Мировоззрение с философской точки зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Это фундамент человеческого сознания.

Содержание работы

1.Введение_______________________________________________3
2.Мировоззрение с философской точки зрения:
2.1Философия как разновидность мировоззрения__________________ 6

2.2 Предмет и методы философии_______________________________14
3. Заключение________________________________________________29

4. Список использованной литературы___________________________31

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)
 

Содержание 

  1. Введение_______________________________________________3
  2. Мировоззрение с философской точки зрения:

2.1Философия как разновидность мировоззрения__________________ 6

2.2 Предмет и  методы философии_______________________________14

3. Заключение________________________________________________29

4. Список использованной  литературы___________________________31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

   Введение

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

мифология;

религия;

философия.

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».  Это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. 
 

   3

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности.   Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов. 

Сущность философского мировоззрения не исчерпывается ответом на вопросы о том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно так же учитывать, какой метод познания используется при философском рассмотрении окружающего мира.

История философии, начиная с древних времен и до наших дней, насыщена борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных групп.    

 Мировоззрение  – необходимая составляющая человеческого  сознания, познания. Это не просто  один из его элементов в  ряду многих других, а их сложное  взаимодействие. Говоря о мировоззрении  в большом общественно-историческом  масштабе, имеют ввиду преобладающие  на том или ином этапе истории ,предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений.  

4

Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение  в собственном смысле слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении  мышления к бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается  первичным – материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.    

      Мировоззрение является отражением  материального общественного бытия  людей. Оно зависит от уровня  человеческих знаний, достигнутых  в данный исторический период, а также от господствующего  общественного строя. Мировоззрение,  следовательно, имеет исторический  характер. С развитием общества  изменяется и мировоззрение людей.  В антогонистичес- ком классовом обществе не может быть единого мировоззрения.    

      Мировоззрение имеет не только  теоретическое, познавательное, но  и огромное практическое значение: выражая общий взгляд на мир  в целом, оно определяет отношение  людей к окружающему миру и  служит руководством для действия. Передовое, научное мировоззрение,  раскрывая объективные законы  природы и общества, направляет  деятельность людей в соответствии  с прогрессивным развитием общества и тем ускоряет развитие общества.  
 
 
 
 
 

   5

    Мировоззрение с философской  точки зрения:

2.1 Философия как разновидность мировоззрения.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

мифология;

религия;

философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистичес- кое восприятие окружающей действительности.

    Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение  Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных  явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

    Чертами мифа являются:

1)очеловечивание природы;

2) наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

6

3) отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

4) практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

5) однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном  мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а  не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

    Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных  явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические  проблемы.

    Основными мировыми религиями являются:

• христианство;

• ислам;

• буддизм.  

7

    Крупнейшие  и наиболее распространенные в мире национальные рели- гии:

синтоизм;

• индуизм;

• иудаизм.

    Помимо  мировоззренческих религия имеет  ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

    Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли  на саму себя);

• логично (имеет  внутреннее единство и систему);

• опирается  на четкие понятия и категории.  
 

8

    Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как  мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризмфилософское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестествен- ной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

    Антропоцентризмтип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).  
 
 

9

    Миф — это общественное сознание древнего общества, способ само- выражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии. Миф — единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах (кентавры, сирены), о деяниях богов и героев. Различные народы посвятили свои мифы космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить. В мифах такого рода содержат- тся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводне- ниях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте. Как уже было сказано выше, мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т. д. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

1) эмоционально-образная  форма.

  2) очеловечивание  природы. 

 3) отсутствие  рефлексии.

4) утилитарная  направленность.

    10

      Очеловечивание природы в мифах  проявлялось в переносе человечес- ких черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует. Рефлек- сия — это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями. Утилитарная направлен- ность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества. Миф умер как форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения. Религия (от лат. Religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимос- вязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно- нагляд-   ную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного созна- ния. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, раз- личных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия нерефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

Информация о работе Мировоззрение с философской точки зрения