Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:26, реферат
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Это фундамент человеческого сознания.
1.Введение_______________________________________________3
2.Мировоззрение с философской точки зрения:
2.1Философия как разновидность мировоззрения__________________ 6
2.2 Предмет и методы философии_______________________________14
3. Заключение________________________________________________29
4. Список использованной литературы___________________________31
Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.
На первом
этапе основной установкой, которая
пронизывала разнообразные
На втором
этапе обнаруживается кризис
этих установок и
21
Допускается
истинность различных конкретных теоретических
описаний одной и той же реальности,
поскольку в каждом из них содержится
момент объективно-истинного знания.
Осмысливаются взаимосвязи
На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху становле- ния современной НТР, по-видимому, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание экологических процессов , глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т.д.).
Переход от одной структуры
философских оснований к
Философские основания науки
не стоит отождествлять с
22
Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над основаниями всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д. Обсуждая и решая эти проблемы, философия вырабатывает и такие категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.
Таким образом, философия в целом обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При решении философией мировоззренческих проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.
Источник прогностических
23
стали предметом естественно - научного исследования лишь в эпоху современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ, анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента "человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечи- вающий освоение таких систем, дорабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения в естествознании.
Второй аспект философского
Переход от одного типа
24
Для науки важно не только существование в сфере философского знания соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем селективного заимствования соответствующих категори- альных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основа- ния.
Сложное взаимодействие между
историческим развитием
Становление диалектико-
Сами
по себе эвристический и
25
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальнос- тей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможнос- тей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реаль- ности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разре- шение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Мировоззрение —
целостный взгляд на мир и место в нем
человека. Исторически первым был мифологический
взгляд на мир (миф — предание, сказание;
логос — слово, учение, понятие, закон).
Миф — это общественное сознание древнего
общества, способ самовыражения тогдашнего
человеческого общества. Это наиболее
ранняя форма духовной культуры человечества,
в которой соединены зачатки знаний, элементы
верований, политических взглядов, различных
видов искусства, собственно философии.
26
Философия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата.
Исходя
из рассмотренного подхода к философии
как типу мировоззре- ния и науке, можно
выделить методологическую, мировоззренческую,
познавательную, воспитательную, т. е.
духовно-гуманистическую, и крити- ческую
функции философии. Формируя представление
об устройстве мира и месте в нем человека,
обосновывая ценности и цели человеческой
жизни, вырабатывая принципы практического
взаимодействия с миром и т. д., Философия
выполняет мировоззренческую функцию.
Велика роль филосо- фии в качестве методологической
функции. Методология — это система исходных
принципов, обобщенных способов (методов)
организации и построения теоретической
деятельности, а также учение об этой системе.
Среди разнообразия методов можно выделить
такие, которые используются только одной
наукой. Эти методы называют частно - научными.
Соответственно общенаучные методы те,
которые используются целым рядом, определенной
группой наук. Философия же являет собой
всеобщий метод, ибо ее предметом исследования
в данном случае выступают наиболее универсальные
принципы мышления, всякого познания.
27
Это
вовсе не значит, что Философия
в силу всеобщности своего метода
способна давать истинное знание в
конкретной научной области. Философс-
кие методы, будучи универсальными, являются
необходимым условием решения разнообразных
конкретных задач, но не подменяют собой
специа- льных частно - научных методов,
а конкретизируются ими. В силу этого философия
выполняет методологическую функцию для
всего научного поз- нания. Выполняя познавательную
функцию, Философия выявляет наиболее
общие идеи, представления, формы опыта,
на которых базируется та или иная конкретная
культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом. Их называют универсалиями
культуры. Важное место среди них занимают
философские категории, к которым относят
такие универсальные понятия, как бытие,
материя, предмет, явление, процесс, свойство,
изменение, различие, причина — следствие,
случайное — необходимое, часть — целое,
элемент — структура. Ни один ученый, будь
он историк, естествоиспытатель, экономист,
литературовед, не может обойтись без
этих понятий. Эти понятия приложимы не
к одной какой-то области, а к любым явлениям.
Вот почему их относят к предельным основаниям,
универсальным формам культуры. Классическая
Философия от Аристотеля до Гегеля тесно
связала философию с учением о категориях.
Философия как наука имеет большую практическую
значимость. Она помогает личности ясно
судить о том, что происходит вокруг в
природе, в обществе и в сознании людей.
Эти знания базируются на основаниях,
пришедших из глубины веков, из них состоит
фундамент современной науки. Философия
показывает и сокращает путь к истине.
28
Заключение
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообраз- на. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
Информация о работе Мировоззрение с философской точки зрения