает его познавательно-интелектуальную сторону, называемую миропониманием. Это отражение с помощью разума и интеллекта.

Файлы: 1 файл

Мировоззрение.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)
  1. Мировоззрение, его структура и уровни.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение  человека к миру, место человека в этом мире и выступающих в  качестве ориентиров и регуляторов  его поведения.

Мировоззрение  - это сложное духовное образование, включающее несколько взаимосвязанных между собой элементов:

  • Познавательный элемент. Он базируется на обобщенных знаниях – повседневных или жизненно-практических, профессиональных, научных и т. д. – и представляет конкретно-научную картину мира, стили мышления того или иного общества, народа или эпохи.
  • Ценностно-нормативный элемент. Он включает оценки, т. е. отношение к миру с точки зрения отдельной личности, группы людей общества, ценности.

Ценность –  это свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей.

Идеалы –  это представления, согласно которым  должна строится жизнь человека и  общества.

  • Морально-волевой элемент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а так же выработка определенных психологических установок на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в данной составляющей мировоззренческого элемента.
  • Практический элемент. Он является мерилом мировоззренческой зрелости. Без практической составляющей мировоззрение носило бы абстрактный, отвлеченный характер.

Мировоззрение существует на двух уровнях: обыденном  и теоретическом.

Обыденный или  жизненно-практический уровень мировоззрения  складывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте. Этот уровень называют жизненной  философией.

Теоретический уровень мировоззрения отражает его познавательно-интелектуальную сторону, называемую миропониманием.  Это отражение с помощью разума и интеллекта.

 

  1. Античная философия, ее космоцентрический  характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)

 

Древнегреческая (античная) философия отличается более высокой степенью теоретичности, системностью и логической последовательностью. Именно начиная с греко-римской эпохи сформировались все основные признаки и типичные черты философии, в том числе ее предмет, теория и метод, диалектика, учение о бытии и учение о познании, структура философского знания, его идеалистическое и матеарилистическое направление, космологический взгляд на природу и человека, философская концепция общества и государства и др.

Источниками возникновения  философии являются мифология, религия, зарождающиеся знания, народная культура и т.д.

Латинское слово antiguus означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. и просуществовала до V в.н.э. Она завершила свое существование в период распада Римской  Империи.

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре этапа:

  • Зарождение древнегреческой философии (VII – V вв. до н.э.). Этот период обычно называют досократовским либо натуралистическим. К этому периоду относится Милетская школа, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты.
  • Расцвет и зрелость древнегреческой философии (середина V в. до н.э. – конец IV в. до н.э.). Он обычно характеризуется как классический. Его представители – Сократ, Платон, Аристотель. Их взгляды явились вершиной древней философии.
  • Закат древнегреческой философии (IV – II вв. до н.э.). Он связан с распадом древнегреческой державы после смерти Александра Македонского. Этот этап называют эллинистическим. К нему относя стоические и эпикурейские школы.
  • Упадок античной философии  (I в. до н.э. – V в. н.э.). Этот этап называют римским. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Выделяются три школы римской философии: стоицизм, эпикуреизм, скептизм.

Особенности античной философии следующие:

  • Древнегреческая философия носит космоцентрический характер, в ее центре – космос. Взоры древних философов были обращены на разгадку тайн космоса, под которым понималось все : природа, земля, человек, растительный и животный мир, небесные тела и весь небесный свод;
  • Повышенное внимание к проблеме объяснения окружающей природы;
  • Поиск первоначала, проводившего все сущее;
  • Одушевление неживой природы;
  • Созерцательность;
  • Натуралистический, декларированный способ философствования.

Учение  о бытии. В решении проблемы первоначала всего сущего сложились две позиции, две точки зрения. Первая позиция, которая свидетельствует о зарождении материализма, нашла отражение в первом периоде развития философии, в Милетской школе. Главным вопросом их философии был вопрос о первоначале мира, о сущности природы. Но если мифология стремится решить вопрос по принципу, кто родил сущее, то философия ищет основу начала – из чего все произошло.

Первым древнегреческим  философом был Фалес из Милета (VII – V вв. до н.э.), причисляемый античной традицией к «семи мудрецам». Фалес был знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии, опираясь на эти знания, предсказал солнечное затмение, которое произошло в Ионии. В историю науки он вошол как философ и основатель Милетской школы философии. Но в философии Фалеса прежде всего интересовало природное начало – возможность за многообразием усмотреть некую материальную сущность вещей, некое первоначало. Учение Фалеса можно свести к двум пунктам: 1) все произощло из воды; 2) Земля плавает в воде подобно куску дерева.

Он и его  ученики – Анаксимен и Анаксимандр  – осуществили духовный переворот, сформировали в Элладе философскую  традицию, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о  происхождении многого из единого источника – архее (вода у Фалеса), апейрона (беспредельная стихия, субстанциональное и генетическое начало космоса у Анаксимандра), воздуха (у Анаксимена). Они же это бесконечное и вечное в смене вещей считали конечным фундаментом человеческой жизни и деятельности, связывали с определением места человека в мире.

Стройную систему  материализма впервые разработал Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.). Считается, что  он был учеником Левкиппа (ок. 500 – 440 гг. до н.э.). Последнему принадлежат  основополагающие идеи о наличии абсолютной пустоты, о движущихся в ней неделимых частицах. Демокрит был сыном богатого горожанина города Абдеры, рано увлекся научными знаниями, слушал элегатов и пифагорейцев, совершил ряд путешествий в страны Востока, был в Египте, Вавилонии, Иране, Индии. Это был крупнейший древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию. Исходное положение атомистической системы Демокрита – тезис существований пустоты и атома (нерассекаемое, неделимое), которые образуют своими многообразными соединениями все сложные тела.

Суть онтологии  Демокрита сводилась к двум основным положениям:

  • Все вещи образуются из сочетания атомов – из их соединения и разделения, потому вещи различаются лишь по количеству атомов по их форме, порядку и положению.
  • Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте по отношению друг к другу, занимаемое ими место совершенно случайно.

Человек тоже скопление  атомов и отличается от других существ  наличием души. Душа  - вещество, состоящее  из мелких, неделимых наиболее подвижных, огненных атомов. Душа состоит из двух частей: разумной части, находящейся в груди, и неразумной части, рассеивающейся по всему телу.

 

  1. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии.

 

Предмет социальной философии.

Объект социальной философии социальная жизнь и  социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует  определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии.

Известный русскоамериканский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей  философской концепции определение  социального явления: 
Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.

В действительности же общественная жизнь, социальное бытие  включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного».

Социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.

Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.

Социальная  философия изучает общество и  социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей. 
«Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе.

Социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

Функции социальной философии. 

Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Основные из них:

1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.

2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.

Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Развитие  социальной философии и ее основные исторические этапы.

Позитивистская социальная философия и ее проблематика. Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20—40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое направление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Информация о работе Мировозрение