Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:57, реферат
В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
Значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе, что такое мировоззрение, миропонимание и мироощущение каков их смысл.
Введение 3
1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Мироощущение и миропонимание
1.1. Понятие мировоззрения 4
1.2. Структура мировоззрения 5
1.3. Миропонимание и мироощущение 8
2. Типы и виды мировоззрения 12
3. Особенности философского миросозерцания (мировоззрения) 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 20
Список используемой литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
В период
глубинных перемен, происходящих во
всех структурах политики, экономики,
культуры нашей страны, становятся
главными проблемы мировоззренческой
ориентации человека, осознание им
своего места и роли в обществе,
социальной и личной активности, ответственности
за свои поступки и выбор форм и
направлений своей
В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
Значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе, что такое мировоззрение, миропонимание и мироощущение каков их смысл.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.
Понятие
«мировоззрение» неотделимо от понятия
«человек». Мировоззрение – способ
духовной ориентации человека в окружающей
действительности, определенный взгляд
на мир. Это система наиболее общих
представлений и знаний о мире
и месте человека в нем, ценностях
и убеждениях личности. Комплекс таких
представлений необходим
Жизнь людей
в обществе носит исторический характер.
То медленно, то ускоренно, интенсивно
изменяются со временем все ее составляющие:
технические средства и характер
труда, отношения людей и сами
люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются
и взгляды людей на мир, улавливая
и преломляя перемены их общественного
бытия. В мировоззрении того или
иного времени находит
1.2. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1. Знания
- совокупность сведений об
2. Ценности
- это особое отношение людей
ко всему происходящему в
Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.
3. Эмоции
- это субъективная реакция
Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".
4. Воля -
способность к выбору цели
деятельности и внутренним
5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.
Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.
6. Вера -
это степень доверия человека
к содержанию имеющихся у него
знаний. Диапазон человеческой веры
весьма широк. Он простирается
от практической очевидности
до религиозных верований или
даже легковерных принятий
7. Сомнение
- критическое отношение к каким-
Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.
Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.
1. Обыденное
мировоззрение - это совокупность
взглядов, основанных на здравом
смысле, повседневном жизненном
опыте. Это стихийно
2. Более
высокой разновидностью
Мировоззренческие
идеи, возникающие в процессе научного,
художественного, политического, и
др. творчества, могут в определённой
степени воздействовать и на мышление
профессиональных философов. Яркий
пример тому - огромное влияние творчество
Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на
отечественную и мировую
Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.
Таким образом, мы вплотную подошли к философии, как теоретическому мировоззрению.
В различных
формах мировоззрения по-разному
представлены эмоциональный и
Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти "полюса". Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение - взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.
Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в "мрачные" тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр "светлых" эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.
Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".