Мировоззрение с философской точки зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Это фундамент человеческого сознания.

Содержание работы

1.Введение_______________________________________________3
2.Мировоззрение с философской точки зрения:
2.1Философия как разновидность мировоззрения__________________ 6

2.2 Предмет и методы философии_______________________________14
3. Заключение________________________________________________29

4. Список использованной литературы___________________________31

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)

    11

      Религиозных течений много. Только  в России их свыше 40. Существуют  три основных мировых религии  — буддизм, христианство, ислам  и различные национальные религиозные  системы типа синтоизм, индуизм,  иудаизм и т. д. В рамках  религиозных систем, религиозного  сознания большое значение приобретают  этические представления, нормы,  идеалы, ценности (этика конфуцианства,  десять заповедей в христианской  религии и т. д.). В религиозном  сознании культивируются чувства  любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир  человека. Еще недавно в нашей  стране религия и верующие  люди были в стесненных обстоятельствах.  Господствовала атеистическая идеология,  которая достаточно планомерно  и целенаправленно воевала с  идеалистическим мировоззрением (любая  религия — объективный идеализм). Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм ф-кий есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том, что Философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д. Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия, Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизи- рованной, логически упорядоченной форме. Философия относится к рефлек- сивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся размышле- ния над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире.

    12

    Взгляд  на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания. Свободомыслие — объективный принцип филосо- фии, который, к сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе

    Философия требует размышления, сомнения, допускает  критику идей, отказ от веры в  те догматы и постулаты, которые  утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основа- ния бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

13

2.2 Предмет и методы философии.

    Предметом называется круг вопросов, которые  изучает философия. Общую структуру  предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

    В рамках данных четырех основных разделов философии можно выде- лить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

• происхождение  бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его  происхождение и природа;

• взаимоотношение  материи и сознания;

• бессознательное;

• человек, его  сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество;

14

• общество и  человек;

• природа;

• природа и  общество;

• духовная сфера  жизни общества;

• материально-экономическая  сфера жизни общества;

• социальная сфера  общества;

• общественно-экономические  формации, цивилизации;

• перспективы  человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• особенности  познания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания и его  результаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• движение;

• философские  категории;

• диалектика и  ее законы;

• иные вопросы.

    Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:  

15

• диалектика;

• метафизика;

• догматизм;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

    Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется  поиск абсолютной истины, не уделяется  внимания противоречиям, не осознается их единство).

    Догматизм восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

    16

    Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика метод , основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

    Герменевтикаметод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

    Одновременно  и направлениями в философии, и философскими метода- ми являются:

• материализм;

• идеализм;

• эмпиризм;

• рационализм.  

17

    При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распростра- нение в современной российской.)

    Суть  идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распрост- ранен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

    Эмпиризмметод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преиму- щественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

    Рационализмфилософский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)    

     Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом миро- воззрения является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что счита- ется первичным – материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.

    18

 Мировоззрение  является отражением материального  общественного бытия людей. Оно  зависит от уровня человеческих  знаний, достигнутых в данный  исторический период, а также  от господствующего общественного  строя. Мировоззрение, следовательно,  имеет исторический характер. С  развитием общества изменяется  и мировоззрение людей. В антогонистическом классо- вом обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение в классовом обществе носит классовый характер; господствующим мировоз- ззрением является мировоззрение господствующего класса. Так, в условиях феодального строя господствовало религиозно-идеалистическое мировоззре- ние крупных землевладельцев, светских и духовных.    

      Мировоззрение имеет не только  теоретическое, познавательное, но  и огромное практическое значение: выражая общий взгляд на мир  в целом, оно определяет отношение  людей к окружающему миру и  служит руководством для действия. Передовое, научное мировоззрение,  раскрывая объективные законы  природы и общества, направляет  деятельность людей в соответствии  с прогрессивным развитием общества и тем ускоряет развитие общества.    

      Предмет философии как науки  изменялся в ходе исторического  развития. Почти вплоть до возникновения  марксизма философия выступала  как наука наук, включающая в  себя все положительные знания  о мире и заменяющая собой  все науки. Исторически это  было оправдано слабым развитием  конкретных знаний о природе  и обществе, недифференцирован- ностью науки. Развитие конкретных наук положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать действитель- ные связи явлений природы и заменять фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней  

    19

    философию как «науку наук», стремящуюся к  построению всеобъям- лющих систем, в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и звеньями.

    Последней попыткой создания такого рода системы  была философия Гегеля.    

      Существенно то, что все это  многообразие знаний объединено  в целостность. Эта целостность  обеспечивается не только теми  взаимосвязями между теоретическим  и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания не  исчерпывается этими уровнями - она  включает также и то, что принято  называть основаниями научного  знания. Эти основания помимо  того, что за счет них достигается  целостность предметной области,  вместе с тем определяют стратегию  научного поиска и во многом  обеспечивают включение его результатов  в культуру соответствующей исторической  эпохи. Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования  оснований наиболее отчетливо  прослеживается социокультурная размерность научного познания.    

      Основания каждой конкретной  науки, в свою очередь, имеют доста- точно сложную структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания.    

      Философские основания науки  наряду с функцией обоснования  уже добытых знаний выполняют  также эвристическую функцию.  Они активно участвуют в построении  новых теорий, целенаправляя перестройку норма- тивных структур науки и картин реальности. 

    20

      Используемые в этом процессе  философские идеи и принципы  могут применятся и для обоснования полученных результатов (новых картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным.

Информация о работе Мировоззрение с философской точки зрения