Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:57, реферат
В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
Значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе, что такое мировоззрение, миропонимание и мироощущение каков их смысл.
Введение 3
1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Мироощущение и миропонимание
1.1. Понятие мировоззрения 4
1.2. Структура мировоззрения 5
1.3. Миропонимание и мироощущение 8
2. Типы и виды мировоззрения 12
3. Особенности философского миросозерцания (мировоззрения) 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
В ткани
мировоззрения разум и чувства
не обособлены, переплетены и к
тому же соединены с волей. Это
придает всему составу
Таким образом,
включаясь в мировоззрение, различные
его составляющие приобретают новый
статус: они вбирают в себя отношение
людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются
с волей к действию. Даже знания
в контексте мировоззрения
Важная
роль убеждений в составе
Итак, мировоззрение
- единство знаний и ценностей, разума
и чувств, миропонимания и мироощущения,
разумного обоснования и веры,
убеждений и сомнений. В нем
переплетены общественно
1. Мифология.
Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии, выражающих миропонимание и мировосприятие того времени.
Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Темы мифов:
1. Космическая тема:
- происхождение и строение Вселенной;
- о важнейших явлениях природы (затмения, наводнения, падения метеоритов);
- о мировой гармонии.
2. Тема человека:
- происхождение человека;
- стадии его жизни;
- проблема жизни и смерти.
3. Тема культуры:
- проблема достижений культуры (добывание огня, изобретение ремёсел, обряды и т.д.);
Черты мифологического мировоззрения:
- Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче образов героев, богов, духов.
- Очеловечивание
природы - перенос человеческих
черт на окружающий мир,
- мысли и эмоции;
- художественных образов и научного знания - отсутствие рефлексии
Рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием.
-Утилитарная
направленность мифологии
Миф умер
как базовая форма
2. Религия
(от лат. religio - благочестие, святость)
есть форма мировоззрения,
Черты религиозного мировоззрения.
а) Религия
опирается на образно-эмоциональную,
чувственно-наглядную форму
б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.
в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ.
Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.
В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.
г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем.
Результатом этого явилось создание философских систем.
3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека.
Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям.
Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.
Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.
Вследствие этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.
Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.
Их коренное
отличие состоит в том, что
религия в решении
Черты философского мировоззрения:
1. Философское
мировоззрение это
2. В философии
сформировался жёсткий
Язык философии - не образы, не картинки, а категории.
3. Философия логична и доказательна.
Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
4. Философия
- рефлективный тип
5. Свободомыслие
- объективный принцип философии.
Миросозерцание (мировоззрение) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.
Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.
Философия – это рефлексия,
а это значит, что она имеет
дело не с самим предметом бытия,
а с мыслью о бытии, с определенным,
уже сложившимся сознанием
Философия выражала появившуюся
потребность разбираться с
Мифологическое и религиозное мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления.
Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем.
Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.
Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.
Они близки и тем, что
это ценностные формы духовной деятельности
(не научная истина конкретного знания
является их целью, а формирование духовной
жизненной концепции в
И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:
Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.