Мировоззрение и миросозерцание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
Значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе, что такое мировоззрение, миропонимание и мироощущение каков их смысл.

Содержание работы

Введение 3
1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Мироощущение и миропонимание
1.1. Понятие мировоззрения 4
1.2. Структура мировоззрения 5
1.3. Миропонимание и мироощущение 8
2. Типы и виды мировоззрения 12
3. Особенности философского миросозерцания (мировоззрения) 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ!!!ФИЛОСОФИЯ.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

В ткани  мировоззрения разум и чувства  не обособлены, переплетены и к  тому же соединены с волей. Это  придает всему составу мировоззрения  особый характер. Мировоззрение, по крайней  мере его узловые моменты, его  основа, тяготеют к тому, чтобы стать  более или менее целостным  комплексом убеждений. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие  всему складу их сознания, жизненным  устремлениям. Во имя убеждений - так  велика их сила - люди порой рискуют  жизнью и даже идут на смерть.

Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные  его составляющие приобретают новый  статус: они вбирают в себя отношение  людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются  людьми. И тогда - в тенденции - становятся больше чем просто знанием, превращаясь  в познавательные убеждения - в целостный  способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают  также нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а  в пределе - всего мирового сообщества.

Важная  роль убеждений в составе мировоззрения  не исключает положений, принимаемых  с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции  в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или  иной системы ориентаций, срастание  с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция  слепа и ущербна, не соответствует  сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались  в истории, включая и нашу отечественную  историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной  из античных школ, носившей такое название).

Итак, мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем  переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления  и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и  практика людей, осмысление прошлого и  видение будущего. Сочетание всех этих "полярностей" - напряженная  духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

 

 

 

 

 

 

  1. ТИПЫ И ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. Мифология.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки  знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии, выражающих миропонимание  и мировосприятие того времени.

Ощущение  человеком бытия, эмоциональное  восприятие и доступное ему понимание  природы выражались в древних  сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При  всем многообразии древних мифов (первобытное  общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них  проявились сходные представления  человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического  сознания была исторически необходимым  способом духовного освоения реальности. Темы мифов:

1. Космическая  тема:

- происхождение  и строение Вселенной;

- о важнейших  явлениях природы (затмения, наводнения, падения метеоритов);

- о мировой  гармонии.

2. Тема  человека:

- происхождение  человека;

- стадии  его жизни;

- проблема  жизни и смерти.

3. Тема  культуры:

- проблема  достижений культуры (добывание  огня, изобретение ремёсел, обряды  и т.д.);

Черты мифологического  мировоззрения:

- Эмоционально-образная  форма - проявляется при передаче  образов героев, богов, духов.

- Очеловечивание  природы - перенос человеческих  черт на окружающий мир, олицетворение  и одушевление космоса, природных  сил. Мифологии свойственны нежёсткие  разграничения: - мира природы и  человека;

- мысли  и эмоции;

- художественных  образов и научного знания - отсутствие  рефлексии

Рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием.

-Утилитарная  направленность мифологии проявляется  в том, что его мировоззренческие  проблемы тесно связаны с практическими  задачами: на удачу, счастливую  жизнь, защиту от голода, болезней.

Миф умер как базовая форма мировоззрения  на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.

2. Религия  (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом  которого служит вера в наличие  тех или иных сверхъестественных  сил, которые играют ведущую  роль в окружающем человека  мире и конкретно в судьбе  каждого из нас. Мир и религия  взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения.

а) Религия  опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

б) Религия  не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и  культ.

Вера - это  способ осознания мира религиозным  сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая  направленность. В рамках религиозных  систем, религиозного сознания большое  значение приобретают этические  представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует  духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали  подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем.

Результатом этого явилось создание философских  систем.

3. Философия  - это предельно обобщённое, теоретическое  видение мира. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к  теоретическим рассуждениям.

Впервые термин "философ" употребил древнегреческий  учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Само  понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно  выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

Вследствие  этого возникновения развитие философии  означало отмежевание от мифологии  и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение  часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что  религия в решении мировоззренческих  задач опирается на веру, а философия  есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Черты философского мировоззрения:

1. Философское  мировоззрение это теоретический  взгляд на мир с позиций  активного существа, осознающего  как самого себя, так и то  с чем ему приходится взаимодействовать.  Это совокупность фундаментальных  идей о человеке, о мире и  об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно  ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои  поступки.

2. В философии  сформировался жёсткий категориальный  аппарат: логос, причинность, закон,  идея, необходимость и т.д.

Язык  философии - не образы, не картинки, а  категории.

3. Философия  логична и доказательна.

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей  систематизированной, логически упорядоченной  форме.

4. Философия  - рефлективный тип мировоззрения.  В нём содержатся  размышления  над собственными представлениями  о мире и месте человека  в этом мире т.е. размышления  над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие  - объективный принцип философии.  По самой своей природе философия  требует размышления, сомнения, допускает  критику идей, отказ от веры  в догматы и постулаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ

Миросозерцание (мировоззрение) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к  окружающей их действительности и самим  себе, а также обусловленные этими  взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

В отличие от мифологии  и религии, философия опирается  на теоретико-логическое размышление  человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии  как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое  установление, а всегда вопрос. Основой  философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся  представлений о мире.

Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет  дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших  представлений о бытии, поэтому  чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение –  результат не праздного любопытства  не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.

Философия выражала появившуюся  потребность разбираться с помощью  разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали  в ходе исторического процесса, поэтому  отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение  мира в системе понятий. Кроме  того, философское мировоззрение, в  отличие от мифологического и  религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

Мифологическое и религиозное  мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного  осмысления.

Каждая философская  концепция сугубо индивидуальна. Философия  всегда ориентирует человека на самостоятельный  анализ тех или иных проблем.

Цель теоретической  философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских  знаний она будет более весома и значима.

Философия и религия  являются близкими по ряду оснований:

Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности  в гармонизации отношений.

Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение  человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия –  определенные абсолюты.

Они близки и тем, что  это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами  жизнедеятельности).

И, тем не менее, это  различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком  мира:

Философия как рефлексия, как размышление исходит в  своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины  развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний  мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.

Информация о работе Мировоззрение и миросозерцание