Мировоззрение с философской точки зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:26, реферат

Описание работы

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Это фундамент человеческого сознания.

Содержание работы

1.Введение_______________________________________________3
2.Мировоззрение с философской точки зрения:
2.1Философия как разновидность мировоззрения__________________ 6

2.2 Предмет и методы философии_______________________________14
3. Заключение________________________________________________29

4. Список использованной литературы___________________________31

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)

    Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.    

 На первом  этапе основной установкой, которая  пронизывала разнообразные философские  принципы, применяемые при обосновании  научных знаний о природе, была  идея абсолютной суверенности  познающего разума, который, как  бы со стороны созерцая мир,  раскрывает в явлениях природы  их истинную сущность. Считалось,  например, что объективность и  предметность знания достигается  лишь тогда, когда из описания  и объяснения исключается все,  что относится к субъекту, средствам  и процедурам его познавательной  деятельности. Эти процедуры принимались  как раз и навсегда данные, неисторические. Идеалом познания  было построение окончательной,  абсолютно истинной картины природы;  главное внимание уделялось поиску  очевидных, наглядных и "вытекающих  из опыта" онтологических принципов.     

 На втором  этапе обнаруживается кризис  этих установок и осуществляется  переход к новому типу философских  оснований. Этот период характеризуется  отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.  

21

    Допускается истинность различных конкретных теоретических  описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится момент объективно-истинного знания. Осмысливаются взаимосвязи между  онтологическими постулатами науки  и характеристиками метода, посредст- вом которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.    

      На третьем этапе, становление  которого охватывает эпоху становле- ния современной НТР, по-видимому, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание экологических процессов , глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т.д.).    

      Переход от одной структуры  философских оснований к другой  означает пересмотр ранее сложившегося  образа науки. Этот переход  всегда является глобальной научной  революцией.    

      Философские основания науки  не стоит отождествлять с общим  массивом философского знания. Из  большого поля философской проблематики  и вариантов ее решений, возникающих  в культуре каждой исторической  эпохи, наука использует в качестве  обосновывающих структур лишь  некоторые идеи и принципы.  

    22

    Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над основаниями  всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д. Обсуждая и  решая эти проблемы, философия  вырабатывает и такие категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.    

 Таким образом,  философия в целом обладает  определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При решении философией мировоззренческих проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.    

      Источник прогностических функций  философии коренится в основ- ных особенностях философского познания, нацеленного на постоянную рефлексию над мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно выделить два основных аспекта, существенно характеризующих философ- ское познание. Первый из них связан с обобщением философией предельно широкого материала исторического развития культуры, который включает не только науку, но и все феномены творчества. Философия часто сталкивается с фрагментами и аспектами действительности, которые превосходят по уров- ню системной сложности объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты, функционирование которых предполагает вклю- ченность в них человеческого фактора,  

    23

стали предметом естественно - научного исследования лишь в эпоху современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ, анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента "человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечи- вающий освоение таких систем, дорабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения в естествознании.    

      Второй аспект философского творчества, связанный с генерацией содержания, потенциально выходящего за рамки  необходимых для науки определенной  исторической эпохи философских  идей и категориальных структур, обусловлен внутренне - теоретическими задачами самой филосо- фии. Выявляя основные мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи, философия затем оперирует с ними как с особыми идеальными объектами, изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где любое изменение одного элемента прямо или косвен- но влияет на другие. В результате таких внутренне - теоретических операций могут возникать новые категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы, философия готовит своеобразные категориаль- ные матрицы будущих мировоззренческих структур, будущих способов понимания, осмысления и переживания человеком мира.    

      Переход от одного типа философских  оснований науки к другому  всегда обусловлен не только  внутренними потребностями науки,  но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют филосо- фия и наука.

    24

    Для науки важно не только существование  в сфере философского знания соответствующей  эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность  путем селективного заимствования  соответствующих категори- альных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основа- ния.    

      Сложное взаимодействие между  историческим развитием философии  и философских оснований науки  необходимо учитывать и при  анализе совре- менных процессов перестройки этих оснований.    

      Становление диалектико-материалистической  философии знаменова- ло переход к новому способу философского мышления, который осознает свои собственные социальные предпосылки и свою обусловленность истори- ческим развитием общественных отношений и деятельности людей.    

    Сами  по себе эвристический и прогностический  потенциалы диалек- тико- материалистической философии не снимают проблемы практического применения в науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в рамках которых выработанные философией категориальные структуры адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкре- тизацией категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной карти- ны мира и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки. Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического анализа науки. В результате при решении кардинальных научных проблем содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки, которые затем выявляются философской рефлексией и слу- жат основанием для нового обогащения категориального аппарата филосо- фии. Извращение этих принципов чревато большими издержками как для науки, так и для философии.

    25

    Философия порой понимается как некое абстрактное  знание, предельно удаленное от реальностей  повседневной жизни. Нет ничего более  далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут  начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится  главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных  понятий и категорий, до самых  хитроумных мыслительных построений, в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальнос- тей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможнос- тей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реаль- ности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разре- шение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.  

    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон). Миф — это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии. 
 

26

    Философия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата.

    Исходя  из рассмотренного подхода к философии  как типу мировоззре- ния и науке, можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т. е. духовно-гуманистическую, и крити- ческую функции философии. Формируя представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д., Философия выполняет мировоззренческую функцию. Велика роль филосо- фии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой. Эти методы называют частно - научными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания.  
 

    27

    Это вовсе не значит, что Философия  в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в  конкретной научной области. Философс- кие методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специа- льных частно - научных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного поз- нания. Выполняя познавательную функцию, Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая Философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала философию с учением о категориях. Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к истине. 
 

28

Заключение

    Человек разумное социальное существо. Его  деятельность целесообраз- на. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

    Мировоззрение – это система взглядов на объективный  мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Информация о работе Мировоззрение с философской точки зрения