Мировозрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:04, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение существует на двух уровнях: обыденном и теоретическом.
Обыденный или жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте. Этот уровень называют жизненной философией. Теоретический уровень мировоззрения отражает его познавательно-интелектуальную сторону, называемую миропониманием. Это отражение с помощью разума и интеллекта.

Файлы: 1 файл

Мировоззрение.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Считается, что  основное философское значение теории относительности состоит в следующем:

1. Теория относительности  исключила из науки понятия  абсолютного пространства и абсолютного  времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия.

2. Она показала  зависимость пространственно-временных  свойств от характера движения  и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя.

3. Теория относительности  категорически отвергла субъективистские, априористские трактовки сущности пространства и времени, которые противоречили её выводам.

Говоря о  том, что теория относительности  подтвердила понимание пространства и времени как коренных форм существования  материи, нельзя думать, что теория относительности положила конец философским спорам об истолковании пространства и времени. Решив одни проблемы, теория относительности поставила другие. Философские споры вокруг теории относительности возникли сразу же при её создании и не утихают по настоящее время.

Ряд философски мыслящих ученых попытались развить субъективистские версии трактовки пространства и времени, опираясь на теорию относительности. Связь пространства и времени с тяготением была истолкована как их полная тождественность, что привело к попыткам геометризации всех других видов физических полей (основание для такой трактовки физических полей дал сам Эйнштейн). Такой подход к пониманию сущности пространства и времени вел к пониманию пространства и времени как исходной физической реальности, исходной субстанции, которая порождает, обусловливает все физические свойства реального мира. Подобно тому, как в концепции энергетизма исходным понятием оказалось движение, оторванное от понятия материи, в геометрической картине мира исходной субстанцией оказались пространство и время, оторванные от материи.

 

  1. «…Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие – политические и идеологические, - являются, в конечном счете, все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию».

- При  каких же условиях духовная  деятельность оказывает активное  влияние на жизнь общества?

Духовная жизнь общества - это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей. Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем разнообразии идей, взглядов, понятий, представлений и нравов людей, социальных групп, классов, в развиваемых и создаваемых ими ценностях духовной культуры. Духовная жизнь общества включает в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.

Духовное производство составляет деятельность людей по познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осуществляется учеными, идеологами, художниками, которые создают духовные ценности - научные теории, произведения искусства и т.д., способные передавать людям (выражать) чувства знания, представления о мире.  

Духовное общение - это деятельность людей по обмену, распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание) информация о приобщении к духовным ценностям — их духовном потреблении. Средствами духовного общения являются язык, мимика, письменность, средства массовой информации (печать, радио, кино, телевидение). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры и других организациях.

В процессе духовного  общения и потребления духовных ценностей формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том числе и общественное сознание.

Общественное  сознание - это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни людей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей.

Общественное  сознание порождается материальными  условиями жизни людей, в системе  которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно  возникло на основе трудовой материальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, "люди, которые развивают свое материальное производство и свое материальное общение (производственные отношения), изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание".

Отражение общественного  бытия - сложный и многократно  опосредованный процесс. В нем играют определенную роль разные стороны общественного  бытия: экономика, классовые отношения и т.д.

Общественное  бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности, которые  возникают в процессе жизни, практической деятельности людей. Эти потребности (личные и общественные) проявляются в чувствах людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление, желание удовлетворить потребности. Этими интересами (скрытыми за ними потребностями) люди руководствуются в своей практической деятельности. Социальная практика показывает, что люди привыкли объяснять свое поведение своими мыслями, идеями, но их деятельность определяется их потребностями, которые осмысливаются как личностные или же групповые.

 

 


Информация о работе Мировозрение